Решения по делу № 2-7/2021 (2-1519/2020;) ~ М-1214/2020 от 06.05.2020

Дело №2-7\2021

УИД 50RS0029-01-2020-001590-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г.Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ

     Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Суворовой Е.И.

при секретаре судебного заседания Грибановой ФИО9 помощника судьи Смирной ФИО10

с участием представителя истца ФИО12., представителя ответчиков ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Государственной Компании « Российские автомобильные дороги» к Березиной ФИО13, Серовой ФИО14 о принудительном изъятии земельного участка и нежилого здания для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Российская Федерация в лице Государственной Компании « Российские автомобильные дороги» обратился в суд с иском к Березиной ФИО15, Серовой ФИО16 ФИО17 в котором просит изъять у Березиной ФИО18. и Серовой ФИО19. для государственных нужд Российской Федерации с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета:

- земельный участок площадью 866 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: московская область, <адрес>,

-нежилое здание ( автомоечная станция) площадью 278,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование иска указывает, что ГК « Автодор» осуществляет деятельность по реализации проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-3 « Украина»- от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной ( на Киев), участок км <данные изъяты>, Московская и Калужская область» на основании Федерального закона от 17.07.2009 года № 145 - ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации проекта по строительству Объекта, в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от № от ДД.ММ.ГГГГ года подлежат изъятию в установленном порядке:

-земельный участок площадью 866 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Данный земельный участок имеет кадастровый номер , образован из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2400 кв.м., который принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности,

- нежилое здание ( автомоечная станция) площадью 278, 1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Здание принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности.

Государственная компания уведомила ответчика о принятом решении об изъятии принадлежащего ему земельного участка письмом от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложения.

Специалистом АО « <данные изъяты>» произведена работа по определению рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика, в связи с изъятием его имущества.

Согласно Отчета , выполненного оценщиком АО « <данные изъяты>» размер возмещения за земельный участок и здание составляет <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей- рыночная стоимость земельного участка, <данные изъяты> рублей- рыночная стоимость здания, <данные изъяты> рубля - убытки.

Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года в адрес ответчиков были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд и отчет об оценке.
    Представитель истца Государственной компании « Автодор» ФИО21. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала суду аналогичные текста доводов искового заявления объяснения. Возражала против выводов экспертного заключения, полагала необходимым определить размере возмещения согласно отчета, выполненного оценщиком АО « <данные изъяты>

Ответчики Серова ФИО24 и Березина ФИО23 надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании отсутствовали, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Представитель ответчиков Серовой ФИО25. и Березиной ФИО26.- ФИО28. требования признала частично, в части исковых требований о принудительном изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации. Размер возмещения за изымаемые для государственных нужд Российской Федерации объекты недвижимости просила определить, в соответствии с выводами судебной экспертизы.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Государственная компания осуществляет деятельность по реализации проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-3 « Украина»- от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной ( на Киев), участок км <данные изъяты> Московская и Калужская область» на основании Федерального закона от 17.07.2009 года № 145 - ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о государственной компании).

Частью 2 статьи 37 Закона о государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием ;

4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);

5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии с пп. 15 ст. 3, п. 1, 2 ст. 25 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель ), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Земельные участки полосы отвода являются землями общего пользования. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения.

В соответствии с ч.1 ст. 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Согласно п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР) является таким федеральным органом исполнительной власти.

Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 к компетенции РОСАВТОДОР относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.

В целях обеспечения реализации проекта по строительству Объекта в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от от ДД.ММ.ГГГГ года подлежат изъятию в установленном порядке:

-земельный участок площадью 866 кв.м., образуемый из земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок имеет кадастровый номер образован из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2400 кв.м., который принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности,

- нежилое здание ( автомоечная станция) площадью 278, 1 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>. (

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 2400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> расположенное на нем нежилое здание ( автомоечная станция), кадастровый номер , по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности по ? доле в праве принадлежит ответчикам Березиной ФИО32. и Серовой ФИО31 что подтверждается выпиской из ).

В соответствии с требованиями п. 5 статьи 279 ГК РФ, правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с земельным законодательством.

В силу п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ, правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии.

Государственная компания уведомила ответчиков о принятом решении об изъятии принадлежащего им земельного участка и автомоечной станции письмом от ДД.ММ.ГГГГ ( ), что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложения, Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ().

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии ). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Специалистом ООО «<данные изъяты>» произведена работа по определению рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика, в связи с изъятием его имущества.

Согласно Отчета , выполненного оценщиком АО « <данные изъяты> размер возмещения за земельный участок и здание составляет <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей- рыночная стоимость земельного участка, <данные изъяты> рублей- рыночная стоимость здания, <данные изъяты> рубля - убытки (

Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года в адрес ответчиков были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд и отчет об оценке (

Статья 282 ГК РФ устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии с п.10 ст. 56.10 ЗК РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ст. 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

На данный момент между Государственной компанией и ответчиком соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд не достигнуто, в связи с чем, истец вынужден реализовать свое право на принудительное изъятие недвижимости в судебном порядке.

Производя выкуп объектов недвижимости и обращаясь в суд с иском о принудительном их изъятии для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог, Государственная компания действует от имени Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона о государственной компании предоставление возмещения за изъятие земельных участков в пользу Российской Федерации осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, которые, в свою очередь, перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на отдельный счет, открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами Государственной компании, и отражаются на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.

Поскольку стороны не пришли к соглашению о размере возмещения, в связи с изъятием земельного участка, определением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года судом была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно выводов Заключения эксперта ООО « <данные изъяты>» рыночная стоимость объекта оценки составляет по состоянию на дату осмотра ДД.ММ.ГГГГ года -<данные изъяты> рублей, в том числе земельный участок площадью 866 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес> <данные изъяты> рублей; нежилое здание ( автомоечная станция) с кадастровым номером , по адресу: <адрес> <данные изъяты> рублей; убытки, причиненные изъятием данных объектов-0 рублей.

Экспертом отмечено, что рассчитанная стоимость будет действительна, в случае, если местоположение оставшейся части участка не ухудшиться в результате строительства Федеральной трассы. То есть, доступность оставшейся части земельного участка, количество и качество подъездных путей после завершения строительства будет не хуже, чем в существующем варианте. В случае ухудшения указанных характеристик, стоимость оставшейся части недвижимости уменьшится ( в плоть до 0 при полном отсутствии доступа к участку и невозможности эксплуатации имущества). В таком случае размер возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости, следует увеличить, соразмерно обесцениванию оставшейся части недвижимого имущества.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ эксперт ФИО33. заключение поддержал, обосновал расчет стоимости здания автомойки сравнительным методом, с учетом назначения помещения, и технической документации представленной в материалы дела. В отношении определенного размера убытков, связанных с изъятием, эксперт пояснил, о невозможности расчета в отсутствии проекта реконструкции автомобильной дороги.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года для определения размера убытков, связанных с изъятием земельного участка, в результате реконструкции автомобильной дороги, по делу назначена дополнительная судебная экспертиза.

Согласно выводов дополнительного заключения эксперта ООО « <данные изъяты>» стоимость земельного участка площадью 1534 кв.м., остающегося после изъятия части земельного участка площадью 866 кв.м., составляет <данные изъяты> рублей, рыночная стоимость расположенного на нем строения( кадастровый номер ) составляет <данные изъяты> рублей.

Эксплуатация земельного участка площадью 1534 кв.м., остающегося после изъятия части земельного участка площадью 866 кв.м., из исходного участка с кадастровым номером общей площадью 2400 кв.м. и расположенной на нем автомойки самообслуживания с учетом проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-3 « Украина»- от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной ( на Киев), участок <данные изъяты>, Московская и Калужская область» будет невозможна. Причина- ликвидация проезда к земельному участку, связанная со строительством автодороги согласно Проекта, и отсутствие альтернативного проезда к земельному участку.

Стоимость убытков собственника в случае полной невозможности эксплуатации остающейся после изъятия части земельного участка площадью 866 кв.м., из исходного участка с кадастровым номером общей площадью 2400 кв.м. и расположенной на нем автомойки самообслуживания с учетом проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-3 « Украина»- от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной ( на Киев), участок <данные изъяты> Московская и Калужская область» составляет <данные изъяты> рублей.

Эксперт ФИО35 выводы дополнительного заключения экспертизы в судебном заседании поддержал, обосновал расчет убытков в связи с невозможностью использования остающегося после изъятия имущества, а так же использования методов оценки.

У суда не имеется оснований не доверять представленному заключению, поскольку заключение эксперта выполнено лицом, обладающим специальными познаниями, выводы специалиста однозначные, мотивированы со ссылками на примененные методики, сторонами заключения допустимым и доказательствами не опровергнуты.

Оценив доводы сторон и письменные материалы дела, суд считает, что оценка изымаемого имущества должна быть произведена по заключению судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, так как оно объективно отражает стоимость имущества ответчика на день рассмотрения спора, а так же убытков, связанных с изъятием имущества ответчиков. Таким образом, подлежащая возмещению компенсация будет составлять <данные изъяты> рублей, т.е. по <данные изъяты> рублей в пользу каждого ответчика.

Заключение об оценке, представленное истцом, не может быть применено для определения стоимости спорного имущества, так как выполнены в ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому указанная в них стоимость не соответствует принципу равноценного возмещения.

В силу ст.56.11. ЗК РФ, вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной Компании « Российские автомобильные дороги» к Березиной ФИО36, Серовой ФИО37 ФИО38 о принудительном изъятии земельного участка и нежилого здания для государственных нужд удовлетворить.

    Изъять у Березиной ФИО39, Серовой ФИО40 для государственных нужд Российской Федерации земельный участок площадью 866 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> нежилое здание ( автомоечная станция) площадью 278,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Установить сумму денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество Серовой ФИО41 и Березиной ФИО42 в размере <данные изъяты> ( <данные изъяты>) рублей, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ рублей в пользу каждой.

Установить, что возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ГК « Российский автомобильные дороги» за счет субсидий из федерального бюджета в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления на счет собственника.

Обязать Серову ФИО43, Березину ФИО44 в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу предоставить ГК « Российский автомобильные дороги» реквизиты расчетных счетов для оплаты стоимости изымаемого недвижимого имущества.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности Серовой ФИО45 и Березиной ФИО46 на земельный участок площадью 866 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, нежилое здание ( автомоечная станция) площадью 278,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

    

    Председательствующий: Е.И. Суворова

2-7/2021 (2-1519/2020;) ~ М-1214/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГК Российские автомобильные дороги
Ответчики
Березина Ольга Борисовна
Серова Татьяна Александровна
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Суворова Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
naro-fominsk--mo.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Подготовка дела (собеседование)
25.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2020Предварительное судебное заседание
05.06.2020Предварительное судебное заседание
25.09.2020Производство по делу возобновлено
25.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
09.10.2020Судебное заседание
18.12.2020Производство по делу возобновлено
24.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021Дело оформлено
11.02.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.02.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.03.2022Судебное заседание
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее