Дело <номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша
12 ноября 2014 г.
Кандалакшский районный суд Мурманской области
в составе:
судьи Филипповой М.Е.,
при секретаре Васильевой В.С.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО2,
представителя МБОУ СОШ <номер> ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>
о возложении обязанности привести официальный сайт, размещённый в сети «Интернет», в соответствие с требованиями ФИО5 <номер> «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <данные изъяты>» (далее по тексту ответчик, МБОУ <данные изъяты> о возложении обязанности привести официальный сайт, размещённый в сети «Интернет», в соответствие с требованиями ФИО5 <номер> «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что официальный сайт МБОУ <данные изъяты> в нарушение требований ФИО5 <номер> «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», не адаптирован для восприятия инвалидами по зрению и не содержит альтернативной версии для слабовидящих. Несоответствие официального сайта образовательного учреждения влечет нарушение прав и законных интересов инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к электронным ресурсам сети «Интернет». Просит обязать ответчика в срок до <дата> привести официальный сайт, расположенный в сети «Интернет» по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями ФИО5 <номер> «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители МБОУ <данные изъяты> <номер> ФИО3, в судебном заседании заявила, что с требованиями о создании сайта школы для слабовидящих согласны, возражений по иску суду не имеют, в заявленный прокурором срок выявленные недостатки устранят.
Заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя МБОУ <данные изъяты> <номер> ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статьёй 9 «Конвенции о правах инвалидов» определенны способы наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, согласно которым государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от <дата> № <номер> (ред. от 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Из положений частей 1 и 2 пункта 21, части 3 статьи 28 Федерального закона от <дата> <номер> (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от <дата> <номер> (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Под доступностью Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению понимается возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет (пункт 3.1.1 ФИО5 <номер>).
Разделом 5 ФИО5 <номер> установлено, что в соответствии с основными принципами разработки и уровнями доступности Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, сформулированы следующие основные требования к компонентам Интернет-ресурсов:
пункт <номер> Воспринимаемость - текстовая версия всего нетекстового контента для отображения этого контента в альтернативных форматах, удобных для инвалидов по зрению;
пункт <номер> - Управляемость;
пункт <номер> - Понятность;
пункт <номер> - Надежность.
В судебном заседании установлено, что при проведении прокурорской проверки официального сайта МБОУ <номер> размещённого в сети «Интернет» по адресу: <адрес> на соответствие требованиям федерального законодательства в части обеспечения доступности лицам с ограниченными возможностями было установлено, что доступ инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан к информации, содержащейся на сайте ответчика, отсутствует, сайт не содержит соответствующих альтернативных версий, приспособленных для слабовидящих граждан.
Вместе с тем, доступ к информации является важнейшим конституционным правом, определяющим возможность получать свободно сведения о явлениях реальной деятельности, объективного мира для наиболее полной реализации иных своих прав и свобод, в том числе и в области образования.
Анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить заявленное прокурором требование, поскольку отсутствие доступности информации, содержащейся на официальном сайте образовательного учреждения, нарушает принцип равенства граждан, закрепленный Конституцией Российской Федерации, а также международными правовыми актами.
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по предоставлению сведений, – до <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>. согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<номер>» в срок до <дата> привести официальный сайт, размещённый в сети «Интернет» по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями ФИО5 <номер> «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<номер>» государственную пошлину в размере <номер>. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.Е. Филиппова