Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2109/2021 ~ М-369/2021 от 29.01.2021

ДЕЛО № 2а-2109/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-000647-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Бахметьевой Н.А. по доверенности Бобковой Т.А.,

представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Бахметьевой Н.А. к Департаменту имущественных и земельных отношения Воронежской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка,

у с т а н о в и л :

Бахметьева Н.А. обратилась в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области, в котором указала, что на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ 01.10.2020 она подала административному ответчику заявление о предварительном согласовании предоставления в целях приобретения (в собственность за плату) земельного участка без проведения торгов.

По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области было вынесено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (ответ № 52-17-14699з от 30.10.2020) по следующим основаниям: l) по информации администрации городского округа город Воронеж, формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной; 2) в границах формируемого земельного участка расположены объекты: кирпичное жилое строение (гараж) и металлическое строение, на которые в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Полагает, что данный отказ является незаконным, в части, которой указано, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Правовое основание отказа прямо не указано ответчиком в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020, но содержится в пп. 4 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. 30.12.2020 она получила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>. По информации Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж документация по проекту планировки территории не утверждена. В составе Генерального плана городского округа г. Воронеж не утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № 18-КА19-76, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не мажет служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О.

Просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предварительном согласовании предоставления опрашиваемого земельного участка, изложенный в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020 (т. 1, л.д. 5-8).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству и в процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 4), Управление главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 103), Управа Советского района городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 216).

Определением суда от 20.05.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты уточнения предмета административных исковых требований, согласно которым Бахметьева Н.А. просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, изложенный в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020, в той части, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии (т. 1, л.д. 182-184).

Административный истец Бахметьева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель административного истца Бахметьевой Н.А. по доверенности Бокова Т.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретова А.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (т.1, л.д. 46-49).

Представители заинтересованных лиц Администрации городского округа г. Воронеж, Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управы Советского района городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Судом установлено, что 02.10.2020 Бахметьева Н.А. обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного между участками № <адрес> (т. 1, л.д. 13).

30.10.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженном в письме № 52-17-14699з Бахметьевой Н.А. в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

По информации администрации городского округа г. Воронеж, формируемый земельный участок частично расположен на границе красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Кроме того, согласно предоставленной схеме, а также материалам выездной проверки, в границах формируемого земельного участка расположены объекты: кирпичное нежилое строение, на которое, в предоставленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов (т. 1, л.д. 16-18).

Согласно пункту 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основания и обстоятельства отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением на нем объектов (гараж, имеющий признаки капитального строительства, и навес), на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждены материалами дела, а именно результатами проверки УИЗО Администрации городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 127-164) и, с учетом принятых уточнений предмета административных исковых требований, не оспаривались истцом в ходе судебного разбирательства настоящего административного дела.

В части отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка в связи с его частичным расположением на границе красной линии, суд приходит к следующим выводам.

Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В целях принятия решения по существу обращения в соответствии с требованиями действующего законодательства департаментом был направлен соответствующий запрос в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Согласно информации, предоставленной Управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в письме от 15.10.2020 г. № 3в-0144781, проект планировки и проект межевания на данную территорию не разрабатывался и не утверждался. Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красные линии были установлены в рамках полномочий управления главного архитектора, в соответствии с Положением о комитете главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, утвержденным распоряжением Главы городского округа г. Воронеж от 15.08.2005 г. № 537-р (т. 1, л.д. 61-62).

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования и (или) занятые линейными объектами.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Красныелинииобозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации), которыеутверждаютсяв составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи42 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи43 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регулируется Инструкцией о порядке проектирования и установлениякрасныхлинийв городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установлениякрасныхлинийв городах и других поселениях Российской Федерации», который применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названной инструкции, проект красных линий утверждается отдельными документами (планкрасныхлиний, разбивочный чертежкрасныхлиний) в составе документации по планировке территории (пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом пункт 3.4 названного Порядка предусматривает, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территории городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

В подтверждении информации, предоставленной Управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в письме от 15.10.2020 г. № 3в-0144781 в ДИЗО Воронежской области относительно испрашиваемого земельного участка, суд считает возможным принять во внимание в совокупности пояснения Управления главного архитектора Администрации Воронежской области (т. 1, л.д. 224-240), представленную в суд схему (т. 1, л.д. 118), утвержденную Управлением главного архитектора городского округа г. Воронеж в 2010 году, из которых следует, что в 2010 году Управлением главного архитектора городского округа Воронеж в установленном порядке в рамках полномочий по установлению, дополнению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 № 151-111, Положением об управлении главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным 15.07.2010 исполняющим обязанности заместителя главы администрации - директором департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж № 1514 от 11.10.2007 «О градостроительных планах земельных участков» была утверждена красная линия на отрезке от домовладения № 3 до домовладения (№) по <адрес> и от домовладения № <адрес> по <адрес> до домовладения № <адрес> по <адрес> в ДИЗО Воронежской области информация о красной линии относительно испрашиваемого земельного участка на отрезке от домовладения <адрес> до домовладения № <адрес> по <адрес> учитывала поперечный профиль улицы шириной 20 метров на момент установления вышеназванных красных линий, что соответствовало действующим на тот период времени СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которыми было предусмотрено, что ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для улиц и дорог местного значения 15-25 м (таблица 8*).

В связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в этой части суд не усматривает.

Также подлежат отклонению доводы административного истца об отсутствии сведений о красных линиях территории в генеральном плане города в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Из содержания данной нормы следует, что генеральный план городского округа определяет общие принципы территориального планирования в целях обеспечения устойчивого развития градостроительных элементов, и является документом перспективного развития территорий, поскольку носит долгосрочный характер – утверждается на длительный срок (часть 11 статьи 9 ГрК РФ). Данное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории и определения параметров строительства отдельных объектов.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства).

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Признание незаконным, по мнению административного истца, оспариваемого отказа в части, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав, поскольку имеют место иные вышеуказанные основания отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка, при этом в соответствии со статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое в будущем нарушение прав административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Бахметьевой Н.А. к Департаменту имущественных и земельных отношения Воронежской области о признании незаконным отказа от 30.10.2020 № 52-17-14699з в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в той части, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2021.

ДЕЛО № 2а-2109/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-000647-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Бахметьевой Н.А. по доверенности Бобковой Т.А.,

представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Бахметьевой Н.А. к Департаменту имущественных и земельных отношения Воронежской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка,

у с т а н о в и л :

Бахметьева Н.А. обратилась в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области, в котором указала, что на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ 01.10.2020 она подала административному ответчику заявление о предварительном согласовании предоставления в целях приобретения (в собственность за плату) земельного участка без проведения торгов.

По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области было вынесено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (ответ № 52-17-14699з от 30.10.2020) по следующим основаниям: l) по информации администрации городского округа город Воронеж, формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной; 2) в границах формируемого земельного участка расположены объекты: кирпичное жилое строение (гараж) и металлическое строение, на которые в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Полагает, что данный отказ является незаконным, в части, которой указано, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Правовое основание отказа прямо не указано ответчиком в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020, но содержится в пп. 4 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. 30.12.2020 она получила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>. По информации Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж документация по проекту планировки территории не утверждена. В составе Генерального плана городского округа г. Воронеж не утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № 18-КА19-76, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не мажет служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О.

Просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предварительном согласовании предоставления опрашиваемого земельного участка, изложенный в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020 (т. 1, л.д. 5-8).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству и в процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 4), Управление главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 103), Управа Советского района городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 216).

Определением суда от 20.05.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты уточнения предмета административных исковых требований, согласно которым Бахметьева Н.А. просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, изложенный в ответе № 52-17-14699з от 30.10.2020, в той части, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии (т. 1, л.д. 182-184).

Административный истец Бахметьева Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель административного истца Бахметьевой Н.А. по доверенности Бокова Т.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Кретова А.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (т.1, л.д. 46-49).

Представители заинтересованных лиц Администрации городского округа г. Воронеж, Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управы Советского района городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Судом установлено, что 02.10.2020 Бахметьева Н.А. обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного между участками № <адрес> (т. 1, л.д. 13).

30.10.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженном в письме № 52-17-14699з Бахметьевой Н.А. в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

По информации администрации городского округа г. Воронеж, формируемый земельный участок частично расположен на границе красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Кроме того, согласно предоставленной схеме, а также материалам выездной проверки, в границах формируемого земельного участка расположены объекты: кирпичное нежилое строение, на которое, в предоставленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов (т. 1, л.д. 16-18).

Согласно пункту 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основания и обстоятельства отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением на нем объектов (гараж, имеющий признаки капитального строительства, и навес), на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждены материалами дела, а именно результатами проверки УИЗО Администрации городского округа г. Воронеж (т. 1, л.д. 127-164) и, с учетом принятых уточнений предмета административных исковых требований, не оспаривались истцом в ходе судебного разбирательства настоящего административного дела.

В части отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка в связи с его частичным расположением на границе красной линии, суд приходит к следующим выводам.

Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В целях принятия решения по существу обращения в соответствии с требованиями действующего законодательства департаментом был направлен соответствующий запрос в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Согласно информации, предоставленной Управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в письме от 15.10.2020 г. № 3в-0144781, проект планировки и проект межевания на данную территорию не разрабатывался и не утверждался. Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красные линии были установлены в рамках полномочий управления главного архитектора, в соответствии с Положением о комитете главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, утвержденным распоряжением Главы городского округа г. Воронеж от 15.08.2005 г. № 537-р (т. 1, л.д. 61-62).

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования и (или) занятые линейными объектами.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Красныелинииобозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации), которыеутверждаютсяв составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи42 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи43 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регулируется Инструкцией о порядке проектирования и установлениякрасныхлинийв городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установлениякрасныхлинийв городах и других поселениях Российской Федерации», который применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названной инструкции, проект красных линий утверждается отдельными документами (планкрасныхлиний, разбивочный чертежкрасныхлиний) в составе документации по планировке территории (пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом пункт 3.4 названного Порядка предусматривает, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территории городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

В подтверждении информации, предоставленной Управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в письме от 15.10.2020 г. № 3в-0144781 в ДИЗО Воронежской области относительно испрашиваемого земельного участка, суд считает возможным принять во внимание в совокупности пояснения Управления главного архитектора Администрации Воронежской области (т. 1, л.д. 224-240), представленную в суд схему (т. 1, л.д. 118), утвержденную Управлением главного архитектора городского округа г. Воронеж в 2010 году, из которых следует, что в 2010 году Управлением главного архитектора городского округа Воронеж в установленном порядке в рамках полномочий по установлению, дополнению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 № 151-111, Положением об управлении главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным 15.07.2010 исполняющим обязанности заместителя главы администрации - директором департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж № 1514 от 11.10.2007 «О градостроительных планах земельных участков» была утверждена красная линия на отрезке от домовладения № 3 до домовладения (№) по <адрес> и от домовладения № <адрес> по <адрес> до домовладения № <адрес> по <адрес> в ДИЗО Воронежской области информация о красной линии относительно испрашиваемого земельного участка на отрезке от домовладения <адрес> до домовладения № <адрес> по <адрес> учитывала поперечный профиль улицы шириной 20 метров на момент установления вышеназванных красных линий, что соответствовало действующим на тот период времени СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которыми было предусмотрено, что ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для улиц и дорог местного значения 15-25 м (таблица 8*).

В связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в этой части суд не усматривает.

Также подлежат отклонению доводы административного истца об отсутствии сведений о красных линиях территории в генеральном плане города в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Из содержания данной нормы следует, что генеральный план городского округа определяет общие принципы территориального планирования в целях обеспечения устойчивого развития градостроительных элементов, и является документом перспективного развития территорий, поскольку носит долгосрочный характер – утверждается на длительный срок (часть 11 статьи 9 ГрК РФ). Данное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории и определения параметров строительства отдельных объектов.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства).

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Признание незаконным, по мнению административного истца, оспариваемого отказа в части, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав, поскольку имеют место иные вышеуказанные основания отказа в согласовании испрашиваемого земельного участка, при этом в соответствии со статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое в будущем нарушение прав административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Бахметьевой Н.А. к Департаменту имущественных и земельных отношения Воронежской области о признании незаконным отказа от 30.10.2020 № 52-17-14699з в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в той части, что формируемый земельный участок частично расположен за границей красной линии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2021.

1версия для печати

2а-2109/2021 ~ М-369/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бахметьева Наталья Александровна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Другие
Кретова А.Г.
администрация городского округа г. Воронеж
Хаустов С.В.
Управление главного архитектора г.о.г. Воронеж
Управа Советского района городского округа г.Воронеж
Бобкова Татьяна Александровна
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
29.01.2021Регистрация административного искового заявления
31.01.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Подготовка дела (собеседование)
24.02.2021Рассмотрение дела начато с начала
24.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2021Предварительное судебное заседание
24.03.2021Предварительное судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
14.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее