Решение по делу № 2-2149/2014 ~ М-2028/2014 от 19.05.2014

Дело № 2-2149 (2014)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2014 года г. Ачинск Красноярский край

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием истца Никифоровой Л.А.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифоровой к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, администрации Ачинского района, администрации г. Ачинска, Ключинскому сельскому совету, войсковой части № 58661-49 о признании проживающей на условиях социального найма, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Никифорова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации г. Ачинска, Ключинскому сельскому совету, войсковой части № 58661-49 о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка,. Исковые требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии войсковой части № 74008 на основании Протокола № от г. ей была предоставлена вышеуказанная квартира. В квартире зарегистрирована одна Никифорова Л.А. и является главным квартиросъемщиком. Спорная квартира находится на территории д. Каменка, ранее она относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. В настоящее время квартира как служебная не используется. Доказательства включения квартиры в число служебных отсутствуют. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 г. № 1779-р военный городок исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ. С Никифоровой Л.А. заключен договор на техническое обслуживание помещения, она несет бремя содержания спорной квартирой, на ее имя открыт финансово-лицевой счет. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истец не имеет другого жилья, право на приватизацию не использовала, истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 4-6).

Определением Ачинского городского суда от 22.05.2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований привлечен 3-ий отдел Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны (л.д. 1).

Определением Ачинского городского суда от 09.06.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (л.д. 87).

В судебном заседании истец Никифорова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что в 1984 г. устроилась в войсковую часть № 74008 на должность мастера портной в ателье. В связи с трудовыми отношениями по ходатайству начальника военторга ей была предоставлена квартира по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка. Никаких документов при этом им на руки не выдали. После этого она вместе с супругом Никифоровым Ю.Я. заселились и проживали в данной квартире, она была зарегистрирована там по месту жительства. В 1991 г. ее супруг выехал из квартиры, забрав все свои вещи, а в 1992 г. они официально расторгли брак. Истец содержит жилое помещение, оплачивает коммунальные услуги. Другой жилой площади, находящейся в собственности или занимаемой по договору социального найма, не имеет. В 2005 году ей дали договор найма служебной квартиры, других документов нет. Полагает, что данный договор не имеет значения, т.к. ее квартира не была отнесена к служебному жилью. Уже после 90-х годов некоторые квартиры включались в число служебных, и если их предоставляли нуждающимся, то с ними сразу заключался договор найма служебного жилья. А она в квартире проживает с 1984 года, когда она не была служебной. Просила признать за ней право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Представители ответчиков администрации Ачинского района, администрации Ключинского района, администрации г. Ачинска, Войсковой части № 58661, Министерства Обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центррегионжилье», «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 148, 149, 150, 161, 162, 164, 182, 190, 191), в суд не явились.

Представители третьих лиц Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.149, 150, 151, 180, 181, 183), в суд не явились.

Согласно представленного заместителем руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю Корниенко И.Н. отзыва, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Ачинский район, д. Каменка, в реестре федерального имущества не учитывается. Сведения и документы, подтверждающие регистрацию права собственности РФ, а также передачу функций по управлению указанным имуществом Министерству обороны РФ, в Территориальном управлении отсутствуют. Также пояснила, что спорный объект недвижимости закреплен на соответствующем вещном праве за Федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и учитывается в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае. Пунктом 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 г. установлено, что федеральное имущество, принадлежащее правообладателю на соответствующем вещном праве, учитывается по месту регистрации (для юридических лиц) в субъектах РФ, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов) (л.д. 67-68). Аналогичный отзыв представлен заместителем руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю Булгаковой Н.Н., действующей на основании доверенности от 19.0.2014 г. (л.д. 128), дополнительно указано о том, что в случае если судом будет установлено, что истец имеет право на приватизацию спорной квартиры против иска возражать не будут. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 127).

Глава Ключинского сельсовета Джотян О.А., представила письменный отзыв, согласно которого просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Ключинского сельсовета (л.д. 70, 71, 124), отзыва по существу иска не представила.

Согласно отзыву представителя ответчика Войсковой части № 58661, квартира по адресу: Ачинский район, д. Каменка, не имеет статуса служенной, дело просил рассмотреть без участия представителя (л.д. 72, 184).

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО Министерство обороны РФ Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности № 16 от 03.03.2014 года (л.д. 77, 116) представила отзыв, в котором по заявленным требованиям возражала, указав, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» не является надлежащим ответчиком по данному делу, т.к. не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. ФГКУ «Сибирское ТУИО» является организацией Вооруженных сил РФ, осуществляет свою деятельность на основании Устава. На основании постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» делегировало Министерству обороны РФ полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и полномочия по распоряжению жилищным фондом Вооруженных Сил РФ. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Граждане, не имеющие связи с Министерством обороны РФ, не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда ВС РФ. У истца отсутствуют основания для признания права собственности в порядке приватизации спорной квартиры, т.к. служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в связи с чем просила в иске отказать (л.д. 75-76, 112-115).

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности от 10.02.2014 года сроком до 20.01.2015 г. (л.д. 81, 111) представила отзыв, в котором по заявленным требованиям возражала, указав, что согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541 I «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве, хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд. В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 214 ПК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из положений п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус них органов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации па праве хозяйственною ведения пли оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждении. С этой целью в п.2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Просила в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 78, 107-108).

Ответчик представитель администрации г. Ачинска извещен надлежащим образом (л.д. 149), в представленном представителем Тютиковой О.В., действующей на основании доверенности от 30.12.2013 г. сроком до 31.12.2014 г. (л.д. 94) отзыве по иску возражает, поскольку в реестре муниципальной собственности г. Ачинска спорная квартира не числится, в число служебных не входит, находится не на территории г. Ачинска (л.д. 92).

От представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Гасанова Н.М., действующего на основании доверенности от 21.04.2014 г. (л.д. 101), поступил отзыв, согласно которого против иска возражает, поскольку после реорганизации ФГКЭУ КЭЧ районов согласно приказу Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений, которым на территории Центрального военного округа является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. ФГКУ «Центррегионжилье» не может являться надлежащим ответчиком т.к. спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение согласно протокола заседания жилищной комиссии в/ч 74008 на момент распределения Никифоровой Л.И., состоящей с военной частью в трудовых отношениях было отнесено к специализированному жилищному фонду. С истцом заключен договор служебного найма. Спорное жилье до настоящего времени находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. На момент вселения нанимателя спорное жилое помещение отнесено к числу служебных. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основание прекращения договора найма служебного жилого помещения. Спорное жилье приватизации не подлежит, в связи с чем просил в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствии представителя (л.д. 97-100).

Согласно сообщению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Бессараб Е.Б. против иска возражает. Сообщил, что спорная квартира находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное правление имущественных отношений» МО РФ. Информация об отнесении жилого помещения к специализированному жилому фонду отсутствует (л.д. 186, 187).

Представитель ответчика Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующая по доверенности от 20.01.2014 года сроком по 31.12.2014 г. (л.д. 123), в представленном отзыве указала, что не возражает против удовлетворения требований истца при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма. Дополнительно сообщила, что распоряжением Правительства № 1779-р от 11.10.2011 года о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, подраздел «Красноярский край» был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, в том числе Ачинский район, д. Каменка. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления. До настоящего времени жилищный фонд д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан. Администрация Ачинского района не является собственником спорного жилого помещения. В связи с чем, отсутствует возможность регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией района и правовые основания для того, чтобы выступать стороной по сделке – договору приватизации. Полагает, что в силу закона спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 120-121).

От представителя федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забойкальском крае Заварыкиной И.Н., поступил отзыв, согласно которого, против заявленных исковых требований возражает в полном объеме, поскольку спорное жилое помещение является федеральным и находится на праве оперативного управления у федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны РФ. На основании Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ было реорганизовано. В связи с чем передало, а Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ приняло имущество, в том числе спорный дом. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие министерством оборона РФ решения о передаче спорной квартиры в собственность истцу. На момент предоставления жилья военный городок расположенный в д. Каменка Ачинского района являлся закрытым и все жилые помещения предоставлялись в качестве служебных на время исполнения трудовых обязанностей. Распоряжением Правительства РФ № 752-р от 01.06.2000 г. утвержден перечень закрытых военных городов Вооруженных сил РФ, в состав которого включен закрытый военный городок, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края. В настоящее время указанный военный городок исключен из перечня закрытых военных городков, однако спорное жилое помещение приватизации не подлежит, поскольку документально не подтверждено, что оно не является служебным. Также истцом не представлено доказательств проживания в спорном жилом помещении на условиях социального найма, поскольку квартира является служебной и была предоставлена на время исполнения трудовых обязанностей, в связи с чем просит в иске отказать (л.д. 132-134, 165-169).

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 57 ЖК РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", действовавший на момент трудоустройства Гараниной А.А. в в/ч 74008, устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.

Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.

Согласно п. 46 Приказа, учету нуждающихся в жилой площади подлежали, в том числе, и не имеющие жилой площади военнослужащие, а также рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, и не имеющие жилой площади (к неимеющим жилой площади относятся также лица, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади);

Согласно действовавшему в 1978 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.

В настоящее время, гражданский персонал может быть признан нуждающимся в получении жилья не иначе как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно по основаниям и в порядке, установленным в ст. ст. 49 и 52 данного Кодекса.

Указанная правовая позиция закреплена в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая гласит, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохраняются обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 г.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что работники из числа гражданского персонала, принятые на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., вправе рассчитывать на реализацию имеющегося права за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991 г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.

Как следует из п. и) вышеуказанного постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р. В него входил военный городок, расположенный по адресу: Ачинский район, д. Каменка.

Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край», в том числе и Ачинский район, д. Каменка, был исключен полностью.

Федеральным законом от 8.12.2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определен порядок и сроки передачи военного недвижимого имущества в муниципальную и собственность субъектов РФ, однако до настоящего времени жилой фонд в муниципальную собственность не передан, соответствующей организации, которая бы была наделена полномочиями МО РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений также не создано.

Как следует из материалов дела, истец Никифорова Л.А. с 1984 года состояла в трудовых отношениях с войсковой частью №74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 26-27).

В 1987 году по решению жилищной комиссии на основании протокола № от 22.08.1984 года (л.д. 82-86) Никифоровой Л.А., была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30,6 кв. м., расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район,.

Согласно выписке из похозяйственной книги, Никифорова Л.А. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, с 22.04.1987 года, на нее открыт финансово-лицевой счет (л.д. 13), заключен договор с 22.08.2011 г. с ОАО «Славянка» на техническое обслуживание жилого помещения, предоставление коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение), энергоснабжения (л.д. 11-12), в соответствии с которыми истец оплачивает услуги (л.д. 19-25).

Истец после предоставления ей спорного жилого помещения постоянно проживает в нем, претензий по проживанию к истцу не поступало.

Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 16).

Также указанная квартира отсутствует в реестре муниципальной собственности г. Ачинска (л.д. 92).

Отсутствует квартира и в реестре государственной собственности Красноярского края (л.д. 119).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. По смыслу ст. 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

И только после соблюдения этой процедуры присвоения статуса служебного жилого помещения жилое помещение могло быть предоставлено в качестве такового по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Однако по настоящему делу доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о присвоении спорной квартире статуса служебного с соблюдением этих процедур, нет.

Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее–военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № (л.д. 31), Постановления Администрации города Ачинска № г. (л.д. 32), № г. (л.д. 33), № 484-П от 26.11.1992 г. (л.д. 34-35), № г. (л.д. 36-37). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д. 39-56), а также отзывами.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что на момент предоставления спорной квартиры, она статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истец проживает в спорной квартире на условиях социального, а не специализированного найма.

Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, ответчиками в материалы дела не представлено.

При рассмотрении данного гражданского дела стороной истца представлен договор № 16 найма служебной квартиры (общежития) в домах государственного жилого фонда в РФ от 23.03.2005 года, заключенного в лице командира части № 74008 и Никифоровой Л.А. о передаче в пользование квартиры по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, (л.д. 7-10). Суд считает, что данный документ не может повлиять на право истца, связанное с приватизацией жилья, поскольку указанный договор не свидетельствует об установлении статуса служебной квартиры в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

В судебном заседании также установлено, что истец других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих ей на праве собственности не имеет, право на приватизацию не использовано, права на спорную квартиру ни за кем не зарегистрированы, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 15, 195).

Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Никифорова Л.А. проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно истец имеет право на приватизацию указанного жилого помещения.

С супругом истца - Никифоровым Ю.Я. брак был расторгнут 30.06.1992 года, квартира предоставлялась на одну Никифорову Л.А. без учета членов семьи, в спорной квартире бывший супруг зарегистрирован не был.

Согласно кадастровому паспорту помещения от 29.04.2014 года площадь жилого помещения, расположенного по адресу: Ачинский район, д.Каменка, составляет 30,6 кв.м., кадастровый номер: (л.д. 17-18).

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения истца в спорное жилое помещение, истцом представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Никифоровой Л.А. в порядке приватизации право собственности на квартиру в д.Каменка Ачинского района Красноярского края.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Никифоровой удовлетворить.

Признать за Никифоровой право собственности на квартиру в д. Каменка Ачинского района Красноярского края общей площадью 30,6 кв. метров.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Судья подпись Е.П. Матушевская

Согласовано к размещению на сайт 05.08.2014 г.

Судья Матушевская Е.П.

2-2149/2014 ~ М-2028/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никифорова Любовь Алексеевна
Ответчики
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ,
ФГКУ ""Сибирское территориальное управление имущественных отношений"
Администрация Ачинского района
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министрерства обороны Рф
Войсковая часть № 58661-49
Администрация Ключинского сельского совета
3-ий отдел ФГКУ "Центррегионжилье"
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Министерство оброны РФ
Другие
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Матушевская Елена Петровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
19.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2014Передача материалов судье
22.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2014Подготовка дела (собеседование)
26.06.2014Подготовка дела (собеседование)
26.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2014Судебное заседание
28.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2015Дело оформлено
17.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее