Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5423/2022 ~ М-4934/2022 от 24.10.2022

63RS0039-01-2022-006413-12

2а-5423/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 декабря 2022 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5423/2022 по административному исковому заявлению Саламова Зияда Мехмандар-Оглы к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Саламов З.М. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В обоснование заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м с кадастровым номером :12699 по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и жилой дом площадью 107,4 кв.м с кадастровым номером :545 по тому же адресу. 21.06.2022 истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 318 кв.м в аренду без проведения торгов. Распоряжением от 29.06.2022 № РД-995 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок находится в зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) и использование участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для данной зоны; в границах участка расположено строение; между испрашиваемым участком и смежными участками с кадастровыми номерами :1014, :1043 образуется чересполосица. С данным решением истец не согласен, указывает, участок, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду, являются сформированным, ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером :528, граница которого подлежат уточнению при межевании. Земельный участок был образован на основании постановления Главы г.о.Самара от 11.03.2001 № 230. Данным постановлением предыдущему собственнику Омельченко С.В. были предоставлены два участка: участок площадью 300 кв.м – в собственность бесплатно с учетом нормы предоставления, участок площадью 317,8 кв.м - в аренду с правом выкупа. На момент образования земельного участка и в настоящее время в его границах расположен индивидуальный жилой дом.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.06.2022 № РД-995 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Рыскина Н.А. требования поддержала.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Колга О.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями; 2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; 3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м с кадастровым номером :12699 по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Также административный истец является собственником жилого дома площадью 107,4 кв.м с кадастровым номером :545, расположенного по адресу: <адрес>.

21.06.2022 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления прилегающего земельного участка площадью 318 кв.м с кадастровым номером :528 в аренду без проведения торгов.

Распоряжением от 29.06.2022 № РД-995 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ в связи с тем, что испрашиваемый участок находится в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), использование участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует основным видам разрешенного использования в данной зоне и требует разрешение на условно разрешенный вид использования.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному основанию нельзя признать законным ввиду следующего.

Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. п. 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45).

В соответствии с градостроительным регламентом использование участков под индивидуальное жилищное строительство в данной зоне относится к условно разрешенным видам использования, то есть требует специального согласования (ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара).

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из приведенных норм следует, что земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения права на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 318 кв.м с кадастровым номером :528 и земельный участок площадью 300 кв.м с кадастровым номером :12699, находящийся в собственности истца, представляют собой единый участок, который был образован и предоставлен для индивидуального жилищного строительства до введения в действие градостроительного регламента.

Постановлением Главы г.о.Самара от 11.03.2001 № 230 «О передаче гражданам в собственность и в аренду под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство ранее предоставленных и находящихся в пользовании земельных участков в Советском районе» предыдущему владельцу Омельченко С.В. был передан земельные участок площадью 300 кв.м – в собственность и прилегающий участок площадью 317,8 кв.м - в аренду с правом выкупа.

В отношении земельного участка площадью 317,8 кв.м между Комитетом по управлению имуществом г.Самары и Омельченко С.В. был заключен договор аренды № 009238з от 15.06.2011.

Данный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, ему присвоен кадастровый номером :528, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Земельный участок площадью 300 кв.м, предоставленный Омельченко С.В. в собственность, а также 2/5 жилого дома 12.03.2002 проданы ею Саламову З.М.-О.

В границах вышеуказанных земельных участков расположен жилой дом с кадастровым номером :545, собственником которого является административный истец, что подтверждается планом границ земельного участка от 29.11.2022, изготовленным кадастровым инженером.

Из решения Советского районного суда г.Самары от 12.11.2021 по делу № 2-1913/2021 по иску Департамента градостроительства г.о.Самара к Саламову З.М-О. о сносе самовольной постройки следует, что на земельном участке с кадастровым номером :12699, принадлежащем на праве собственности Саламову З.М.-О., и прилегающем земельном участке площадью 250 кв.м расположен жилой дом и двухэтажное строение, являющиеся единым объектом капитального строительства.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что использование данного объекта капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, по указанному делу не установлено, в удовлетворении требований в части сноса двухэтажного строения отказано.

Сведений о том, что использование объекта капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, материалы настоящего дела также не содержат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство началось до введения в действие градостроительных регламентов, утвержденных Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, несоответствие фактического использования такому регламенту не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.

Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву его нахождения в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) является необоснованным, противоречит положениям градостроительного и земельного законодательства.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован также тем, что по топографическим материалам Департамента на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположено строение. Между тем, не указано, какое именно строение имеется ввиду, учитывая, что согласно вышеуказанному решению суда по делу № 2-1913/2021 на испрашиваемом участке располагается несколько объектов капитального строительства, в том числе принадлежащий истцу жилой дом. Также в распоряжении не приведены предусмотренные ЗК РФ основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, связанные с нахождением в его границах объекта капитального строительства. Такие основания предусмотрены подпунктами 4 и 5 статьи 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г.Самары от 12.11.2021 по делу № 2-1913/2021, вступившим в законную силу, частично удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства г.о.Самара к Саламову З.М.-О. о сносе самовольной постройки, а именно, нежилое здание гаража на три машины признано самовольной постройкой, на ответчика возложена обязанность осуществить снос объекта в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Из пояснений представителя Департамента следует, что в установленный решением срок обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГрК РФ, не выполнены, снос самовольной постройки не осуществлен. Административным истцом надлежащих доказательств снова постройки также не представлено.

При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как в отношении расположенного на земельном участке здания принято решение о сносе самовольной постройки и в сроки, установленные указанным решением, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГрК РФ, а также с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник расположенного на участке здания.

Данных о том, что на земельном участке расположены объекты капитального строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам, или находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в материалах дела не имеется.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован также тем, что между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами :1014, :1043 образуется территория, которую невозможно использовать рационально – чересполосица. Указанные причины нельзя признать обоснованными, так как местоположение земельного участка в данном случае определяется планом границ к Постановлению Главы г.о.Самара от 11.03.2001 № 230 «О передаче гражданам в собственность и в аренду под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство ранее предоставленных и находящихся в пользовании земельных участков в Советском районе». Кроме того, данные недостатки могут быть устранены в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания его незаконным.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Саламова Зияда Мехмандар-Оглы к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.06.2022 № РД-995 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Саламова Зияда Мехмандар-Оглы о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2022.

2а-5423/2022 ~ М-4934/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саламов З.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация административного искового заявления
24.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2022Предварительное судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее