38RS0№-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца прокурора Жигаловского района Иркутской области – старшего помощника прокурора Иркутского района С.Е.Н.,
представителя ответчика ООО «СибИмпорт» А.С.А,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Жигаловского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Жигаловский район», неопределенного круга лиц к ООО «СибИмпорт» о взыскании ущерба, причиненного животному миру рубкой леса,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жигаловского района Иркутской области, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Жигаловский район», неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СибИмпорт», в котором просит взыскать в бюджет муниципального образования «Жигаловский район» ущерб, причиненный животному миру рубкой леса на территории Жигаловского лесничества в размере 962 022, 48 руб., из которых 495 768,70 руб. за период 2016 года, 499 253,78 руб. за период 2017 года.
В обоснование исковых требований истец указал о том, что прокуратурой .... проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которой установлено следующее.
29 октября 2010 года между агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «СибИмпорт» заключен договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фондам имеющий местоположение: Иркутская область, Жигаловский район, Жигаловское лесничество, эксплуатационные леса, Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача, кварталы №№, №, №, №, № общей площадью 24128 га, в целях использования лесов для заготовки древесины в объеме 38,0 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 33,0 тыс.м3.
На основании договора аренды № от 29 октября 2010 года ООО «СибИмпорт» осуществлялась рубка, лесных насаждений в периоды: с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года, с 01 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года фактически вырублено в 2016 году - 93,6 га; с 01 января 2017 года по 28 февраля 2017 года, с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, фактически вырублено в 2017 году - 104,37 га.
Лесная территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Несмотря на то, что ООО «СибИмпорт» ведет законную вырубку леса на арендованном лесном участке, указывает истец, его хозяйственная деятельность связана с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причиняется вред охотничьим ресурсам, поскольку нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных.
В соответствии с расчетом главного специалиста - эксперта отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29 ноября 2018 года на охотничьих угодьях на территории лесного участка, предоставленного ООО «СибИмпорт» для заготовки древесины, обитают: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, медведь, норка, выдра. Фактически на арендованном лесном участке ведется заготовка древесины, ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.
По запросу прокуратуры Жигаловского района от 23 октября 2018 года №(b)-2018 главным специалистом - экспертом отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате законной вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в Жигаловском районе Иркутской области с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 №. Для оценки размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и других специальных методов учета за 2016-2017 годы.
Из информации территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству от 20 сентября 2018 года следует, что: в 2016 году ООО «СибИмпорт» произведена вырубка древесины на площади 93,6 га; в 2017 году ООО «СибИмпорт» произведена вырубка древесины на площади 104,37 га.
ООО «СибИмпорт» в Министерство лесного комплекса Иркутской области по вопросу расчета, согласования и компенсации причиненного ущерба животному миру и среде его обитания в добровольном порядке не обращалось.
Поскольку до настоящего времени причиненный ООО «СибИмпорт» ущерб окружающей среде, а именно охотничьим ресурсам и среде их обитания не возмещен, полагает истеу,у ООО «СибИмпорт» возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
ООО «СибИмпорт» причинен вред охотничьим ресурсам в размере 962 022,48 руб., из которых: 495 768,70 руб. (2016 г.), 466 253,78 руб. (2017 г.), что подтверждается расчетами оценки вреда, произведенными Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Осуществление ООО «СибИмпорт» хозяйственной деятельности, связанной с изъятием компонентов природной среды, и как следствие этого, негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, указывает истец, повлекло нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ответчика причинен вред.
Экологическое законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия, в том числе тогда, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Реальность причинения вреда окружающей среде определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда.
Закон предусматривает обязанность возместить причиненный вред окружающей среде и в случае, когда такая деятельность осуществляется на законных основаниях, а уплата арендных платежей не освобождает от обязанности возместить причиненный вред окружающей среде, поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями.
Вместе с тем, в результате действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
В судебном заседании представитель истца прокурора Жигаловского района Иркутской области – старший помощник прокурора Иркутского района С.Е.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «СибИмпорт» А.С.А, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Прокурора, представив суду свои возражения в письменном виде. Просил с учетом представленных им письменных возражений в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, по существу заявленных требований представил письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора Жигаловского района Иркутской области поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона об охоте под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с данным федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) (статья 1 Закона о животном мире).
По смыслу положений статьи 1 Закона об охране окружающей среды, окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.
Из приведенных законоположений следует, что охотничьи ресурсы, будучи объектами животного мира, являющегося одним из компонентов природной среды, составляющих природные ресурсы, - неотъемлемый элемент окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Аналогичная позиция изложена в п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» где указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18.01.2019 ООО «СибМмпорт» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2006.
Из договора аренды лесного участка № от 29.10.2010 следует, Агентством лесного хозяйства Иркутской области (Арендодатель) ООО «СибИмпорт» (Арендатор) предоставлен в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Жигаловское лесничество, Жигаловскок участковое лесничество, Жигаловская дача, кварталы №№, №, общей площадью 24128 га, в целях использования лесов для заготовки древесины в объеме 38,0 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству 33,0 тыс.м3.
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «СибИпорт», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Согласно акту от 18.01.2019, проведенной в рамках проверки соблюдения природоохранного, экологического законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов в деятельности ООО «СибИмпорт», установлено, что осуществление ООО «СибИмпорт» хозяйственной деятельности, связанной с изъятием компонентов природной среды, и как следствие этого, негативным действием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причинен вред объекту охраны окружающей среды – животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, повлекло нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, нарушены права и законные интересы РФ как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ответчика причинен вред.
Из информации территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству от 20.09.2018 следует, что: в 2016 году ООО «СибИмпорт» произведена вырубка древесины на площади 93,6 га; в 2017 году ООО «СибИмпорт» произведена вырубка древесины на площади 104,37 га.
В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате законной вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в Жигаловском районе Иркутской области ООО «СибИмпорт» в 2016 году по договору аренды составил 495 768,70 руб., в 2017 – 499 253,78 руб. Общий размер причиненного вреда составил 962 022,48 руб.
Расчет ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений арендованных ответчиком, выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам».
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от **/**/**** № «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».
В связи с чем, суд принимает представленный расчет размера причиненного ущерба, исходя из того, что расчет соответствует методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, не противоречит закону.
Оспаривая размер ущерба, ответчик не представил суду свой вариант расчета, а также доказательства подтверждающие неправильность составления расчета истцом.
Принимая представленный расчет ущерба, суд исходит из того, что утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста службы, либо считать их недостоверными.
Доводы представителя ответчика о несогласии с представленным в материалы дела расчетом ущерба, суд оценивает критически, поскольку ответчиком допущены нарушения требований законодательства, а именно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей основные принципы охраны окружающей среды, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209- ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», предусматривающей ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде. Хозяйственной деятельностью ответчика на окружающую среду оказывается негативное воздействие в виде ухудшения и уничтожения условий естественного обитания объектов животного мира. С учетом принципов природоохранного законодательства, предусматривается неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания диких животных, критерии определения которого установлены законодательно, а также закрепляются научно-обоснованные категории воздействия. В данном случае возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется с применением методики исчисления ущерба, причиненного животному миру, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.
Осуществление ООО «СибИмпорт» хозяйственной деятельности, связанной с изъятием компонентов природной среды на окружающую среду, оказывает негативное воздействие в виде ухудшения условий обитания объектов животного мира, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ответчика причинен вред.
Доказательств, свидетельствующих об обращении ООО «СибИмпорт» в Министерство лесного комплекса Иркутской области по вопросу расчета, согласования и компенсации причиненного ущерба животному миру и среде его обитания в добровольном порядке, не представлено.
Заготовка древесины ООО «СибИмпорт» ведется в соответствии с проектом освоения лесов, переданных в аренду Обществу для заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества муниципального образования «Жигаловский район» Иркутской области.
Между тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «СибИмпорт» является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела, определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга. Сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, установлена в соответствии с методикой исчисления ущерба животному миру, данная методика подлежит применению судом в силу закона.
Согласно ст. 58 Федерального закона от **/**/**** № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от **/**/**** № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, иной способ определения размера ущерба мог быть использован в случае отсутствия утвержденной методики.
Статьей 22 Федерального закона от **/**/**** № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Учитывая, что ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятий по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался в Министерство лесного комплекса Иркутской области по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, факт ущерба, причиненного ООО «СибИмпорт» окружающей среде, в результате заготовки древесины и его размер, подтверждаются представленными расчетами вреда охотничьим ресурсам на площади арендованного ООО «СибИмпорт» в .... участка, суд приходит к выводу, что требования прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Жигаловский район» и неопределенного круга лиц о взыскании с ООО «СибИмпорт» ущерба, причиненного окружающей среде – животному миру и среде его обитания, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом требований п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ сумма возмещения вреда подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Жигаловский район».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер государственной пошлины определяется согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и по данному спору составляет 12 820,22 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жигаловского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Жигаловский район», неопределенного круга лиц к ООО «СибИмпорт» - удовлетворить.
Взыскать с ООО «СибИмпорт» (ОГРН №, ИНН №, КПП № в бюджет муниципального образования «Жигаловский район» ущерб, причиненный животному миру рубкой леса на территории Жигаловского лесничества в размере 962 022, 48 руб., из которых 495 768,70 руб. за период 2016 года, 499 253,78 рублей за период 2017 года.
Взыскать с ООО «СибИмпорт» (ОГРН №, ИНН №, КПП №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 12 820,22 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 29 июня 2020 года.
Судья: О.В. Недбаевская