УИД28RS0004-01-2021-001369-10
Дело № 12-386/2021 (12-1617/2020)
Решение
24 февраля 2021 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием защитника Клычева А.О., представителя Министерства природных ресурсов Амурской области Ковалевской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/119 от 08.10.2020г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды № 10-23/119 от 08.10.2020г. Полканов А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 41000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Полканова А.П. - Клычёв А.О. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, в обоснование жалобы указал, что отходы нигде не размещал. На представленных в материалах дела фотографиях запечатлен автомобиль заявителя, при этом факт размещения каких-либо отходов не зафиксирован. На фотографиях не видно колодцев и факта сброса в них отходов. Вина Полканова А.П. не доказана.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебное заседание извещенный надлежащим образом Полканов А.П. не явился, обеспечил явку защитника, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы судье не поступало. При таких обстоятельствах судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании защитник поддержал доводы жалобы, дополнительно указал, что в Благовещенске отсутствуют утвержденные места для сброса отходов. Полканов А.П. оказывает услуги по откачиванию отходов жизнедеятельности. Автомобили старые, ломаются, так как поломки незначительные, их ремонтируют на «ходу», для чего водитель раскатывает заборный шланг, накрыв конец шланга тряпкой, чтобы не распространялся неприятный запах. Факт слива жидких отходов в колодец не доказан. Место по сливу в 433 квартале не занесено в единый государственный реестр размещения отходов. Заявитель самостоятельно произвел видеосъемку территории пресечения ул. Больничная - пер. Серышевский, по указанному в деле месту правонарушения, там вообще канализационные люки отсутствуют.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Амурской области указала на законность и обоснованность вынесенного постановления, пояснив, что от ООО «АКС» поступило сообщение о фотофиксации, в том числе 20.06.2020г. в 17:45 факта незаконного слива жидких бытовых отходов, в канализационный колодец, расположенный в районе ул. Больничная – пер. Серышевский, автоцистерна с г/з ***. Несмотря на отсутствие сведений в государственном реестре объектов размещения отходов, в г. Благовещенске единственным местом, где разрешен слив сточных вод с автотранспорта, является приемное сооружение, расположенное около КНС в 433 квартале. Решением Благовещенского городского суда от 11.10.2016г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность в течение 6 лет осуществить строительство объекта по приему жидких бытовых отходов на территории г. Благовещенска. Наличие в местах остановки автоцистерн смотровых колодцев подтверждается фотоматериалом, а также технической документацией канализационной сети г. Благовещенска из которой усматривается, что в месте остановки транспортного средства в районе ул. Больничная – пер. Серышевский расположен смотровой колодец.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов», жидкие бытовые отходы - хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании ст. 1 указанного закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно этой же статье, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с ст. 9 указанного закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке, определённом Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 2 этого же закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с пи. 1, 2 ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 3.2, 3.5 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88) установлено, что жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Кроме того, согласно п. 3.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019г. № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 30.06.2020г. в адрес Министерства природных ресурсов Амурской области поступило обращение ООО «Амурские коммунальные системы» (вх. от 30.06.2020 № 3250) о фиксации в 17 часов 45 минут 20.06.2020 года факта незаконного слива жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) в канализационный колодец, расположенный в районе ул. Больничная - пер. Серышевский г. Благовещенска, автоцистерной с государственным номерным знаком ***, с приложением фотоматериалов.
Из информации, предоставленной УГИБДД УМВД России по Амурской области, следует, что согласно учетов подсистемы «Запросы» автоматизированных баз данных «ФИС ГИБДД-M» МВД России, транспортное средство марки «КО 503В-2», с государственным номерным знаком ***, на момент фиксации было зарегистрировано на Полканова А.П.
Согласно выписке из ЕГРИП от 14.08.2020 № ИЭ9965-20-88420199, индивидуальный предприниматель Полканов А.П. осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод. Также согласно реестру действующих лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданных Управлением Росприроднадзора по Амурской области и размещенному на официальном сайте Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, индивидуальный предприниматель Полканов А.П. имеет действующую лицензию от 03.04.2017 № (28) - 3181 - СТ (приказ о предоставлении лицензии № 133 от 03.04.2017) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов (осадков) из выгребных ям, относящихся к отходам IV класса опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Полканов А.П. по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 указал, что он работает у ИП Полканова А.П. водителем автоцистерны, с государственным номерным знаком ***, 20.06.2020г. в 17:45 часов транспортное средство в районе ул. Больничная - пер. Серышевский г. Благовещенска сломалось, ремонт осуществлял на месте, для чего скинул ремни и опустил шланг, конец которого закрыл тряпкой, чтобы не распространялся запах, так как нечистоты в небольшом количестве остаются, их полностью слить невозможно из бака. Слив отходов в колодец не производил. Повороте рычага (задвижки) вправо на баке автомобиля вправо на 45 градусов – означает открытое положение.
Несмотря на возражения заявителя, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, при указанных в постановлении обстоятельствах и вина Полканова А.П., установлена материалами дела и подтверждается доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка. Доказательства по делу получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Вопреки доводам жалобы и пояснениям защитника об отсутствии в месте остановки автоцистерны канализационных колодцев и производства сброса жидких бытовых отходов, факт их расположения и слива в них отходов подтверждается представленными материалами дела, в том числе фотоматериалом, схемой расположения канализационных сетей района ул. Больничная –п ер.Серышевский, пояснением МВ из которого следует, что является директором дирекции по водоснабжению и водоотведению ООО «АКС» и в связи с участившимися случаями сливов жидких бытовых отходов в канализационный колодец, расположенный в районе ул. Больничная - пер. Серышевский г. Благовещенска, а также жалобами граждан на запахи, им было принято решение провести наблюдение в период с 30.05.2020г. по 21.06.2020г. в районе расположения колодца. В результате наблюдения было зафиксировано несколько случаев незаконного слива жидких бытовых отходов с автоцистерн, в том числе 20.06.2020г. на автомобиле ***. Слив отходов производился непосредственно в канализационный колодец, для чего в него опускался рукав, а сверху клался коврик. При этом откачка жидкости не производилась, поскольку отсутствовали характерные звуки работающего двигателя. Канализационный колодец, расположенный в районе пересечения ул. Больничной - пер. Серышевский, является смотровым и предназначен для обслуживания канализационных сетей. Единственным место для слива жидких бытовых отходов в г. Благовещенске является сливная чаща в 433 квартале. Слив отходов в смотровые колодцы приводит к засорам, загрязнению прилегающей почвы, в результате чего возможен подъем канализационных стоков и выход их на поверхность. Кроме того, слив жидких бытовых отходов в смотровой колодец препятствует обслуживанию канализационных сетей персоналом.
К показаниям свидетеля Свидетель №1 о том, что слив не производил, суд относится критически, поскольку он является работником Полканова А.П., может быть заинтересован в исходе дела, его показания в данной части противоречат собранными по делу доказательствами.
Кроме того, свидетель указал, что при положении рычага направо под углом 45 градусов бак открыт, и нечистоты в небольшом количестве всегда остаются, а на представленной суду фотографии изображено именно такое положение рычага.
Ссылка защитника на то, что в Благовещенске отсутствует специально отведенные место для слива жидких бытовых отходов, включенное в Государственный реестр объектов размещения отходов, не исключает обязанность лиц, осуществляющих деятельность по сбору и обработке сточных вод, размещать их в сливную чащу, которая находится в 433 квартале г. Благовещенска, и является единственным местом в г. Благовещенске, где разрешен слив сточных вод.
Представленная защитником видеозапись неинформативна, выполнена в зимний период времени, на видео территория частично скрыта под снежным покровом, не отражает объективно обстоятельства дела и не опровергает факт наличия спорного колодца. Напротив наличие и расположение колодца по указанному в протоколе об административном правонарушении месту в районе ул. Больничная – пер. Серышевский подтверждается фотоматериалом, технической документацией канализационной сети г. Благовещенска.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления должностного лица в части назначенного наказания.
Так, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Перечень отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, является исчерпывающим.
Как видно из обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом необоснованно в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, признано повторное совершение Полкановым А.П. административного правонарушения, в период когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела по постановлению № 10-23/52 от 03.07.2020г. Полканов А.П. был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 13.07.2020г., следовательно, на момент совершения 20.06.2020г. вменяемого правонарушения по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, Полканов А.П. еще не был подвергнут административному наказанию. Должностным лицом при рассмотрении дела и назначении наказания данный факт необоснованно учтен, как отягчающие ответственность Полканова А.П. обстоятельства.
На основании изложенного, с учетом положений ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер и последствия совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу о возможности снижения размера наложенного на ИП Полканова А.П. административного штрафа до минимального установленного санкцией ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ размера - 40000 рублей. В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба – оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 10-23/119 ░░ 08.10.2020░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 40000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░