Судья – Сидоров В.Л. Дело № 33-41365/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ13 ноября 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Мантул Н.М., Щуровой Н.Н.,
по докладу судьи Блинникова Л.А.,
при секретаре Кононковой А.А.,
с участие прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Хостинского района г. Сочи по доверенности Ширмановой А.А. на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 августа 2018 года.
Заслушав доклад Блинникова Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хостинского района города Сочи, ООО «Служба Бася» о признании деятельности незаконной и о запрете деятельности.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства, регламентирующего порядок отлова и содержания безнадзорных домашних животных, установлено, что на основании муниципального контракта от 16.03.2018 года, заключенного между администрацией Хостинского внутригородского района г. Сочи и ООО «Служба Бася», последним осуществляется отлов безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи. Как показала проверка, приюта или иного пункта для временного содержания безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи не имеется, что подтверждается информацией администрации муниципального образования город-курорт Сочи от 22.05.2018 года. При этом, обществом во исполнение обозначенного муниципального контракта по состоянию на 06.06.2018 года осуществлен отлов 13 голов безнадзорных собак, которые впоследствии в нарушение требований законодательства умерщвлены с использованием препарата «Адилин», приводящего к моментальному летальному исходу, о чем свидетельствуют объяснения сотрудника ООО «Служба Бася» Павленко А.И. от 23.03.2018 года и от 30.03.2018 года. Вышеуказанное средство вызывает у животных мучительную смерть от удушья без потери сознания и является негуманным, тогда как процедура эвтаназии должна проводиться только ветеринарными специалистами в специально отведенном помещении с ограничением доступа для посторонних лиц. Таким образом, ни администрацией Хостинского внутригородского района г. Сочи, ни ООО «Служба Бася» на протяжении длительного времени не обеспечивалось соблюдение требований законодательства в помещении отловленных животных в специализированный питомник (приют) или иной пункт временного содержания животных, а также установлению собственника животного. Деятельность ООО «Служба Бася», выраженная в отлове и умерщвлении безнадзорных животных с применением препарата «Адилин», а также факт отсутствия на территории Хостинского района г. Сочи приюта для временного содержания безнадзорных животных, исключают возможность их помещения в специализированное учреждение для последующего возврата владельцам, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту права собственности, а также права на свободное распоряжение и пользование имуществом и противоречит принципу гуманного отношения к животным, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 августа 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд признал деятельность ООО «Служба Бася», выраженную в отлове, умерщвлении безнадзорных животных с применением препарата «Адилин» и его аналогов на территории Хостинского района г. Сочи незаконной, запретив администрации Хостинского внутригородского района г. Сочи, ООО «Служба Бася» использование препарата «Адилин» и его аналогов при отлове безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи. Также суд запретил администрации Хостинского внутригородского района г. Сочи, ООО «Служба Бася» осуществлять умерщвление безнадзорных животных в случаях, не предусмотренных законом, а также в отсутствие подтвержденных заключением специалиста в области ветеринарии показаний к умерщвлению. Судом запрещено ООО «Служба Бася» осуществлять деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных, на территории Хостинского района г. Сочи, без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных. ООО «Служба Бася» обязано обеспечить соблюдение требований законодательства по регулированию численности безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи. Администрация Хостинского внутригородского района г. Сочи обязана обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о животном мире, о содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае при организации деятельности по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи в соответствии с требованиями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года № 300 «Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края».
В апелляционной жалобе представитель администрации Хостинского района г. Сочи по доверенности Ширманова А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
В возражениях на апелляционную жалобу Сочинский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, заслушав объяснения прокурора Капитан-Дубровской Е.Н., объяснения представителя администрации города Сочи по доверенности Плотникова Д.И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.04.1995 г. N52-ФЗ «О животном мире» юридические лица, включая общественные объединения, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 г. N800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» (далее -Закон N 800-КЗ) определено, что безнадзорные животные - это домашние животные, не находящиеся на содержании владельца и живущие без присмотра; пункт временного содержания домашних животных - место содержания найденных, отловленных, изъятых домашних животных, где они содержатся до принятия решения о дальнейшем их использовании.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N52-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 г.) «О животном мире», Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 г. N11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 г. N23.
С учетом приведенных правовых норм, безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные; при их задержании, в том числе, при отлове не допускается применение способов и технических приспособлений, влекущих увечье, травму безнадзорного животного, угрозу для их жизни или здоровья. Организации по отлову животных при этом обязаны своевременно информировать население в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, вести учёт отловленных безнадзорных животных и представлять заинтересованным лицам сведения об этих животных.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона Краснодарского края от 01.12.2004 г. N800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» для решения проблем, связанных с содержанием домашних животных, могут создаваться приюты, гостиницы и пункты временного содержания домашних животных.
По смыслу ст. 10 Закона N800-КЗ отлов безнадзорных животных должен производиться в соответствии с действующим законодательством в целях предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения и основываться на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Запрещается проводить отлов безнадзорных животных в присутствии детей.
Умерщвление домашних животных производится специально уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством, путем усыпления либо иными гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть (ст. 11 Закона N800-КЗ).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. N4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон N4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со статьей 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе.
Таким образом, по отношению к животным как к объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, за исключением особенностей, установленных Гражданским кодексом РФ.
Статьи 230 - 232 ГК РФ регламентируют порядок приобретения права собственности на безнадзорных животных.
Статьями 230 и 231 ГК РФ установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника; лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости; если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них, а при отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Из приведенных положений следует, что согласно действующему гражданскому законодательству отловленные безнадзорные животные должны содержаться в течение 6 месяцев, после чего, в случае не обнаружения собственника, возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность.
В соответствии с положениями Модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «Об обращении с животными» (принят на двадцать девятом пленарном заседании постановлением от 31 октября 2007 года N 29-17) регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова в целях недопущения: неконтролируемого размножения безнадзорных животных; причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций; возникновения эпизоотии и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть животные (статья 30); для временного содержания изъятых или иным образом отчужденных животных, найденных или отловленных безнадзорных животных и поиска их владельцев или новых владельцев организациями, осуществляющими отлов безнадзорных животных, создаются пункты временного содержания животных, где они содержатся определенное время, а затем, при невостребованности собственником, могут быть подвержены контрацепции или биостерилизации с последующим возвращением этих животных в места их отлова организацией по отлову животных (статья 32). Умерщвление животных допускается лишь в случаях, приведенных в статье 35 Модельного закона.
Из анализа приведенных положений вышеуказанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, следует, что основным принципом обращения с животными является гуманность, и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животного его законному владельцу или передача в муниципальную собственность.
Под безнадзорными домашними животными в статье 230 ГК РФ понимаются такие животные, которые утрачивают способность к самостоятельному возвращению в место своего постоянного обитания или находятся в местности, удаленность или иные естественные условия которой не позволяют эту способность реализовать.
С учетом этого, на безнадзорных собак распространяется действие статей 230 и 231 ГК РФ в отличие от действия Федерального закона «О животном мире», для целей которого под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, и который регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы (статьи 1, 3 Закона). Домашние животные не подпадают под действие вышеназванного Закона.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 года N 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.07.2010 N 17891) регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
Как следует из материалов дела, 16.03.2018 года между администрацией Хостинского внутригородского района г. Сочи и ООО «Служба Бася» заключен муниципальный контракт, по условиям которого последним осуществляется отлов безнадзорных животных на территории Хостинского района г. Сочи. Цена контракта составила 630240 рублей.
Сочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок отлова и содержания безнадзорных домашних животных.
В ходе проверки установлено, что приюта или иного пункта для временного содержания безнадзорных животных на территории Хостинского внутригородского округа г. Сочи не имеется.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем администрации Хостинского внутригородского округа г. Сочи в ходе судебного разбирательства.
При этом, обществом «Служба Бася» во исполнение обозначенного муниципального контракта по состоянию на 06.06.2018 года осуществлен отлов 13 голов безнадзорных собак, которые впоследствии в нарушение требований законодательства умерщвлены с использованием препарата «Адилин», приводящего к моментальному летальному исходу.
Так, из инструкций по применению препарата «Адилин», «Адилин-супер» следует, что он применяется для бескровного убоя животных. Для этой цели животному однократно вводят раствор препарата, доза которого должна быть рассчитана с учетом массы животного. После применения препарата «Адилин», «Адилин-супер» трупы животных подлежат уничтожению и утилизации. Все работы с «Адилином» должны проводиться специально назначенным и проинструктированным ветеринарным персоналом.
Препарат «Адилин-супер» относится к ветеринарным лекарственным средствам мышечной релаксации (миорелаксантам). В соответствии с новыми современными требованиями к лекарственным препаратам «Адилин-супер» прошел перерегистрацию в Россельхознадзоре Минсельхоза России (законодателя по лекарственным средствам для животных) и получил новое сокращенное название «Адилин» и новое свидетельство о государственной регистрации.
Препарат «Адилин» относится к миорелаксантам и оказывает действие только при парентеральном (внутримышечном) введении, при применении он блокирует нервно-мышечное возбуждение, в результате чего наступает расслабление скелетных мышц и обездвиживание с последующим летальным исходом. Для каждого вида животного предусмотрена определенная концентрация препарата, которая так же зависит от массы животного.
Исходя из требований, установленных Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 «Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края» умерщвление безнадзорных животных допускается в исключительных случаях: недопущения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного; прекращения страданий безнадзорного животного при наличии у него неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом; при проявлении повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека и не поддающейся методам социальной адаптации. Показания к умерщвлению должны быть подтверждены заключением специалиста в области ветеринарии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что деятельность ответчиков по организации отлова безнадзорных животных осуществляется в нарушение как требований законодательства, так и принципов гуманного отношения к животными, применение ООО «Служба Бася» вышеуказанного препарата и его аналогов при отлове безнадзорных животных носит неправомерный характер, поскольку его применение влечет для животного летальный исход и влечет невозможность возврата собственнику, вне зависимости от того обстоятельства, что данный препарат не является запрещенным для применения на территории Российской Федерации.
Данные обстоятельства свидетельствуют об игнорировании органом местного самоуправления требований международного, федерального и регионального законодательства, в результате нарушаются права собственников отловленных собак, которых невозможно востребовать, поскольку они умерщвляются на месте отлова.
Судом первой инстанции установлено, что ни орган местного самоуправления г. Сочи, ни организация, осуществляющая отлов ООО «Служба Бася», не предпринимают мер к информированию населения в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, ведению учёта отловленных безнадзорных животных и представлению заинтересованным лицам сведений об этих животных, а также к установлению собственников отловленных животных, в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что деятельность администрации Хостинского внутригородского округа г. Сочи, ООО «Служба Бася» по отлову домашних и безнадзорных животных на территории Хостинского внутригородского округа г. Сочи не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права граждан на востребование отловленных животных их собственниками и не соответствует принципам гуманности при обращении с животными, сформулированным в ст. 137 ГК РФ, в связи с чем, подлежит запрещению.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что деятельность по отлову безнадзорных животных на территории Хостинского внутригородского округа г. Сочи осуществляется ответчиками с нарушением требований действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что отсутствие приютов и иных мест содержания бездомных животных на территории Хостинского внутригородского округа г. Сочи препятствует в реализации условий муниципального контракта, заключенного между администрацией Хостинского внутригородского округа г. Сочи и ООО «Служба Бася» в соответствии с требованиями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 «Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края», поскольку не позволяет собственникам отловленных животных их востребовать, более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что отлов безнадзорных животных осуществляется ООО «Служба Бася» с их одновременным умерщвлением с использованием препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, что противоречит как принципам гуманного отношения к животным, так и задачам отлова безнадзорных животных в целях регулирования их численности, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, оснований для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 05.09.2018 года муниципальный контракт, заключенный с ООО «Служба Бася» расторгнут по соглашению сторон, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку на момент рассмотрения судебного спора муниципальный контракт являлся действующим. Доказательств обратного судебной коллегии не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости отказа в иске, несостоятельны и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку ответчиком нарушены права неопределенного круга лиц, за защитой которых истец обратился в суд, оснований для отказа в иске у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Хостинского района г. Сочи по доверенности Ширмановой А.А.– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: