Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7101/2021 ~ М-6861/2021 от 26.10.2021

№ 2а-7101/2021

УИД 63RS0045-01-2021-011357-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021г.                                <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего: Бадьевой Н.Ю.,

С участием прокурора Мосталыгиной А.В.,

При секретаре: Корячкиной И.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2а-7101/2021 по исковому заявлению Фокина Артема Геннадьевича к Общественной палате <адрес> о признании незаконным не включение в список наблюдателей участковой избирательной комиссии , взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Фокин А.Г. обратился в <адрес> районный суд <адрес> с первоначальным административным иском, в котором просил признать незаконным факт немотивированного и произвольного не включения его в список общественных наблюдателей Участковой избирательной комиссии в период выборов Государственной Думы Федерального собрания РФ и депутатов Самарской Губернской Думы, проводившихся в сентябре 2021г. В обоснование административного иска Фокин А.Г. указал на нарушение административным ответчиком его избирательного права, выраженное в не предоставлении сведений о Фокине А.Г., как о наблюдателе на выборах, указанное явилось причиной не включения Фокина А.Г. в список наблюдателей в нарушение установленной процедуры, неправомерного воспрепятствования наблюдению за выборным процессом и выдворения его как наблюдателя из Участковой избирательной комиссии , что причинило ему моральные и нравственные страдания, поскольку он был унижен. Помимо этого, Фокину А.Г. не были выплачены денежные средства в сумме 6 000 руб. за участие в выборах в качестве наблюдателя (оплата по 2 000 руб. за каждый день общественного наблюдения). В связи с этим, административный истец Фокин А.Г. просил признать незаконным факт немотивированного и произвольного не включения его в список общественных наблюдателей Участковой избирательной комиссии в период выборов Государственной Думы Федерального собрания РФ и депутатов Самарской Губернской Думы, проводившихся в сентябре 2021г., взыскать с Общественной палаты <адрес> 6 000 руб. в счет платы за общественное наблюдение в ходе выборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., а также компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.,

В ходе судебного разбирательства с учетом того, что Фокиным А.Г. помимо требований о признании незаконным факта не включения в список наблюдателей участковой избирательной комиссии , поставлен вопрос и о присуждении компенсации морального вреда вследствие унижения, связанного с выдворением его из помещения избирательного участка, и о взыскании денежных средств за участие в качестве общественного наблюдателя в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., которые не возникают из административных и иных публичных правоотношений, ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение о переходе к рассмотрению данного дела в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 134-135).

В судебном заседании истец Фокин А.Г. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему (л.д. 144), указав, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ и депутатов Самарской Губернской Думы ДД.ММ.ГГГГ, являлся избирателем на избирательном участке . Кроме этого, на указанном избирательном участке он являлся наблюдателем от Общественной палаты <адрес>, о чем ему выдано направление. Это направление он получил от сотрудников Общественной палаты <адрес>, проводивших предварительное обучение тех избирателей, которые выразили желание быть общественным наблюдателем. Вместе с тем, придя ДД.ММ.ГГГГ. на избирательный участок участковой избирательной комиссии с целью исполнения обязанностей общественного наблюдателя, выяснилось, что его фамилия отсутствовала в списке наблюдателей от Общественной палаты <адрес> отсутствовала. Полагает, что был незаконно удален с избирательного участка как наблюдатель, поскольку ему было выдано соответствующее направление, что указывает на то, что он имел право принимать участие в выборах, кроме того, он был унижен, поскольку хотел участвовать в выборах в качестве общественного наблюдателя с целью соблюдения прав избирателей, что причинило моральный вред, который он оценивает в 100 000 руб. Незаконными действиями ответчика ему причинен и материальный ущерб в сумме 6 000 руб., так как при прохождении предварительного обучения сотрудники Общественной палаты сообщили о том, что участие в выборах в качестве наблюдателей будет вознаграждено. Точная сумма вознаграждения не была озвучена, однако, истец полагает возможным предъявить требования о взыскании ущерба в сумме 6 000 руб., по 2 000 руб. за каждый день общественного наблюдения, поскольку указанный размер истец полагает разумным и справедливым. На основании изложенного, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Общественной палаты <адрес> – Сказочкин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав на то, что в сентябре 2021г. в период с 17 по 19 сентября 2021г. на территории городского округа Самара и <адрес> проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ и депутатов Самарской Губернской Думы. Фокин А.Г. указывает на то, что ему было выдано направление для участия в качестве общественного наблюдателя в ходе выборов на избирательном участке . Вместе с тем, истец не был внесен в список наблюдателей от Общественной палаты <адрес>, в связи с чем, не должен был присутствовать на выборах в качестве общественного наблюдателя. Более того, вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Фокину А.Г. отказано в признании незаконным не включение его в список общественных наблюдателей. Нарушений прав Фокина А.Г. на участие в выборах не было допущено, поскольку он имел право участвовать в выборах в качестве избирателя, но не общественного наблюдателя. Удаление административного истца из помещения для голосования было обусловлено не подтверждением его статуса наблюдателя. Кроме того, указывал на то, что в силу действующего законодательства лицо, назначаемое в качестве общественного наблюдателя, осуществляет свою деятельность на общественных, т.е. безвозмездных началах. С учетом вышеизложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - Избирательной комиссии <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица по инициативе суда и не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Направил в адрес суда письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований Фокину А.Г. отказать, поскольку нарушений прав Фокина А.Г. не допущено (л.д. 123-124).

Представитель Участковой избирательной комиссии , привлеченной в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требований истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1.2 статьи 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

В соответствии с Постановлением ЦИК России от 12.08.2021г. «О Разъяснениях порядка назначения наблюдателей Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов, голосование на которых состоится 17, 18 и ДД.ММ.ГГГГ» при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов.

В силу п. 2 Разъяснений при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации).

Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации могут назначить наблюдателя при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, если это предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 Разъяснений Общественная палата Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.

Положениями пункта 4 Разъяснений предусмотрено, что наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, а также общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах, независимо от места его жительства.

При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено следюущее.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на территории <адрес> проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и муниципальные выборы, голосование состоялось 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

Из материалов дела и вступившего в законную силу решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что Фокину Артему Геннадьевичу от Общественной палаты <адрес> выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому он направляется в Участковую Избирательную Комиссию избирательного участка для участия в выборах в качестве общественного наблюдателя.

На основании указанного направления и при предъявлении паспорта Фокин А.Г. был внесен в реестр лиц, присутствующих при проведении голосования на избирательном участке УИК.

На избирательном участке Фокин А.Г. находился 17, 18 и утро ДД.ММ.ГГГГ, однако, ДД.ММ.ГГГГ в УИК Фокиным А.Г. подано заявление о незаконности удаления его как наблюдателя с избирательного участка, в отсутствие решения суда по данному поводу.

По результатам рассмотрения данного обращения принято решение от 19 сентября 2021 года о выдворении Фокина А.Г. с избирательного участка , поскольку из списка наблюдателей, представленного в Территориальную избирательную комиссию <адрес> г.о. Самара от Общественной палаты <адрес>, следует, что Фокин А.Г. в списке не значится; на избирательный участок направлена наблюдатель Ганина О.В.

Наблюдатель от Общественной палаты <адрес> Ганина О.В. наряду с Фокиным А.Г. была зарегистрирована в качестве лиц, присутствующих при проведении голосования на избирательном участке .

В соответствии с частью 7 статьи 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

При этом, Фокин А.Г. не отрицал того, что ему был выдан бланк направления, который он заполнил самостоятельно, в том числе, самостоятельно определив, на какой избирательный участок он желает идти в качестве наблюдателя.

Доказательств того, что Фокин А.Г. был внесен в список наблюдателей от Общественной палаты <адрес> на избирательном участке , не представлено.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлено, что Фокин А.Г. обоснованно не включен в список общественных наблюдателей избирательного участка , нарушений его избирательных прав не допущено. Указанное обстоятельство не подлежит доказыванию вновь в рамках настоящего дела и свидетельствует об отсутствии нарушений прав Фокина А.Г., связанных с не включением его в список общественных наблюдателей Участковой избирательной комиссии в период выборов Государственной Думы Федерального собрания РФ и депутатов Самарской Губернской Думы, проводившихся в сентябре 2021г.

Данное обстоятельство свидетельствует и о необоснованности требований Фокина А.Г. о взыскании с Общественной палаты <адрес> денежных средств в сумме 6 000 руб. в счет платы за общественное наблюдение в ходе выборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку общественным наблюдателем на избирательном участке он не являлся.

Более того, в силу ч. 1 ст. 21 Закона об Общественном контроле, регламентирующего правовое регулирование участия граждан в общественном контроле, установлено, что общественный инспектор привлекается к данной деятельности на общественных началах.

Именно указанным нормативным актом определены положения, права и обязанности наблюдателя при осуществлении независимого общественного наблюдателя за выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, муниципальными выборами в <адрес>.

Таким образом, факт участия в качестве общественного наблюдателя свидетельствует о желании гражданина участвовать в ходе общественного контроля по своей инициативе на общественных началах, поскольку указанная деятельность не является трудовой, не основана на гражданско-правовом либо ином виде договора, которые предусматривают получение материального вознаграждения за оказание услуг.

Суд также принимает во внимание, что сумма вознаграждения, на которую претендует Фокин А.Г. за участие в выборах в качестве наблюдателя, определена им произвольно, по своему усмотрению,

С учетом изложенного, требования Фокина А.Г. в этой части не основаны на законе, поскольку каких-либо правовых оснований для удовлетворения иска в этой судом не установлено.

Разрешая по существу требования Фокина А.Г. о взыскании с Общественной палаты компенсации морального вреда, связанной с лишением права участвовать в наблюдении за голосованием, суд учитывает, что в силу положений абзаца 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела истцом Фокиным А.Г. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушениях, допущенных ответчиком, причинивших истцу моральные и нравственные страдания, более того, требования о компенсации морального вреда производны от требований о признании незаконным факта не включения Фокина А.Г. в список наблюдателей на избирательном участке, в удовлетворении которых судом отказано, в связи с чем, требования Фокина А.Г. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

С учетом установленных судом обстоятельств, в удовлетворении иска Фокина А.Г. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Фокина Артема Геннадьевича к Общественной палате <адрес> о признании незаконным не включение в список наблюдателей участковой избирательной комиссии , взыскании денежных средств и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21 декабря 2021г.

Председательствующий:                        Н.Ю.Бадьева

2а-7101/2021 ~ М-6861/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фокин А.Г.
прокурор Промышленного района г. Самары
Ответчики
Общественная палата Самарской области
Другие
Избирательная комиссия Самарской области
Участковая избирталеьная комиссия № 5045
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бадьева Н. Ю.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2021Регистрация административного искового заявления
26.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Рассмотрение дела начато с начала
22.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее