Дело №2-2655/2015
Мотивированное решение составлено 13.07.2015
(с учетом выходных дней)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Фоминой М.И.,
с участием представителя истца Андреевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Е.А., Николаевой Ю.А., действующих также в интересах несовершеннолетней ФИО, к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Николаев Е.А., Николаева Ю.А., действующие также в интересах *** несовершеннолетней *** ФИО, обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «СЗТУ ИО» МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО РФ), Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ ЗРУЖО) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование требований указали, что зарегистрированы и проживают в названном жилом помещении на основании ордера за № от 26.04.2002. В мае 2015 года истцы решили приватизировать занимаемое ими жилое помещение, для чего обратились с заявлением в КИО г. Мурманска, ДФГУ ЗРУЖО, от которых был получен отказ. Полагая данный отказ незаконным, так как занимаемое истцами жилое помещение, утратило статус специализированного, поскольку в соответствии с законом подлежало передаче в муниципальную собственность, истцы просили суд признать за ними право на приватизацию жилого помещения №, в доме № по улице *** в городе Мурманске, и признать за ними право равнодолевой собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в деле участвует представитель истцов.
Представитель истцов в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ФГКУ «СЗТУ ИО» МО РФ, ДЖО МО РФ, ФГУ ЗРУЖО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, направило отзыв, в котором указало, что объект недвижимости - здание общежития по улице ***, дом № в городе Мурманске является федеральной собственностью, учтено в Реестре федерального имущества и закреплено за ГУ «1967 ОМИС» на праве оперативного управления, отнесено к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Представитель третьего лица - ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица - ГУ «1967 ОМИС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
По делу установлено, что истцы вселились, зарегистрированы и проживают в жилом помещении (комнате) №, расположенном в доме № по ул. *** в г. Мурманске на основании ордера № от 26.04.2002, выданного истице *** (ныне Николаевой) Ю.А. на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета 181 ОНР (л.д. 16) и заключенного между Государственным Учреждением «1967 Отделение Морской Инженерной Службы» (ГУ «1967 ОМИС») и *** (Николаевой) Ю.А. договора найма жилого помещения от 26.04.2002 с указанием о предоставлении жилого помещения на постоянный период (л.д. 26).
Также установлено, что здание общежития, расположенного в г. Мурманске по ул. ***, д. №, относится к объектам, находящимся в государственной собственности. Право собственности Российской Федерацией на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано на основании выписки из реестра федерального имущества от 19.10.2002, и договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ГУП «***», являющегося дочерним предприятием ГУП «Северо-западное строительное управление Минобороны РФ», перечня объектов недвижимости, передаваемых в хозяйственное ведение ГУП *** комитетом по управлению госимуществом Администрации Мурманской области по состоянию на 01.01.2002.
Вместе с тем, как установлено, закрепленное в реестре федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ГУ «1967 ОМИС» спорный объект недвижимости (здание общежития № по ул. *** в г. Мурманске) во исполнение приказов Министерства обороны Российской Федерации № 1381 от 18.08.2011 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» № 2340 от 12.08.2012 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 1381» по акту приема-передачи от 28.03.2011 Государственным учреждением «1967 Отделение Морской Инженерной Службы» передано ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации 552 объекта недвижимого имущества, в том числе здание общежития № по ул. *** в г. Мурманске (л.д.33,34).
Согласно сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (л.д. 51) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 в настоящее время органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственный унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности, является Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Также установлено, что здание общежития № по ул. *** в г. Мурманске, построено в 1987 году, поставлено на первичный технический государственный учет в 1988 году с функциональным назначением общежитие на основании решения Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 30.12.1987 № 294-6 «О вводе в эксплуатацию жилого дома № по ул. *** и общежития № по ул. ***».
Таким образом, вышеуказанными установленными обстоятельствами подтверждается функциональное назначение и цели использования здания № по ул. *** в г. Мурманске в качестве общежития, являющегося в настоящее ведомственным и находящимся в государственной собственности. Именно этот статус названного объекта недвижимости - общежитие, как на момент вселения истцов в 2002 году, так и во время дальнейшего их проживания в спорном помещении, был указан во всех документах, касающихся его функционального назначения и целей использования здания по данному адресу. В установленном законом порядке статус здания изменен не был.
Согласно материалам дела на обращения истцов в мае 2015 года в КИО г. Мурманска, ДФГУ ЗРУЖО по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения истцам было отказано.
Вместе с тем, в силу разъяснений, данных в п 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, судам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в редакции от 4 июля 1991 г.) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к указанному Постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. При этом отказ органа местного самоуправления в принятии общежитий в муниципальную собственность, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Пунктом 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Согласно п. 12 ст. 1 Закона Российской Федерации «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов соцкультбыта в муниципальную собственность».
Таким образом, из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Однако как установлено по настоящему делу, спорный объект недвижимости (здание общежития № по ул. *** в г. Мурманске) в муниципальную собственность не передавался.
Между тем, поскольку вселение истцов в спорное жилое помещение и право пользования им возникло у истцов до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом анализа вышеприведенных норма права, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными.
При этом суд учитывает, что согласно материалам дела жилое помещение было предоставлено истице Николаевой (ранее ***) Ю.А. для постоянного проживания и вне взаимосвязи с ее трудовой деятельностью, тогда как по смыслу ст. ст. 94,105 Жилищного кодекса Российской Федерации и ранее действовавших аналогичных положений ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее также – Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность с согласия всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан согласно ст. 6 Закона о приватизации осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как установлено судом, истцами не использовано свое право на приватизацию жилого помещения, указанное обстоятельство подтверждено материалами дела, не оспаривалось ответчиками.
Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В силу вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения.
По данным архива ГУПТИ МО жилая ячейка с условным номером № в доме № по ул. *** в г. Мурманске является жилым помещением, техническая инвентаризация которого проводилась по его состоянию на 20.02.2015. При этом на изготовленном ГУПТИ МО плане и экспликации номер 202, поставленный для идентификации данного объекта при внеплановом техническом обследовании 20.02.2015, является условным, т.к. общая нумерация жилых помещений общежития не производилась. Также установлено, что в данном жилом помещении произведена перепланировка, законность проведения которой документально не оспорена.
Согласно представленному в материалах дела поэтажному плану и экспликации жилого помещения, составленным по результатам обследования ГУПТИ Мурманской области 20.02.2015, жилое помещение общей площадью *** кв.м, занимаемое истцами, обозначенное на плане второго этажа дома № по улице *** за №, состоит из <данные изъяты>.
Суд полагает, что указанное жилое помещение может быть признано квартирой, поскольку жилое помещение, предоставленное истцам для постоянного проживания, в виде жилой комнаты с примыкающими к ней вспомогательными помещениями, являющимися неотъемлемой частью жилого помещения, изолированы и отвечают установленным санитарным и техническим правилам - требованиям СНиПа 2.08.01-89 «Жилые здания», введенные в действие Постановлением Госстроя РФ от 16 мая 1989 года №78 и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятые и введенные в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года №109, установленных для квартир в многоквартирных домах, предусмотренных для проживания граждан.
При таких обстоятельствах суд считает, что жилое помещение - комната и вспомогательные помещения, подлежат включению в договор на бесплатную передачу в собственность истов в порядке приватизации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о передаче в собственность на основании договора на приватизацию изолированного жилого помещения №, расположенного в доме № по улице *** в городе Мурманске, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Николаева Е.А., Николаевой Ю.А., действующих также в интересах несовершеннолетней ФИО, к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - удовлетворить.
Признать за Николаевым Е.А., Николаевой Ю.А., ФИО право на приватизацию изолированного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Признать за Николаевым Е.А., Николаевой Ю.А., ФИО право собственности в равных долях на изолированное жилое помещение, расположенное на втором этаже жилого дома №, по улице *** в городе Мурманске, обозначенное на поэтажном плане за №, общей площадью *** кв.м, состоящее из <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Маренкова