Решение по делу № 2а-227/2017 от 24.04.2017

Дело № 2а-227/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 июля 2017 года г. Сураж

Судья Суражского районного суда Брянской области Нефедов Э.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Овчинской сельской администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>,

установил:

Прокурор Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском.

Из иска следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства по содержанию мест захоронения на территории Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области. В ходе проверки установлено, что на территории Овчинского сельского поселения расположено бесхозяйное место захоронения (общественное кладбище) по адресу: <адрес>. Данное место захоронения административным ответчиком в собственность не оформлялось, и каких-либо мер для его регистрации им не предпринималось.

Обосновывая исковые требования, прокурор указывает на то, что отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Овчинского сельского поселения <адрес> принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.

В предварительном судебном заседании административный истец заместитель прокурора <адрес> Гуня И.Н. просил уточнить требования, а именно просил:

1. Признать незаконным бездействие администрации Овчинского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества - земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>;

2. Обязать административного ответчика в течение одного года принять меры по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>:

- обратиться в ТУ Росимущества в <адрес> по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда;

- обратиться в Управление лесами <адрес> Федерального агентства лесного хозяйства России по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда;

- обратиться в западный филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по вопросу внесения изменений в границы межевания участков лесного фонда в целях выделения указанного земельного участка;

- в случае отказа об исключении данного земельного участка из земель лесного фонда, обратиться в администрацию <адрес> по вопросу внесения изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными образованиями «Суражское городское поселение», «Влазовичское сельское поселение», «Дегтяревское сельское поселение», «Дубровское сельское поселение», «Лопазненское сельское поселение», « Кулажское сельское поселение», «Нивнянское сельское поселение», «Овчинское сельское поселение», и «Суражский муниципальный район», в границах которого они образованы» об исключении кладбища бывшего поселения Быков из объектов муниципальной собственности Овчинского сельского поселения».

Кроме того, административный истец в предварительном судебном заседании просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика глава Овчинской сельской администрации <адрес> в предварительном судебном заседании уточненные исковые требования признал, против применения упрощенного (письменного) порядка производства не возражал.

На основании ст. ст. 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Судом установлено, что на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес> имеется земельный участок под захоронением (кладбищем).

Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о правообладателе на данный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 6).

Согласно информации Овчинской сельской администрации Овчинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Овчинского сельского поселения расположены общественные места погребения, в том числе в <адрес>, технический учет общественных мест погребения не проводился (л.д. 7).

Согласно кадастрового инженера ФИО3 ООО «БрянскГипроЗем» земельный участок занимаемый кладбищем расположен в земельном участке с кадастровым номером (<адрес>, Клинцовское лесничество, Суражское участковое лесничество (КСХП им. Калинина)) на землях лесного фонда (л.д. 20).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

<адрес> -З от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах местного значения сельских поселений в <адрес>» предусмотрено, что за сельскими поселениями в <адрес> закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 6 Устава Овчинского сельского поселения, организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Объект недвижимого имущества – земельный участок под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес> ни за кем не закреплен и фактически никто должных мер по его содержанию не принимает, не обеспечивает сохранность данного объекта, то есть является бесхозяйным и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Овчинской сельской администрацией Овчинского сельского поселения <адрес> никаких мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес> не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Отсутствие собственника указанного земельного участка под захоронением (кладбищем) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения и может привести к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц).

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что уточненные административные исковые требования прокурора <адрес> законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о бездействии Овчинской сельской администрации Овчинского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества - земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая то, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного земельного участка под захоронение (кладбище) в качестве бесхозяйного, суд считает необходимым возложить на Овчинскую сельскую администрацию Овчинского сельского поселения <адрес> обязанность в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества - земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>.

Суд считает, что указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

Уточненные административное исковое заявление прокурора <адрес> к Овчинской сельской администрации Овчинского сельского поселения <адрес> - удовлетворить.

1. Признать незаконным бездействие администрации Овчинского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества - земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>;

2. Обязать административного ответчика в течение одного года со дня вступления в законную силу данного решения суда принять меры по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным на расстоянии около 4 км на север-восток от <адрес> и около 2,5 км на северо-запад от <адрес>:

- обратиться в ТУ Росимущества в <адрес> по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда;

- обратиться в Управление лесами <адрес> Федерального агентства лесного хозяйства России по вопросу исключения указанного земельного участка из земель лесного фонда;

- обратиться в западный филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по вопросу внесения изменений в границы межевания участков лесного фонда в целях выделения указанного земельного участка;

- в случае отказа об исключении данного земельного участка из земель лесного фонда, обратиться в администрацию <адрес> по вопросу внесения изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными образованиями «Суражское городское поселение», «Влазовичское сельское поселение», «Дегтяревское сельское поселение», «Дубровское сельское поселение», «Лопазненское сельское поселение», « Кулажское сельское поселение», «Нивнянское сельское поселение», «Овчинское сельское поселение», и «Суражский муниципальный район», в границах которого они образованы» об исключении кладбища бывшего поселения Быков из объектов муниципальной собственности Овчинского сельского поселения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда в окончательной форме через Суражский районный суд <адрес>.

Судья Э.А. Нефедов

2а-227/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Суражского района
Ответчики
администрация Овчинского сельского поселения
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
surazhsky.brj.sudrf.ru
24.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
26.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
11.07.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее