Дело № 2-898 12 августа 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Губахинский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,
при секретаре Лештаевой О.В.,
с участием представителя истца Ворониной Е.М.,
представителя ответчика Кашиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску Соболевой С.В. к администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения и взыскании выкупной цены за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истица Соболева С.В. (ранее ФИО1 – собственник <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, обратилась в суд с иском к ответчику администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения путем выкупа и взыскании выкупной цены, определенной из средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городском округе «Город Губаха», утвержденной на второй квартал 2015 года мотивируя тем, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную программу по переселению из аварийных домов, ответчик направил ей требование о сносе дома, она направила ответчику сообщение об отказе осуществить снос.
В судебное заседание истица Соболева С.В. не явилась.
Представитель истицы Воронина Е.М. исковые требования поддержала. Просила взыскать выкупную цену из расчета средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной Правительством Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам на приобретение жилых помещений на третий квартал 2015 года.
Представитель ответчика Кашина Н.Н. исковые требования не признала, мотивировала тем, что жилой дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда … в 2013-2017 годы», срок расселения дома – 2017 год, поэтому права собственника не нарушены. Мероприятия по переселению ответчиком принимаются. Истцом неверно определена цена иска, в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РФ, должна быть определена рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего изъятию.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 №14-П «Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» цели реализации регионального проекта: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 1.7. Порядка, переселение граждан из ветхих (аварийных) домов в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» осуществляется путем предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений на территории Пермского края, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Порядок определения размера и предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» устанавливается муниципальным проектом.
В соответствии с пунктами 2.1. и 7.5. региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29.05.2013 №579-п, основными целями Программы являются: ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Пермского края. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истицы Соболевой С.В. (ранее ФИО1) на <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия Северо-Углеуральского городского поселения приняла решение о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 - 2017 годы», в которой указан МЖД №. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации городского поселения «<адрес>» № утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в реестре указан планируемый срок сноса МЖД № в 2017 году. Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 - 2017 годы», в которой указан МЖД №. Решением Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на ответчика возложена обязанность предъявить истице требование о сносе дома в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения суда, администрация предъявила истице требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица уведомила администрацию об отказе сносить жилое помещение.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями сторон, письменными документами.
Исследовав обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Истица является собственником квартиры в доме, который в установленном законом порядке, уполномоченным органом, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается сведениями о регистрации права собственности истицы произведенной ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи и заключением межведомственной комиссии Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
В акте обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ года, составленном специалистами Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» указывается на значительную степень износа конструкций дома: прогрессирующие сквозные трещины в цоколе, искривление линии цоколя, выпучивание стен бруса и прогибы, глубокие трещины в венцах, поражение бруса гнилью, перекос дверных и оконных проемов, поражение гнилью и оседание углов стен, продуваемость и промерзание стен, заметный прогиб перекрытия, ослабление креплений листов шифера к обрешетке на кровле, отсутствие отдельных листов шифера, гниль стропил и обрешетки, просадку пола, поражение гнилью отдельных лаг, проржавление систем трубопроводов отопления, водопровода, канализации, общий процент износа по дому в 71%.
При наличии перечисленных в акте недостатков, с ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние дома является непригодным к дальнейшей эксплуатации вследствие сверхнормативной изношенности основных несущих строительных конструкций (фундаментов, перекрытия, крыши и кровли), имеются угрозы опасности для находящихся в здании людей. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации № постановлено признать наличие угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с возможностью обрушения дома.
Администрация городского округа «Город Губаха» утвердила муниципальную программу по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», целями которого являются снос ветхих (аварийных) домов для подготовки земельных участков под комплексную застройку территории округа. Участниками проекта являются, в том числе, собственники жилых помещений, проживающие в доме, включенном в муниципальную адресную программу, переселение которых осуществляется путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность благоустроенных жилых помещений, на основании договора выкупа занимаемого жилого помещения.
Обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, администрация городского округа «Город Губаха», ДД.ММ.ГГГГ утвердила реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включила дом в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 - 2017 годы».
Поскольку ответчик принял решение об изъятии жилых помещений в указанном доме, путем включения в муниципальную программу, истица, являющаяся собственником жилого помещения в доме, вправе получить денежную компенсацию за подлежащее сносу жилье.
Доводы представителя ответчика о преждевременном обращении истицы с заявленными требованиями не основаны на законе. Ответчик предъявил истице требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, дом подлежит изъятию в случае, если собственники не осуществили его снос в установленный срок.
Из положений Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено длительное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии соответствующих мер, предусмотренных ст.32 ЖК РФ, с 2011 года, поэтому, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что выкупная цена определена неверно, не основаны на законе, поскольку в п.1.8. Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 №14-П, размер субсидий на реализацию муниципальных проектов в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» рассчитывается исходя из ежеквартально утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующим муниципальным образованиям для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, либо определенной профессиональным оценщиком средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в черте соответствующего населенного пункта и благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Размер денежной выплаты обоснованно рассчитан из средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городском округе «<адрес>» (утверждена Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №496-п «Об утверждении на III квартал 2015 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам»), которая составляет <данные изъяты> рублей за один квадратный метр. Площадь квартиры <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, размер денежной выплаты составляет:
<данные изъяты> руб. х <данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» принять решение об изъятии путем выкупа у Соболевой С.В. жилого помещения – квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с администрации городского округа «Город Губаха» в пользу Соболевой С.В. выкупную цену за жилое помещение <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: