копия
Дело № 2-496/2019
УИД 16RS0035-01-2019-000377-59
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 июня 2019 года г. Азнакаево РТ
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:председательствующего судьи Абдуллина И.И.,
при секретаре Галиевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якупова М.Р. действующего в интересах Саляхова Р.М. к Резатдиновой Р.Р. о признании договора купли-продажи комнаты недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Якупова М.Р. действующий в интересах Саляхова Р.М. обратился с иском к Резатдиновой Р.Р. о признании договора купли-продажи комнаты недействительным. В обоснование своих требований истец указал, что является отцом ответчика Резатдиновой Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключила договор купли-продажи комнаты, согласно которого купила комнату под № в <адрес> (далее - комната) стоимостью 320 000 рублей, дата государственной регистрации договора произведена в Росреестре Азнакаевского отдела ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ, после переезда из квартиры ответчика, по квитанции об оплате за комнату истцу стало известно, что недвижимость, где он был прописан с ДД.ММ.ГГГГ ему не принадлежит, а денежные средства в размере 280 000 рублей, которые он передал своей дочери для покупки ему жилья, последняя использовала для покупки комнаты на свое имя, тем самым ввела истца в заблуждение относительно покупки ему жилья. Просит признать договор купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Резатдиновой Р.Р. недействительным. Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации объекта недвижимости данной комнаты.
Истец Саляхов Р.М. уточненные исковые требования поддержал, суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ его дочерью по его просьбе приобретено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, которое она не поставив в известность истца оформила на свое имя. В ДД.ММ.ГГГГ у них с дочерью испортились отношения в связи с чем, он вынуждено переехал в указанное жилое помещение, при этом ему стало известно, что счета за коммунальные услуги приходят на имя ответчика и оно оформлено на ее имя, в связи с чем он обратился в правоохранительные органы. В возбуждении уголовного дела в отношении Резатдиновой Р.Р. было отказано.
Представитель истца Якупов М.Р. уточнил исковые требования, просил признать договор купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Резатдиновой Р.Р. недействительным, просил определить доли в праве собственности за Резатдиновой Р.Р. в размере 2/5 доли, за Саляховым Р.Р. права собственности в размере 3/5 доли, исключив требование об аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ объекта недвижимости – комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, комната №. Указал, что из материалов доследственной проверки усматривается, что указанное жилое помещение приобретено на совместные денежные средства истца и ответчика являющихся родителем и ребенком, при этом истцом внесена часть денежных средств в размере 200 000 рублей а ответчиком в размере 120 000 рублей, исходя из этого просит определить доли в размере 2/5 и 3/5 соответственно. Относительно доводов привлеченного в качестве третьего лица ПАО «Совкомбанк» указал, что ответчик оформила указанное жилое помещение на свое имя не поставив в известность истца, что выяснилось лишь ДД.ММ.ГГГГ при получении платежных поручений за коммунальные услуги, в связи с чем истец не имел возможности оспаривать договор поручительства.
Ответчик Резатдинова Р.Р. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, на суд не явилась, мнения по иску не представила, о причине неявки и ее уважительности не сообщила, не просила рассмотреть дело в её отсутствие и судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - Азнакаевского отдела УФСГРК и К по РТ в суд не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, возражений по иску не имеют, решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица ПАО «Совкомбанк» в удовлетворении искового заявления, просили отказать на том основании, что между Резатдиновой Р.Р. и ПАО «Совкомбанк» ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор № на сумму 230000 руб., срок кредита 60 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору, заключен договор залога (ипотеки) №, предметом которого является принадлежащее Залогодателю на праве собственности имущество: комната, назначение: жилое, общая площадь 13,4 кв.м., этаж 5, адрес: <адрес>. Резатдиновой P.P. до заключения Договора залога в Банк представлено Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серия №, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Все необходимые документы для регистрации сделки залога были предоставлены в Управление Росреестра. Считают, что у Банка имелись все правовые основания заключить Договор залога с собственником жилого помещения Резатдиновой P.P., которая предоставила на момент заключения договора залога все необходимые и достаточные документы, свидетельствующие о том, что она является законным владельцем жилого помещения, и вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащем на праве собственности жилым помещением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и Резатдиновой Р.Р. (покупатель) был заключен договор купли-продажи комнаты по условиям которого ФИО3 продала в собственность покупателя Резатдиновой Р.Р. комнату, находящуюся по адресу: <адрес> площадью 13,4 кв.м., с кадастровым номером № Стоимость квартиры определена сторонами в размере 320 000 рублей, которые продавец получил от покупателя в момент подписания договора.
Договор купли-продажи в установленном порядке прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно п. ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
В силу п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу п. 1 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Основанием для расторжения договора купли-продажи выступает существенное нарушение договора покупателем предусмотренное в статье 450 ГК РФ.
Существенным нарушением договора признается предмет договора, цена, сроки и порядок оплаты.
Материалы дела не содержат доказательств существенного нарушения ответчиком, оспариваемого договора купли-продажи комнаты.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части признания договора купли-продажи комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Резатдиновой Р.Р. недействительным.
Вместе с тем, разрешая требования истца в части определения доли в праве собственности за Резатдиновой Р.Р. в размере 2/5 доли, за Саляховым Р.М. права собственности в размере 3/5 доли, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам статьи 252 ГК РФ.
Как установлено ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
В судебном заседании, а так же из исследованных в судебном заседании материалов отказного материала № (по сообщению Саляхова Р.М. зарегистрированному в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе из объяснений Саляхова Р.М., Резатдиновой Р.Р., ФИО10 установлено, что истец Саляхов Р.Р. передал своей дочери – ответчику Резатдиновой Р.Р. 200 000 рублей для покупки комнаты в общежитии, так как комната стоила 320 000 рублей, оставшуюся сумму добавила ответчик Резатдинова Р.Р. и купила комнату по адресу: <адрес>. Данную комнату ответчик оформила на себя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно является единственным собственником комнаты <адрес>, поскольку указанное жилое помещение приобретено на совместные средства. В связи с чем, требования Саляхова Р.М. в части определения доли в праве собственности за Резатдиновой Р.Р. в размере 2/5 доли, за Саляховым Р.М. права собственности в размере 3/5 доли, подлежат частичному удовлетворению, соразмерно внесенных средств, а именно в размере 3/8 доли за Резатдиновой Р.Р., в размере 5/8 доли за Саляховым Р.М..
Относительно доводов привлеченного в качестве третьего лица ПАО «Совкомбанк» просившего в удовлетворении иска отказать, в связи с тем что банк является добросовестным залогодержателем суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346 ГК РФ залогодатель не вправе отчуждать предмет залога без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога. В случае отчуждения залогодателем заложенного имущества без согласия залогодержателя применяются правила, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 351, подпунктом 2 пункта 1 статьи 352, статьей 353 ГК РФ.
Между тем в указанном случае имеет место определение долей родителя и его ребенка в праве собственности на жилое помещение, что не требует согласия залогодержателя и не влияет на установленные договором ипотеки правоотношения, поскольку заложенное имущество (квартира) находится в общей собственности указанных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 353 ГК РФ, если предмет залога остался в общей собственности приобретателей имущества, такие приобретатели становятся солидарными залогодателями.
Руководствуясь статьями 194, 196 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 13,4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>: ░░ ░░░░░░░░ ░.░. – 5/8 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. – 3/8 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3/8 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 5/8 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░