РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2016 года пос. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Ябжанове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление домом» о понуждении устранить нарушения закона, принять меры к ликвидации аварийной ситуации, восстановлении функционирования канализации жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с вышеуказанным иском. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что 27.12.2013 г. администрацией МО ГП «Поселок Таксимо» на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса по отбору управляющей организации сроком 3 года. В конкурсной документации в лоте №3 указан дом, расположенный по адресу: <адрес>. Решением конкурсной комиссии от 31.01.2014 года победителем конкурса признано ООО «Управление домом». Таким образом, обязанности по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложены на ООО «Управление домом». Так, 25.11.2015 г. от жильцов дома, расположенного по адресу: <адрес>, поступило сообщение о прорыве в системе канализации, что подтверждается соответствующим журналом входящих сообщений. ООО «Управление домом» по состоянию на 20.01.2016 года меры по устранению возникшей аварийной ситуации в полном объеме не приняты. Прокуратурой района 18 января 2016 года осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлен факт наличия аварийной ситуации, а именно, на трубопроводе центрального теплоснабжения имеются повреждения в виде дыр, наледь желтовато-коричневого оттенка. Наледь подобного оттенка имеется под домом на стенах и на полу подвального помещения. Таким образом, действенных мер, направленных на своевременное устранение аварийной ситуации после поступления сообщения о возникшем порыве в системе канализации, ООО «Управление домом» в полном объеме не предпринято, в связи, с чем произошло промерзание системы канализации, что привело к полной неработоспособности системы канализации. В настоящее время канализация функционирует не во всех квартирах. Неполное рабочее состояние системы канализации в доме, расположенном по адресу: <адрес>, учитывая суровые климатические условия Муйского района, приравненного к районам Крайнего Севера, влечет нарушение конституционных прав граждан, проживающих в данном доме, на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на неограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Муйского района РБ Цыремпилова Н.Б., действующая на основании доверенности от 08 февраля 2016 года, исковые требования поддержала и суду пояснила, что действительно прокуратурой района был совершен выезд по адресу: <адрес>. В результате проверки установлен факт наличия аварийной ситуации, в настоящее время канализация функционирует не во всех квартирах. Просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ООО «Управление домом» Ясюк И.В. не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
В письменном отзыве представитель ООО «Управление домом» Ясюк И.В. исковые требования не признал, просил в иске отказать, поскольку управление многоквартирным домом с помощью привлечения управляющей компании является одним из трех способов управления предлагаемых Жилищным кодексом Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом управляющей компанией между сторонами заключается письменный договор, в котором стороны закрепляют перечень работ и услуг, осуществляемых управляющей компанией и их стоимость, права и обязанности и ответственность сторон. Данный договор не заключался. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей компанией, выбранной по результатам конкурса, только после этого управляющая компания имеет право оказывать коммунальные услуги. Кроме того, ответчик приобрел за свой счет ремонтный материал, для проведения ремонтных работ, но в зимний период данные работы выполнить нет возможности без восстановления завалинки дома. на данный момент канализация работает частично, собственники договор не заключают.
Выслушав прокурора, допросив свидетеляЭлис П.П., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Управление домом» решением конкурсной комиссии от 31.01.2014 года признано победителем в конкурсе по отбору управляющей организации. В конкурсной документации в лоте №3 указан <адрес>.
Из копии объяснения генерального директора ООО «Управление домом» Ясюк И.В., полученной помощником прокурора Муйского района РБ 14 января 2016 года следует, что в указанной должности состоит с 22.09.2009 г. Осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. Решением конкурсной комиссии от 31.01.2014 г. победителем конкурса признано ООО «Управление домом». Таким образом, обязанности по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложены на ООО «Управление домом». 13.08.2015 г. от жителей данного дома поступило заявление о том, что в доме не работает канализация. После чего в августе 2015 года была проведена проверка канализации, которая находилась в рабочем состоянии, была проведена очистка канализационной трубы от дома до коллекторов. По данному обращению какого-либо ответа жителям дома не был дан, поскольку по данному виду работ письменный ответ не дается. Письменный ответ дается в том случае, если мы не можем выполнить данные работы или не должны выполнять эти работы. После этого жильцы дома к ним больше не обращались. 18.09.2015 года от Хохловой Т.Н. поступило заявление с просьбой произвести ремонт системы водоотведения. После этого только в квартире заявительницы была проведена прочистка системы канализации, поскольку ремонт производится за личный счет жильцов. Кроме этого, за данным домом имеется задолженность по оплате за содержание и обслуживание жилого дома в размере 140243, 65 рублей, платят только жильцы квартир №, остальные не платят. 25.11.2015 года в ООО «Управление домом» от жильцов поступило сообщение о прорыве в системе канализации, в связи с чем произошло частичное замерзание труб канализации. Нарушение функционирования канализации произошло по вине жильцов дома. С 29.11.2015 года начаты работы по ремонту и замене труб канализации, а именно, произведен осмотр труб канализации, сняты соответствующие замеры, приобретены новые трубы, начаты работы по отогреву труб. После этого, как трубы начали отогревать парогрейкой, работники ООО «Управление домом» отказались от отогрева, так как подвал не утепленный, и отогревшие места замерзали по новой. После чего, работы по отогреву парогрейкой были окончены. В начале января 2016 года по факту обретения сантехники Мостовой Н.А. был установлен санузел. Пока жильцы дома не восстановят завалинку, работы производить бессмысленно. Жильцам дома какие-либо письменные ответы не направлялись. В прошлые года случаев замерзания канализации не было, когда поступали заявления, мы прочищали трубу и все нормально работало. Работы по замене труб относятся к капитальному ремонту, которые производятся за счет собственников дома. В полномочия ООО «Управление домом» входит только аварийное обслуживание, за которое взимается плата. По состоянию на 13.01.2016 года канализация дома частично функционирует. Причинами не устранения в полном объеме последствий возникшей аварийной ситуации является отсутствие денежных средств на проведение работ по данному дому, несвоевременная и не в полном объеме оплата жильцами предоставленных коммунальных услуг.
Факт аварийной ситуации по указанному адресу также подтверждается копией справки помощника прокурора района Цыремпиловой Н.Б. от 18.01.2016 года, заявлением жителей указанного дома, ответом администрации МО ГП «Поселок Таксимо», актом осмотра придомовой территории от 02.09.2015 г., объяснением жителя дома - Малышкиной Н.Ю., показаниями Ясюк И.В., свидетеля Элис П.П.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.Правительство Российской Федерацииустанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ч.4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как следует из материалов дела указанный конкурс был проведен и ответчик признан победителем, в следствии чего последний является управляющей организацией в отношении спорного дома, вне зависимости от наличия или отсутствия письменных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «б» п. 2 которых перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с п.6 Минимального перечня в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны:
- обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы;
- своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам;
- осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, вышеуказанные предложения ответчиком, являющимся лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не подготовлены, в то время как имеются основания для проведения ремонтных работ в доме, указанные в акте осмотра придомовой территории, расположенной по адресу: <адрес> от 02.09.2015 года.
Согласно п. 18 Минимального перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится:
проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;
промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
очистка и промывка водонапорных баков;
проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений
(септики) и дворовых туалетов;
промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу требований ч. 2.3 указанной выше статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденнымПостановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с п. 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленнымиПравительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «в» п.3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, отоплению и водоотведению осуществляется круглосуточно, бесперебойно.
Таким образом, анализируя все представленные доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что требования прокурора Муйского района Республики Бурятия подлежат удовлетворению, поскольку ответчик ООО «Управление домом» признан победителем к конкурсе по отбору управляющей организации, в следствии чего последнее является управляющей организацией в отношении спорного дома, вне зависимости от наличия или отсутствия письменных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению поскольку истцом не представлено доказательств возникновения значительного ущерба для граждан, проживающих в спорном доме в случае замедления исполнения решения суда.
Согласно статье 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец, являясь прокурором, в силу норм налогового законодательства был освобожден от уплаты государственной пошлины (пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Таким образом, с учётом характера и объёма удовлетворённых исковых требований с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управление домом» о понуждении устранить нарушения закона, принять меры к ликвидации аварийной ситуации, восстановлении функционирования канализации жилого дома, удовлетворить.
Обязать ООО «Управление домом» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по устранению выявленных проверкой нарушений закона, а именно принять меры к ликвидации аварийной ситуации, восстановлению функционирования канализации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управление домом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2016 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина