Дело 2-1127/2017 мотивированное решение изготовлено 21.07.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» июля 2017 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Скрипченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Кириковой Ирины Анатольевны к ГСК «Красноборский» о признании права собственности на гаражный бокс,
У С Т А Н О В И Л:
Кирикова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГСК «Красноборский» о признании права собственности на гаражный бокс. В обоснование заявления указала, что после смерти мужа Кирикова В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство в виде гаражного бокса № 29 в ГСК «Красноборский», расположенного по адресу: <адрес>. Гараж фактически принят ее сыном Кирикова А.В., который был принят в члены ГСК, ему выдана членская книжка. Кириков А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец, являясь единственной наследницей после смерти сына, обратилась с заявлением к нотариусу о принятии наследства, однако гаражный бокс № 29 в ГСК «Красноборский» в наследственную массу включен не был ввиду отсутствия документов. Гараж был построен мужем истца в 1973 году, паевые взносы выплачены полностью, о чем имеются квитанции к приходным кассовым ордерам, также отработаны положенные 300 часов обязательных работ по строительству гаражных боксов, уплачены налоги. Истец просит в судебном порядке включить указанный гаражный бокс в наследственную массу после смерти Кирикова А.В. и признать за ней право собственности на гаражный бокс.
Протокольным определением от 25.05.2017 в качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечена нотариус Михайлова Э.В.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленному. Дополнительно пояснила, что и умерший супруг, и умерший сын при жизни владели и пользовались гаражным боксом, уплачивали паевые и членские взносы.
Ответчик ГСК «Красноборский» в лице председателя Селивановой Т.В. против удовлетворения требований возражала, указала, что документы, представляемые истцом о выплате паевых взносов за 1973 год, не заверены печатями, подписи в квитанциях проставлены неустановленными лицами, в списках членов ГСК «Красноборский» по состоянию на 11.07.1972 Кириков В.И. отсутствует, бокс № 29 распределен иному лицу. В кооперативе сохранился перечень членов ГСК «Красноборский», где указан Кириков А.В., однако данный список не заверен, не подписан, в связи с чем не может являться доказательством по делу. Считает, что у Кириковых не возникло право собственности на гаражный бокс, гараж предоставлен им в пользование ГСК «Красноборский», который и является собственником данного строения. Кроме того отсутствуют доказательства, что Кириков А.В., Кирикова И.А. являются наследниками после смерти Кирикова В.И. поскольку наследственное дело не открывалось, Кириков В.И. и Кирикова И.А. имеют различные адреса регистрации
Третье лицо: нотариус Михайлова Э.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещалась судом надлежаще.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Исполнительного Комитета Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 31.03.1972 выделен во временное пользование земельный участок, в том числе для размещения гаражей на 700 автомобилей в коммунально-складской зоне по ул. Вологодской.
Решением Исполнительного Комитета Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 11.07.1972 утвержден кооператив по строительству автогаражей в микрорайоне Красноборский, состоящий из 47 членов вступающих в кооператив, избрано правление кооператива.
Муж истца Кириков В.И. являлся членом ГСК «Красноборский», строительство гаража осуществлялось за счет средств членов кооператива и путем обязательного участия в работах по строительству гаража. Кириковым В.И. за гараж внесены паевые взносы по квитанции № 43 от 04.04.1972 и № 100 от 10.11.1972 /л.д.93/, ему исчислялся налог на строение – кооперативный гараж, о чем свидетельствует извещение Финансового отдела Исполнительного комитета Заволжского Райсовета депутатов трудящихся и выставленные квитанции /л.д.90, 96/. В материалы дела представлены сведения об участии Кирикова В.И. в отработке на строительстве объекта: всего им отработано 300 часов /л.д.89/. Сведения об отработке отражены на бланке «карточка домовладения», которая содержит данные о периоде отработки и количестве часов, документ скреплен печатью Кооператива «Красноборский». Оснований не доверять данному документу у суда не имеется. Использование для отражения сведений по отработке бланка «карточка домовладения» не опровергает довод истца о том, что Кириков В.И. участвовал в строительстве гаража своими силами. Кирикову В.И. ГСК «Красноборский» был выдан пропуск на проезд на территорию гаражного кооператива, подписанный председателем правления Кооператива и заверенный печатью кооператива /л.д.15/. До момента смерти ДД.ММ.ГГГГ Кириков В.И. пользовался гаражным боксом по назначению и регулярно уплачивал членские взносы, вносил платежи за электроэнергию /л.д.91-96/.
Согласно ч.4 ст.218 ГК РФ член жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В силу приведенной нормы, обязательным условием возникновения права собственности на предоставленное кооперативом имущество является членство или наличие у лица права на паенакопления в кооперативе.
В материалах дела имеются заверенные надлежащим образом копии квитанций к приходным кассовым ордерам: от 04.04.1972 № 43 на сумму <данные изъяты> и от 10.11.1972 № 100 на сумму <данные изъяты> /л.д.93/. Плательщиком указан владелец гаражного бокса, член ГСК «Красноборский» - Кириков В.И. Стороной ответчика сведений о неуплате паевых взносов членом ГСК «Красноборский» Кириковым В.И. суду не представлено.
Отсутствие в решении Исполнительного Комитета Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 11.07.1972, утвердившем перечень членов ГСК, фамилии Кириков В.И. не свидетельствует о том, что в дальнейшем муж истца не мог являться членом кооператива. Согласно пояснениям ответчика гаражный кооператив активно застраивался до 1976-1977 годов, в настоящее время количество гаражных боксов составляет более 600 строений. Истец пояснил, что ее муж вступил в члены ГСК «Красноборский» в 1973 году, тогда как список членов ГСК, отраженный в решении составлен по состоянию на 11.07.1972.
Согласно п. 13 Устава ГСК «Красноборский», утвержденного протоколом общего собрания от 10.12.2002 № 1 членами Кооператива являются те владельцы-собственники гаражей и помещений, которые добровольно объединились в кооператив для выполнения целей и задач такового. При этом из п. 15 Устава следует, что членство в Кооперативе возникает после возникновения права собственности на гаражный бокс /л.д.103/.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Кириков В.И. как член ГСК, в полном объеме внесший паевой взнос, приобрел право собственности на гаражный бокс № 29 в ГСК «Красноборский».
После смерти Кирикова В.И. ДД.ММ.ГГГГ членом ГСК Красноборский стал его сын Кириков А.В. Устав ГСК «Красноборский» в п. 17, 18 предусматривает прекращение членства в кооперативе умершего и переход права собственности на гараж к его наследникам.
В членскую книжку Кирикова В.И. внесены сведения о новом владельце гаража Кирикове А.В., по квитанции от 07.06.2005 приняты денежные средства за переоформление гаража в сумме <данные изъяты> /л.д.11, 14/
Согласно разъяснениям, данным в абз. 3 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. ст. 1152, 1153, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Кириков А.В., являясь членом ГСК «Красноборский» продолжал уплачивать членские взносы, согласно пояснениям истца, пользовался гаражом, сдавал его в аренду, участвовал в его содержании. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Кириков А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17/. Единственным наследником после его смерти являлась мать Кирикова И.А., обратившаяся с соответствующим заявлением о принятии наследства к нотариусу Михайловой Э.В. Нотариусом 11.02.2016 открыто наследственное дело, а в дальнейшем выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства во вкладах и обыкновенные именные акции <данные изъяты> /л.д.15-17/.
Как установлено судом помимо указанного имущества умерший владел и пользовался гаражным боксом в ГСК «Красноборский», расположенным по адресу: <адрес>. Ввиду отсутствия документов, свидетельство о праве на наследство на гаражный бокс не выдано.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно п. 67 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
В п. 34 Пленума по делам о наследовании указано, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В связи с вышеприведенными положениями закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при разрешении возникающих споров необходимо исходить из тех обстоятельств, что предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Кириковой И.А. и признании за ней права собственности на гаражный бокс № 29 в ГСК «Красноборский».
Довод представителя ответчика о том, что собственником спорного гаражного бокса является ГСК «Красноборский» судом отклоняется, как не основанный на представленных в суд доказательствах.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Суд считает, что истица предоставила суду доказательства законности и обоснованности своих требований, возражений от ответчика не поступило.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кириковой Ирины Анатольевны к ГСК «Красноборский» о признании права собственности на гаражный бокс удовлетворить.
Включить в наследственную массу Кирикова А.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс № 29 в ГСК «Красноборский», расположенный по адресу: г Ярославль, <адрес>.
Признать за Кириковой Ириной Анатольевной право собственности на гаражный бокс № 29 в ГСК «Красноборский», расположенный по адресу: г Ярославль, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.В.Пивоварова