ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка и принятию решения по результатам опубликования извещения,
с участием истицы К, представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Кужугета М.Т., представителя третьего лица Ы- Ц,
у с т а н о в и л :
К обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка и принятию решения по результатам опубликования извещения.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась через Многофункциональный центр с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва об оказании ей государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресному ориентиру: <адрес>, за домом <адрес> с целью в дальнейшем оформить земельный участок на условиях аренды для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что она может приобрести этот участок исключительно на торгах (аукционе) в порядке ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ, а о месте и времени проведения аукциона будет сообщено дополнительно на Едином портале госуслуг. До настоящего времени решения о проведении аукциона принято не было.
Ранее, начиная с 2013 года, истица неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении ей спорного земельного участка, получала аналогичные ответы о возможности приобретения участка на торгах (аукционе).
Истица не согласна с ответами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, указывая на возможность предоставления ей земельного участка без проведения торгов. Министерством конкретно не указаны основания отказа в утверждении схемы расположения участка.
Просит: признать незаконным исполнение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва оказания государственной услуги по заявлению К от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресному ориентиру: <адрес> обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 10 дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом особенностей, установленных ст.39.18 Земельного кодекса РФ – по заявлению К от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 7 дней принять решение, предусмотренное пунктами 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, по результатам опубликования извещения по спорному земельному участку.
В судебном заседании истица уточненное исковое заявление полностью поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Кужугет М.Т. с заявлением не согласился, пояснив, что согласно Правилам землепользования спорный земельный участок находится в зоне Р-2, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, имеется решение суда о сносе истицей самовольной постройки, которое истица не исполняет.
Представитель третьего лица Ы – Ц также с иском не согласилась, пояснив, что испрашиваемый истицей земельный участок расположен в зоне природного ландшафта (Р-2), предназначенной для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, обустройства территории для отдыха населения, охранной зоне и зоне подтопления реки Енисей, в которой не предусмотрено жилищное строительство и отвод земельных участков. Кроме того, Ы, являясь собственником сопредельного участка, также претендовал на спорный участок, подав заявление о предоставлении участка под приусадебный участок, в чем ему было отказано.
Представители третьих лиц Мэрии г. Кызыла и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1); Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп.10 п.2).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которым предусмотрена подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп.1 п.1).
Как установлено из материалов дела, на неоднократные обращения истицы о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресному ориентиру: <адрес>, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва ей было отказано.
Более того, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в суд с иском к К о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольной постройки, и решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, иск Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва был удовлетворен, строение, расположенное по адресу: <адрес>, признано самовольной постройкой; суд обязал К в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу снести за свой счет самовольное строение, расположенное по адресу: <адрес>.
Определением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ была применена отсрочка исполнения данного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ – до заключения договора о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду с победителем торгов в форме аукциона.
На заявление истицы от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресному ориентиру: <адрес>, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало ей в утверждении схемы расположения в связи с несоответствием требованиям пп.1 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. В обоснование отказа дано пояснение о том, что в соответствии с Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, учитываются материалы и сведения правил землепользования и застройки, а также в схеме расположения земельного участка приводятся надписи (включая кадастровые номера земельных участков). Согласно карте градостроительного зонирования территории города Кызыла испрашиваемый земельный участок расположен в зоне парков, скверов, городских садов (Р-2) и не предназначен для жилищного строительства.
Кроме того, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предложило истице приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства путем участия в открытых аукционах по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Данные отказы ответчика в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, на котором истица осуществила самовольную постройку, она оспаривает в настоящем иске.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1); Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
В соответствии с п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно информации Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла, изложенной в ответе Ы от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне природного ландшафта, в котором не предусмотрено жилищное строительство и отвод земельных участков.
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 г. N 432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (вступили в силу с момента опубликования - 12 декабря 2012 года) (далее- Правила землепользования и застройки г. Кызыла). Указанным решением представительного органа местного самоуправления одновременно отменено решение Кызылского городского Хурала от 17.09.2003 N 98 "Об утверждении временных правил землепользования на территории муниципального образования "город Кызыл", а также решение Кызылского городского Хурала представителей от 28.03.2006 N 140 "Об утверждении Положения "О генеральном плане города Кызыла".
В статье 1 Правил землепользования и застройки г. Кызыла определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а территориальная зона - это зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент.
Статьей 80 Правил землепользования и застройки г. Кызыла установлено целевое назначение территориальной зоны "Зона парков, скверов, городских садов (Р-2)": Зона благоустроенных озелененных территорий с сохранением природных ландшафтов на всей территории города предназначена для организации отдыха и досуга населения, с размещением необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
При этом ни к основным видам разрешенного использования, ни к вспомогательным, ни к условно разрешенным видам использования данной зоны индивидуальное жилищное строительство не относится.
Судом установлено, что испрашиваемый истицей земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кызыла расположен в территориальной зоне парков, скверов, городских садов (Р-2), что подтверждается картой градостроительного зонирования, поэтому введение его в гражданский оборот путем передачи истице в целях использования под индивидуальное жилищное строительство исключено, так как указанное использование не входит в перечень разрешенных видов использования данного участка.
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пп.14); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пп.21).
Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2, п.3 ст. 19 Конституционного закона Республики Тыва от 27ноября2004года N886ВХ-1 «О земле» не подлежат продаже в частную собственность: а) земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия; б) земельные участки, на которых находятся государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; в) земельные участки, находящиеся в границах федеральных, республиканских и местных курортных и лечебно-оздоровительных зон; г) земельные участки, входящие в лесной фонд, за исключением установленных лесным законодательством случаев перевода лесных земель в нелесные; д) земельные участки, включенные в состав земель водного фонда, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами, а также земельные участки, расположенные в пределах прибрежной полосы, полосы отвода вдоль судоходных и государственных оросительных каналов, выделенные под зоны охраны водных объектов, занятые государственными гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями; е) земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории); ж) земельные участки, предоставленные для использования и охраны недр; з) земельные участки, зараженные радиоактивными или опасными химическими веществами, а также подверженные биогенному заражению; и) в порядке нового отвода земельные участки, находящиеся в охранной зоне наземных коммуникаций (автодорог, железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, линий связи); к) иные земельные участки, запрет на передачу которых в частную собственность предусмотрен федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, поскольку установлено, что истица осуществила самовольную постройку дома на земельном участке, которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кызыла установлено целевое назначение территориальной зоны "Зона парков, скверов, городских садов (Р-2)", где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, то отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 600 кв.м., по адресному ориентиру: <адрес>, полностью соответствует требованиям вышеприведенных норм закона.
При данных обстоятельствах требования истицы о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка и принятию решения по результатам опубликования извещения не основано на законе, поэтому не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления К к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка и принятию решения по результатам опубликования извещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2016 года.
Судья Л.Т. Сватикова