Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Давыдовой А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трасковской Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1250/2022 по административному иску МИФНС России № 23 по Самарской области к Дюкову Владимиру Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Дюкову Владимиру Юрьевичу ИНН № о взыскании задолженности в сумме 179081,31 рублей, в том числе:
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 323,00 руб., пеня за 2017-2020 год в размере 67,51 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 1510,00 руб., пеня за 2015-2020 год в размере 783,7 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 1470,70 руб., пеня за 2015-2019 год в размере 2259,35 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 17604,00 руб., пеня за 2012, 2014-2020 год в размере 7843,11 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 29297,00 руб., пеня за 2015,2017-2020 год в размере 11813,48 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 310,00 руб., пеня за 2013-2017, 2019-2020 год в размере 189,92 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 53113,00 руб., пеня за 2017-2018, 2020 год в размере 14891,75 руб.
- Транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 1807,00 руб., пеня за 2014,2016-2017, 2020 год в размере 1327,36 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня за 2014 год в размере 4,71 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог за 2020 год в размере 180,00 руб., пеня за 2013,2017,2020 год в размере 428,21 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 1094,00 руб., пеня за 2015-2017,2020 год в размере 827,94 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 23775,00 руб., пеня за 2017-2018, 2020 год в размере 8160,57 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения и обязан уплачивать установленные законодательством налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, однако обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена. Требование об уплате налогов и пени в установленный срок также не исполнено, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
01.04.2022 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-1337/2022, который по заявлению Дюкова В.Ю. 15.04.2022 года отменен. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Дюков В.Ю. в судебном заседании не оспаривал факт несвоевременной уплаты налогов в отношении принадлежащего ему имущества и представил суду квитанции об уплате задолженности по налогам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, и административным ответчиком Дюковым В.Ю. не оспаривается, что в период с 2012 по 2020 гг включительно он являлась собственником имущества, указанного в налоговых уведомлениях и соответственно налогоплательщиком транспортного, земельного налогов и налогов на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены и охраняемые законные интересы других лиц, а также государства.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Судом установлено, что административным истцом в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления № 1445540141 от 03.11.2016 года (л.д.29); № 32619074 от 17.10.2017 года ( л.д.24); № 55812217 от 23.09.2018 года ( л.д.13); № 45055482 от 05.09.2019 ( л.д.21); № 89560112 от 11.11.2019 ( л.д.12); № 54699426 от 01.09.2020 ( л.д.9); № 42856224 от 01.09.2021 года ( л.д.18), в которых содержались все необходимые сведения ( в том числе расчет) о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за 2020 гг. Факт получения указанных налоговых уведомлений стороной административного ответчика не оспаривается.
В связи с неуплатой в установленный законом срок исчисленных налогов за 2020 года налоговый орган направил в адрес Дюкова В.Ю. требование № 15.12.2021 года № 64420 о необходимости уплаты задолженности по налогам за 2020 год на общую сумму 130438,70 рублей и пени за 2020 год в размере 418,72 рублей ( л.д.33) со сроком уплаты до 08.02.2022 года, а так же требование от 21.12.2021 года о необходимости уплаты пени за период 2012,2014, 2015-2020гг на общую сумму 48178, 89 рублей (л.д. 38) по сроку уплаты до 15.02.2022 года.
Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 49 Самарской области № 2а-1337/22 от 01.04.2022 года с Дюкова В.Ю. взыскана задолженность на общую сумму 179081,31 рублей.
Определением мирового судьи от 15.04.2022 судебный приказ № 2а-1337/22 от 01.04.2022 года отменен ввиду поступивших от административного ответчика возражений, что послужило основанием для общения административного истца в Самарский районный суд г. Самары с настоящим иском.
Установлено, что заявленная в иске задолженность по налогам за 2020 год полностью оплачена 21.10.2022 года на общую сумму 130483,70 рублей, что подтверждается представленными суду квитанциями об оплате (на 10 листах).
Поскольку в настоящее время Дюковым В.Ю. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2020 год не имеет, следовательно, основания для взыскания задолженности с административного ответчика отсутствуют, административный иск в данной части не подлежит удовлетворению.
Разрешая требования о взыскании пени за период 2012,2014, 2015-2019гг, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 рублей ( в редакции, действующей до 2017г – 500 рублей), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, принудительное взыскание налогов и пеней, по поводу которых возник спор, с физического лица возможно лишь в судебном порядке и в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
С учетом изложенного, необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный (дополнительный к уплате налога, на который они начислены) характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Между тем, доказательств наличия у административного ответчика задолженности за периоды: 2012,2014,2015-2019гг, на которую начислены пени в общей сумме 48519,10 рублей, налоговой инспекцией не представлено, в связи с чем оснований для взыскания пени у суда не имеется.
Налоговым органом не представлено доказательств, что право на взыскание с административного ответчика суммы налогов за 2012,2014,2015-2019гг, на момент обращения в суд с настоящим иском не утрачено, либо уже реализовано, в представленных расчетах пени с 2015 года отсутствуют указания сумм задолженностей по налогу, являющимся основанием для начисления пени, что не позволяет проверить правильность расчета.
Учитывая изложенное выше, исходя из того, что налоговым органом не представлено доказательств возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, либо сведений о реализации права на взыскание налога за вышеуказанные периоды в обоснование начисления пени, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не исполнена обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для взыскания пени.
В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
Наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, ответчиком (если он посчитает это нужным) и при необходимости истребованных судом по своей инициативе (ч. 2 ст. 135, ч. ч. 4, 5 ст. 289 КАС РФ).
Суд, распределяя бремя доказывания по настоящему делу, в определении о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству указал на необходимость представления административным истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований (л.д. 1). Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию административным истцом не исполнена.
Кроме того, даже по представленному расчету сумма задолженности по пени превысила 3000 рублей уже 21.06.2020 года (л.д.58). При таких обстоятельствах, обратившись в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 28.03.2022 года налоговый орган пропустил срок, установленный ст. 48 НК применительно к требованиям об уплате задолженности по пени за 2012,2014,2015-2019гг.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления административному иску МИФНС России № 23 по Самарской области к Дюкову Владимиру Юрьевичу ИНН № о взыскании задолженности в сумме 179081,31 рублей, в том числе: о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2020 год на сумму 130483,70 рублей, и пени за 2012,2014,2015-2019гг, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Давыдова
Срок составления мотивированного решения – 30.11.2022.