РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Катасонова А.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску администрации г.о. Тольятти к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу исполнителю <адрес>, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу исполнителю ОСП <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения в дело в качестве соответчика было привлечено ОСП <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> было возбуждено исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с мэрии г.о. Тольятти исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения суда в установленный срок. При этом, администрация г.о. Тольятти принимает все предусмотренные законом меры, направленные на исполнение решения суда, однако отсутствие денежных средств в бюджете г.о.Тольятти на данные цели и отсутствие свободных жилых помещений делает невозможным исполнение решения суда в полном объеме, а взыскание исполнительского сбора лишь усугубит финансовое положение городского округа Тольятти в целом. На основании вышеизложенного администрация г.о. Тольятти просит освободить администрацию г.о. Тольятти от взыскания исполнительского сбора согласно постановлению судебного пристава –исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменно просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель ОСП <адрес>. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений на иск не представила.
Представитель административного ответчика ОСП <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Заинтересованное лицо ФИО1 Е.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО4 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом <адрес> по делу № об обязании мэрии г.о. Тольятти предоставить ФИО1 жилое помещение на состав семьи два человека.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить ФИО1, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с мэрии г.о. Тольятти в размере 50 000 рублей в связи с нарушением срока, установленного для добровольного исполнения.
В соответствии со ст.ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Между тем, следует отметить, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> осуществляется в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат.
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли Администрации г.о. Тольятти, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Не учтены также сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Тольятти по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что на учете состоят 538 человек указанной категории. Истец в данной очереди значится под номером 174.
Из списка лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в 2016 году видно, что жилыми помещениями были обеспечены 18 человек.
Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году запланированы денежные средства в размере 66 748 701 руб. на приобретение 59 квартир, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в бюджет г.о. Тольятти не поступали.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, в связи с чем требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: