Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4942/2022 ~ М-4188/2022 от 25.07.2022

Копия.

№2а-4942/2022

УИД 63RS0045-01-2022-005554-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.09.2022 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при секретаре Петрика Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4942/2022 по административному исковому заявлению Приказчиковой ФИО11 к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, первому заместителю Главы г.о. Самары Василенко В.А. о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ

Административный истец Приказчикова ФИО12 обратилась в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.

В обоснование административного иска указано следующее.

07.04.2022г. Приказчикова ФИО13. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самары с заявлением о постановке на учет для предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

28.05.2022г. после жалобы в Прокуратуру г. Самары о нарушении срока предоставления ответа на обращение истцом было получено письмо № от 26.05.2022г., содержащее информацию, что сделаны запросы, ответы на которые не получены, что Департамент вправе продлить сроки рассмотрения обращения.

27.06.2022г. административному истцу было направлено извещение № от 22.06.2022г., содержащее информацию, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары № 1865 от 22.06.2022г. истцу отказано в постановке на учет в связи с тем, что не истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ.

Административный истец считает, что вышеуказанный ответ является формальным, немотивирован и необоснован, имеет ссылки на факты, противоречащие закону.

Приказчикова ФИО14. просит суд признать бездействие должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самары при рассмотрении заявления от 07.04.2022г. и необосновании отказа незаконным. Признать действия должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самары по продлению срока рассмотрения обращения незаконным. Взыскать с Департамента управления имуществом г.о. Самары расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Приказчиковой ФИО15 – Фомина ФИО18. (на основании доверенности) административное исковое заявление поддержала в полном объеме. Дала суду пояснения, аналогичные описательной части административного искового заявления, письменным дополнениям к административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары – Баева ФИО16 (на основании доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указывая на их необоснованность.

Административный ответчик – первый заместитель Главы г.о. Самары Василенко ФИО17. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Конкретизируя указанную правовую норму, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.ст. 24, 27 Устава г.о. Самары Департамент является органом местного самоуправления г.о. Самары, наделяемым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самары.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Граждане, обращающиеся по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005г., принимаются на учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть путем признания их малоимущими и надающимися в жилых помещениях.

В г.о. Самара принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется Департаментом на основании заявлений граждан.

В статье 8 Закона Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД «О жилище» указан исчерпывающий перечень документов для признания гражданина малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД «О жилище» граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий: 1) среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; 2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Конституцией Российской Федерации, закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Исходя из положений части 3 статьи 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, органа местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Указанное положение надлежит рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон.

Установлено, что 07.04.2022г. в Департамент управления имуществом г. о. Самары Приказчиковой В.Ю. было подано заявление о    постановке на учет для предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

26.05.2022г. Департаментом в адрес Приказчиковой ФИО19 было направлено уведомление № , в котором административному истцу сообщалось, что в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 08.04.2022г. № 15-07-25/13940, ГУ МВД России по Самарской области от 08.04.2022г. № , РЭО УМВД России по г. Самаре от 08.04.2022г. № . Указано, что поскольку не поступили ответы из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области и ГУ МВД России по Самарской области Департамент вправе продлить срок административной процедуры.

22.06.2022г. Департаментом управления имуществом г.о. Самары Приказчиковой ФИО20. направлено извещение № 15-07-25/25196, согласно которому Приказчиковой ФИО21 сообщается, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары № 1865 от 22.06.2022г. административному истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО22., на основании ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Изучив содержание вышеуказанного ответа (извещения), суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2);

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3).

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 4 которого с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок ( ч. 1 п. 3).

В силу части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 той же статьи.

Данное требование Департаментом управления имуществом г.о. Самара не соблюдено.

В извещении ссылаясь на справку от 31.05.2021г. № 3099, выданную ООО УК «Приволжское ПЖРУ», согласно которой в период с 04.05.2012г. по 16.11.2021г. Приказчикова ФИО23. в составе семьи из 4 человек, в том числе дочь ФИО24., были зарегистрированы в качестве члена семьи в жилом помещении по адресу: <адрес>,общей площадью 52,60 кв. м., принадлежащем на праве собственности ФИО25. и ФИО26. по 1\2 доле, где на Приказчикову ФИО27. и ее дочь приходилось по 13,15 кв. м общей площади жилого помещения, при учетной норме 11,00 кв. м., а также на превышение уровня обеспеченности учетной норме, Департамент указывает на возможное намеренное ухудшение Приказчиковой ФИО28. своих жилищных условий.

Учитывая содержание извещения, содержащего выводы Департамента о возможном намеренном ухудшении Приказчиковой ФИО29 своих жилищных условий, ответ на заявление является формальным, необоснованным, поскольку не содержит конкретные разъяснения и основания отказа, а также фактические данные, указывающие на намеренное ухудшение Приказчиковой В.Ю. своих жилищных условий.

Согласно содержанию извещения, вывод о нарушении Приказчиковой ФИО30 своих жилищных условий носит предположительный (возможный) характер.

Основания, по которым регистрация Приказчиковой ФИО31 и ее дочери (согласно справке от 31.05.2021г. № 3099, выданную ООО УК «Приволжское ПЖРУ») в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности иным лицам, поставлена в зависимость с ее возможными действиями по ухудшению жилищных условий не указаны как в извещении, так и в судебном заседании при рассмотрении настоящего административного иска.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответ Департамента является формальным и не может быть признан судом соответствующим закону.

При указанных обстоятельствах права Приказчиковой ФИО32. на объективное, всестороннее рассмотрение заявления нарушено.

С учетом вышеизложенного требования административного истца о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самары при рассмотрении заявления, выразившееся в принятии необоснованного отказа по заявлению Приказчиковой ФИО33 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
    Также суд считает обоснованными требования административного истца о необоснованном продлении срока рассмотрения заявления.

Согласно уведомлению № от 26.05.2022г. Департаментом административному истцу сообщалось, что в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 08.04.2022г. № , ГУ МВД России по Самарской области от 08.04.2022г. № , РЭО УМВД России по г. Самаре от 08.04.2022г. № .

Указано, что поскольку не поступили ответы из управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области и ГУ МВД России по Самарской области Департамент вправе продлить срок административной процедуры.

Вместе с тем согласно ответу ГУ МВД России по Самарской области: запрос от 08.04.2022г. № 15-07-25/13940 в адрес Управления не поступал, ответ на запрос от 08.04.2022г. № был предоставлен 27.04.2022г.

Также в материалы дела суду представлено заключение на проект распоряжения первого заместителя главы г.о. Самары от 13.04.2022г., где уже содержится вывод о возможном намеренном ухудшении административным истом своих жилищных условий, указанное в качестве обоснования отказа в извещении от 22.06.2022г.

Кроме того, в письме Прокуратуры г. Самары № от 07.04.2022г. указано, что Департаментом 07.04.2022г. от Приказчиковой ФИО34 принято заявление, составленное по форме, утвержденной Административным регламентом и все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, у Департамента отсутствовали основания для продления рока административной процедуры. Требования истца о незаконности в данной части действий административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административным истцом в соответствии чеком по операции Сбербанк Онлайн при подаче административного искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с Департамента управления имуществом г.о. Самары в пользу административного истца.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования заявлению Приказчиковой ФИО35 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самары при рассмотрении заявления Приказчиковой ФИО36 от 07.04.2022г., выразившееся в принятии необоснованного отказа по заявлению.

Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самары по продлению срока рассмотрения заявления от 07.04.2022г.

Взыскать с Департамента управления имуществом г.о. Самары в пользу Приказчиковой ФИО37 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Мотивированное решение суда изготовлено 06.10.2022г.

Председательствующий Е.В. Щелкунова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-4942/2022

(УИД 63RS0045-01-2022-005554-40) Промышленного районного суда г. Самары

2а-4942/2022 ~ М-4188/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приказчикова В.Ю.
Ответчики
Первый заместитель Главы г.о. Самара Василенко Владимир Андреевич
ДУИ г.о.Самара
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Щелкунова Е. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация административного искового заявления
25.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее