Дело № 2- 80/ 2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2017 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Летавиной Н.Ф.,
с участием: истца Крылова Н.Е., представителей истца Лахтионова А.А. и Коржиной В.А., представителя ответчика администрации МО «... Прожериной Э.А., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО «...» Шпыновой М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылова Н.Е. к администрации муниципального образования «... ...» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Крылов Н.Е. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «...» с учетом уточнения исковых требований о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., общей площадью не менее ... квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Требования мотивированы тем, что Крылов Н.Е. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Устьянского районного суда от ...г. его мать ФИО1 лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Постановлениям администрации ... от ...г. ... Крылов Н.Е. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «...». С ...г. по ...г. истец воспитывался в ГБОУ АО «...», с ...г. он находится на воспитании в ГБУ АО «...», проходит обучение в ГАПОУ АО «...», в июне 2017 года планирует закончить учебу, переехать на постоянное место жительства и устроиться на работу в ....
В судебном заседании истец Крылов Н.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что период проживания в ... он не помнит, родственников у него в данном поселке не имеется, отсутствует возможность трудоустроиться, по окончании обучения он намерен вернуться в ..., проживать и работать в .... Против установления срока исполнения решения суда по ...г. он не возражает, полагает, что после окончания учебного заведения и до предоставления ему жилого помещения в ... у него будет возможность проживать в ГБУ АО «...».
Представители истца Лахтионов А.А. и Коржина В.А. исковые требования Крылова Н.Е. поддержали, также не возражали против установления срока исполнения решения суда по ...г., пояснив, что вопрос о его проживании в детском доме после окончания учебного заведения и его трудоустройстве в ... они помогут Крылову Н.Е. решить.
Представитель ответчика- администрации МО «...» Прожерина Э.А. возражений по иску не предоставила, просила установить срок исполнения судебного решения по ...г., ссылаясь на недостаточность выделенных средств на исполнение переданных полномочий в текущем году и длительность процедуры по приобретению жилого помещения.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «...» Шпынова М.В. исковые требования поддержала, также пролагала необходимым установить срок для исполнения решения суда по ...г..
Третье лица Министерство образования, науки и культуры ..., извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направили, возражений по иску не предоставили.
Пол определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика и органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что истец Крылов Н.Е., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела, в том числе свидетельством о рождении Крылова Н.Е., справкой ... территориального отдела ЗАГС о внесении сведений в актовую запись об отце по заявлению матери на основании п.3 ст. 17 ФЗ « Об актах гражданского состояния», решением Устьянского районного суда от ...г. о лишении родительских прав ФИО1 в отношении сына Крылова Н.Е.
В силу ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением администрации ... от ...г. ... несовершеннолетний Крылов Н.Е. был направлен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ..., в связи с тем, что ФИО1 осуждена с отбыванием наказания в местах лишения свободы сроком на 2 года.
На основании материалов дела, в том числе справки Устьянского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, путевки ..., распоряжения Министерства образования и науки Архангельской области от ...г. ..., справок ... детского дома, ..., установлено, что Крылов Н.Е. находился на полном государственном обеспечении с 27 июля по ...г. -в ... СРЦН, с ...г. - в ГБОУ АО «...», с ...г. по настоящее время- в ГБУ АО «...», с ...г. проходит обучение в ГАПОУ АО «...», срок окончания обучения- июнь 2017 года.
Постановлением администрации ... от ...г. ... Крылов Н.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «...», жилое помещение, право пользования которым было закреплено за Крыловым Н.Е. по адресу: ..., призвано аварийным и подлежит сносу.
Актом обследования и заключением межведомственной комиссии от ...г., поквартирной карточкой подтверждается, что жилое помещение, нанимателем которого является истец, аварийное и подлежит сносу.
Судом установлено, что истец не проживал в доме в д.... с 8-летнего возраста, планирует после окончания техникума трудоустроиться и проживать в ....
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Крылова Н.Е. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют. По информации Устьянского межрайонного филиала БТИ право на приватизацию в ... Крылова Н.Е. не реализовано.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред., вступившей в действие с 1 января 2013 года), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные требования закреплены в статье 11 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», вступившего в действие с 1 января 2013 года, согласно которым, право на жилое помещение имеют, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи (п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Статья 9 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ (в ред., вступившей в действие с 1 января 2016 года), устанавливает, что ведение учетных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, относится к компетенции органа опеки и попечительства.
Администрация МО «...» осуществляет деятельность по опеке и попечительству на основании ст. 34 Гражданского кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", ст.62,63 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями", в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, и в соответствии с Уставом администрации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 8). По договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8).
В соответствии со ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления указанных государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, приобретают жилые помещения для предоставления указанной категории лиц; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают договоры найма специализированных жилых помещений.
На основании ст. 45 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ государственными полномочиями, указанными в статье 46 областного закона, с 1 января 2016 года наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Статьей 13 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав ... муниципального района входит городское поселение «...».
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «...» ... - в ....
В соответствии со ст. 14 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления муниципальных районов или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В силу ст. 15 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На основании решения Собрания депутатов МО «...» от ...г. ... норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере ... кв.м. общей площади на одного человека.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права и восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на администрацию МО «...», требования о предоставлении Крылову Н.Е. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель ответчика в письменном отзыве просит установить срок исполнения решения суда до ...г., ссылаясь на длительность процедуры по выделению бюджетных денежных средств на выполнение указанных полномочий, поиску подходящего жилого помещения, его приобретения и оформления в собственность.
Истец Крылов Н.Е. не возражал против удовлетворения ходатайства представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда до ...г..
Представитель органа опеки и попечительства, учитывая позицию истца, ходатайство представителя ответчика поддержала.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в т.ч. специфику процедуры исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения за счет бюджетных средств, время необходимое для подготовки документов и проведения аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, а также время для последующего оформления документов и регистрации перехода права собственности на жилое помещение, суд полагает разумным и необходимым определить срок исполнения решения суда до ...г..
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Крылова Н.Е. к администрации МО «... – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «...» в срок до ...г. предоставить Крылову Н.Е. жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., общей площадью не менее ... квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта - поселка ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий А.М.Рогачева