Дело № 2-2174
2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО5, участием представителя истца – ФИО8, представителя ответчика – ФИО6, представителя третьего лица – ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес>, третье лицо – Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес>, о признании права собственности на земельный участок, признании недействительным постановления,
установил:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок площадь 0,02 га земель населенных пунктов, разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с. ФИО3, пер. Волшебный, 8; признать недействительным Постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сельского совета АРК, истцу разрешено составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,20 га за счет земель запаса ФИО3 сельского совета расположенного в с. ФИО3 пер. Волшебный, 8, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета ФИО3 поселкового совета следует, что расположение спорного земельного участка соответствует утвержденной строительной документации, вид целевого использования спорного земельного участка – индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с порядком завершения оформления права на землю, истец произвел межевание спорного земельного участка и поставил его на кадастровый учет – №. Межевой план был подготовлен в соответствии с нормативными правовыми актами. После истец подал заявление в Администрацию <адрес> о передаче ему безвозмездно в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав в соответствии с 38-ЗРК и им получено постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в передач данного земельного участка, в связи с несоответствием его градостроительной документации. Считает, что оспариваемое постановление незаконно и необоснованно, поскольку при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, Администрация <адрес> согласовала месторасположение границ земельного участка. Ответчиком не были оспорены результаты межевания и постановки на кадастровый учет спорного участка и не отменено первоначальное решение ФИО3 поселкового совета. Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота либо на него установлен федеральным законом запрет на приватизацию, либо что спорный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд не имеется. Каких либо документально подтвержденных правовых обоснований несоответствия расположения спорного земельного участка вновь разработанным схемам территориального зонирования, пересечения его границ красных линий либо нахождения в них, также не имеется. Категория земли - земли населенных пунктов, на которой находится спорный земельный участок, не могла измениться при отсутствии документов по территориальному планированию. Сведений о том, что спорный земельный участок относиться к землям лесного фонда либо к землям особо охраняемых территорий, объектам культурного наследия не имеется. В связи с уклонением ответчика от своих непосредственных обязанностей, истец не может зарегистрировать свое право собственности на спорный земельный участок, хотя не видит причин, по которым невозможно было бы ему предоставить спорный земельный участок в собственность. Право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Кроме того, закон 38-ЗРК указывает, что изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым. Таким образом, с учетом, а не на их основании. Отсутствуют обстоятельства, делающие невозможным передачу в собственность спорного земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий. Указанным постановлением истцу отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, с. ФИО3, пер. волшебный, 8, кадастровый №, площадью 2000 кв. метров, в связи с тем, что место расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительной документации. При этом, данное основание для отказа предусмотрено законом.
Представитель третьего лица в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что оспариваемое постановлении Администрации <адрес> вынесено на основании заключения управления градостроительств и архитектуры Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное заключение выдано на основании сопоставления испрашиваемого земельного участка с градостроительной документацией с. ФИО3 <адрес> и было выявлено несоответствие испрашиваемого земельного участка градостроительной документации, а именно: часть земельного участка накладывается на запланированную дорогу общего пользования.
Суд, выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением 66-й сессии 5-го созыва ФИО3 сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разрешено составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,20 га, расположенного в с. ФИО3, пер. Волшебный, 8 для строительства и обслуживания жилого дома, и хозяйственных построек.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой <адрес> имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор) <адрес> считается принятой в ФИО1 с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, которой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Таким образом, соблюдение Администрацией <адрес> процедуры принятия оспариваемого истцом решения и его законность подлежит проверке судом на их соответствие нормам Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативно – правовых актов.
В статье 13 Закона №-ЗРК закреплено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок №).
В соответствии с пунктом 4 Порядка №, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (далее - разрешение на разработку документации).
Решение органа местного самоуправления о даче ФИО2 разрешения на составление проекта отвода земельного участка является действующим, никем не отменено.
В соответствии с пунктом 5 Порядка №, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка №.
В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта утвержденного решением Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Алушта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Алуштинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Алуштинским городским советом.
Пунктом 2 Порядка переоформления права или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта», утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что коллегиальным органом по предварительному рассмотрению вопросов в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки внесению соответствующих рекомендаций Администрации <адрес> является Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов в порядке переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки, созданная на основании постановления Главы Администрации, которым также утверждается положение о деятельности комиссии.
Заинтересованное лицо подает в управление земельных отношений Администрации заявление о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: копия документа, подтверждающего личность гражданина; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления - Алуштинского городского совета, ФИО3, Изобильненского, Маломаякского, Малореченского, Приветненского сельских советов и Партенитского поселкового совета, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (п.3,4 Порядка).
Судом установлено, что ФИО2 обратился в управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 2000 кв.м. по адресу: РК, <адрес>, с. ФИО3, пер. Волшебный, 8.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым №-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Согласно п. 7 Порядка переоформления права или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта», утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено -Глава издает мотивированное постановление Администрации об отказе в удовлетворении заявления с учетом рассмотрения рекомендаций комиссии при наличии следующих основании: несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Судом установлено, что постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, с. ФИО3, пер Волшебный, 8, кадастровый №, площадью 2000 кв. метров, в связи с тем, что место расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительной документации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> постановления № об отказе в предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка послужило заключение управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из указанного заключения следует, что градостроительной документацией, а именно Генеральным планом сел ФИО3, ФИО3 сельского совета, утвержденного решением сессии ФИО3 сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана застройки сел ФИО3, ФИО3», актуализированный решением № от ДД.ММ.ГГГГ «О генеральном плане с. ФИО3 сельского совета», испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории личных крестьянских хозяйств, а частично - на проектируемой дороге.
Указанные выводы заключения полностью соответствуют письменным доказательствам имеющимся в материалах дела, а именно: фрагментом генерального плана с ФИО3, ФИО3, из которого следует, что испрашиваемый ФИО2 земельный участок кадастровый № по адресу: с. ФИО3, пер. Волшебный, 8 находиться на территории личных крестьянских хозяйств и проектируемой дороге общего пользования; решением ФИО3 сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании генерального плана застройки сел ФИО3, ФИО3, Семидворье; генеральным планом сел ФИО3, ФИО3 сельского совета; решением ФИО3 сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана застройки сел ФИО3, ФИО3»; решением ФИО3 сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что субъект властных полномочий при вынесении оспариваемого постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ действовал в рамках предоставленных ему полномочий и основание отказа в предоставлении ФИО2 земельного участка предусмотрено законом.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Из толкования указанных норм процессуального права следует, что сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается, а суд в свою очередь лишь по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств, тем самым суд как арбитр не может сам выступать стороной по делу и осуществлять сбор, выяснять существование доказательств по рассматриваемому спору.
При этом, истцом и его представителем суду не предоставлено доказательств в обоснование своих исковых требований о том, что испрашиваемый земельный участок кадастровый № по адресу: с. ФИО3, пер. Волшебный, 8, целевое назначение – для индивидуального жилищного строительства, соответствует градостроительной документации с. ФИО3.
Судом не принимается во внимание справка ФИО3 сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что расположение земельного участка соответствует утвержденной градостроительной документации (Генеральный план с. ФИО3, ФИО3), актуализированной Решением 38-й сессии 6-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанная справка противоречит генеральному плану с. ФИО3, ФИО3, находящемуся в материалах дела.
Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
В соответствии со ст. 59 ЗК Российской Федерации, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю.
Поскольку судом не установлено нарушение прав истца при вынесении постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то не подлежат удовлетворению исковые требования о признании права собственности на земельный участок площадь 0,02 га земель населенных пунктов, разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, расположенный по адресу: РК, <адрес>, с. ФИО3, пер. Волшебный, 8.
Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, в соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации, судебные расходы подлежат оставлению на счет истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.321 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: