Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назарова В.В.
судей Першиной Н.В., Пономаревой Л.Е.,
по докладу судьи Першиной Н.В.,
при секретаре Костановой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Дроняева В.В. на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 10 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Першиной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Славянского городского поселения обратилась в суд с заявлением к Дроняеву В.В. об обязании ответчика приостановить строительство объектов капитального строительства на земельном участке <...> до получения разрешения на строительство.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 10 августа 2015 года исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик Дроняев В.В. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В доводах жалобы указано, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в своем заявлении.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что 15.01.2015 года между Запорожец И.Г. и Дроняевым В.В. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору <...> от 21.02.2013 года аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> площадью 752 квадратных метров с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства.
На основании постановления административной комиссии <...> от 20.05.2015 года ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения за невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки.
Ответчик обратился в администрацию Славянского городского поселения с заявлением о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, на расстоянии одного метра от границы земельного участка по улице Совхозной (красной линии), по результатам которых ответчику был отказано в удовлетворении его заявления ввиду несоответствия правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района и выдано требование о приостановлении всех строительных работ до получения разрешения на строительство.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а также в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30- 201-98, принятой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 года № 18-30, красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения, и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
На основании ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Согласно ст. 23 Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района от 04.02.2009 года в число линий градостроительного регулирования, действующих на территории поселения, входят красные линии. Основанием для установления, изменения, отмены линий градостроительного регулирования является утвержденная и зарегистрированная в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности документация по планировке территории. Линии градостроительного регулирования обязательны для исполнения после утверждения в установленном законодательством и настоящими Правилами порядке документации по планировке территории и регистрации их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 24 Правил основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства определяет градостроительный регламент, который распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Требования градостроительных регламентов обязательны для исполнения всеми субъектов градостроительных отношений на территории поселения.
В силу п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 25 Правил земельные участки или объекты капитального строительства являются не соответствующими установленным градостроительным регламентам территориальных зон в случае, если их предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры не соответствуют градостроительному регламенту.
Строительство новых объектов капитального строительства, прочно связанных с указанными в части первой настоящей статьи земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными настоящими Правилами градостроительными регламентами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начав капитальное строительство без наличия градостроительного плана земельного участка, ответчик нарушил положения ст. 25 Правил.
В соответствии с особенностями застройки и землепользования на территории жилых зон, установленными ч. 7 ст. 29 Правил, новое строительство на данной территории может быть осуществлено только в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом, в случае если до 40% территории используется не в соответствии с ее основным назначением.
Запрещается осуществлять любой вид капитального строительства, в том числе сооружение отдельных частей зданий (портики, лестницы и т. п.) вне пределов красных линий (кроме прокладки инженерных коммуникаций, а также посадки зеленых насаждений общего пользования, предусмотренных градостроительной документацией).
В соответствии с ч. 3, 7 ст. 30 Правил при осуществлении индивидуального жилищного строительства (проектировании) необходимо соблюдать требования, установленные градостроительным планом земельного участка, схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
На территории застройки индивидуальными жилыми домами, кроме жилого дома, могут возводиться хозяйственные постройки и сооружения для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с градостроительным регламентом, градостроительным планом земельного участка. Хозяйственные постройки могут возводиться отдельно стоящими, блокированными между собой или с жилым домом. Указанные постройки следует располагать в глубине участка в соответствии с градостроительным регламентом и градостроительным планом земельного участка.
Материалами дела, в частности постановлением администрации Славянского городского поселения от 23.07.2015 года № 850 утвержден градостроительный план земельного участка <...> с кадастровым номером <...> с утвержденными границами земельного участка, линиями (линией застройки, красной линией), предусмотренными градостроительным регламентом. Согласно представленному градостроительному плану, расстояние между красной линией и границей участка должно составлять 3 метра.
Между тем установлено, что при ведении строительных работ ответчиком это требование не соблюдено, поскольку отступ от границы земельного участка составляет 1 метр.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района при проектировании и осуществлении любого вида строительства необходимо соблюдать красные линии и иные линии градостроительного регулирования, предусмотренные утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Нарушение красных линий влечет за собой наступление ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 8 Приказа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края № 78 от 16.04.2015 года «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края» границы улично- дорожной сети городских округов и поселений обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от участков других территориальных зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
Более того, судом первой инстанции установлено, что земельный участок, принадлежащий ответчику на праве аренды, согласно градостроительному плану расположен в планировочном квартале № 102 в рекреационной зоне мест общего пользования, основными видами разрешенного использования которого являются парки, скверы, тематические парки, детские аттракционы, фонтаны, оборудованные спортивные площадки, водоемы и т.п. Вспомогательных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства нет. Условно-разрешенными видами использования земельного участка объектов капитального строительства являются объекты торговли, общественного питания, общественные туалеты.
Из материалов дела следует, что администрацией Славянского городского поселения заключен муниципальный контракт на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения, после утверждения которых у ответчика будет возможность получить разрешение на строительство, однако в настоящее время возводимые ответчиком строения не соответствуют градостроительному плану земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Славянского городского суда Краснодарского края от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: