Дело № 3754/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 июня 2014 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего Ивановой М.А.,
при секретаре Вшивковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ежовой З.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Ежова З.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ижевска об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны. В обоснование доводов указано, что <дата> Ежова З.В., как вдова ветерана Великой Отечественной войны обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ижевска от <дата> <номер> ей было отказано в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Между тем, заявитель никаких действий по намеренному ухудшению жилищных условий не предпринимала. Действительно, в марте 2013 года в квартиру по адресу: <адрес>, собственником квартиры – дочерью заявителя, была зарегистрирована племянница – С.Ю.Ю., которая была вселена в качестве члена семьи, стала участвовать в общих расходах, жить одной семьей со всеми зарегистрированными. Сама Ежова З.В. имеет право пользования данной квартирой лишь с разрешения ее собственника, и никаких действий по вселению третьих лиц она не совершала.
Всего, кроме заявителя, в квартире зарегистрированы и проживают еще 4 человека, Ежова З.В. обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, не имеет иных жилых помещений на праве собственности либо на праве пользования, ранее не реализовала свое право на предоставление ей жилья как члену погибшего (умершего) участника ВОВ, Администрация неправомерно отказала ей в постановке на учет, таким образом, Ежова З.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения с заявлением о постановке на учет.
В судебное заседание Ежова З.В. не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель Ежовой З.В. Ахмитшин Р.Р., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что вселение С.Ю.Ю. в жилое помещение дочери заявителя вызвано объективными причинами, произошло без согласия Ежовой З.В. Все зарегистрированные лица проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство. Заинтересованным лицом не доказано, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия, согласившись на вселение С.Ю.Ю. Полагает действия Администрации Октябрьского района г. Ижевска законными и обоснованными.
Допрошенные в качестве свидетелей Е.Л.М., Е.О.В., С.Ю.Ю. показали, что заявитель – родная мать Е.Л.М. В <дата> года С.Ю.Ю. не смогла оплачивать съемную квартиру, ее пригласили пожить Е., являющиеся самыми близкими из имеющихся родственников. Она согласилась, переехала к ним, живет в одной комнате с Е.Л.М. С момента переезда они ведут общее хозяйство, покупают продукты, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, ухаживают за бабушкой, за малолетним сыном Е.О.В. Своей семьи у С.Ю.Ю. нет. Впоследствии встал вопрос о получении медицинской помощи и Е.Л.М. предложила зарегистрировать С.Ю.Ю. в спорной квартире, та согласилась. Согласия Ежовой З.В. не спрашивали, так как она не является собственником квартиры.
Выслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Е.М.Н., <дата> года рождения являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., что подтверждается справкой отдела Военного комиссариата по Удмуртской Республике по <адрес> от <дата> года.
<дата> зарегистрирован брак между Е.М.Н. и П.З.М., с присвоением супругам фамилии «Е.» (свидетельство о заключении брака МВ № <номер>).
В соответствии со сведениями поквартирной карточки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в квартире зарегистрированы:
- собственник Е.Л.М. с <дата> г.;
- мать Ежова З.В, с <дата> г.,
- внук Е.С.Д. с <дата> г.,
- дочь Е.О.В. с <дата> г.;
- С.Ю.Ю. с <дата>
Из указанных лиц только Е.Л.М. имеет на праве собственности недвижимое имущество, а именно спорную квартиру.
Регистрация С.Ю.Ю. осуществлена на основании заявления собственника Е.Л.М. – тети заявителя.
<дата> Ежова З.В., как вдова ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., обратилась к Главе Администрации октябрьского района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ижевска от <дата> <номер> на основании ст. 53 ЖК РФ Ежовой З.В. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Данное решение органа местного самоуправления получено Ежовой З.В. <дата> года.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, исследованными материалами гражданского дела и сторонами в целом не оспариваются.
Требования заявителя Ежовой З.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В настоящем случае, распоряжение об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вынесено главой Администрации Октябрьского района г. Ижевска <дата> г., получено Ежовой З.В. <дата> г., с заявлением об оспаривании данного ненормативного акта органа местного самоуправления заявитель обратилась <дата> г., то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Статья 255 ГПК РФ относит к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
При этом указанное решение, действие (бездействие) должны быть совершены органом (лицом), имеющим полномочия на принятие решения либо совершение действия.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 6 ч.1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, непосредственно относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации
Данные правоотношения регулируются Законом Удмуртской Республики от 19.10.2005г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением Администрации г. Ижевска от 14.12.2005г. № 576 «О реализации Закона Удмуртской Республики «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на территории г.Ижевска».
Согласно вышеуказанным нормативным актам полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на администрации районов г. Ижевска, то есть в настоящем случае на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска.
Оспариваемое решение об отказе в постановке заявителя на учет вынесено надлежащим органом местного самоуправления, в пределах его полномочий, в надлежащей форме - распоряжения.
Учитывая положения ст. 255 ГПК РФ, для признания судом незаконными оспариваемого решения, являющегося ненормативным актом исполнительного органа местного самоуправления, необходимо установить в совокупности, что это решение нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя и является незаконным.
Совокупность данных обстоятельств нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета ветеранов ВОВ, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны».
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – ФЗ «О ветеранах») члены семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета.
Из смысла вышеназванных правовых норм следует, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учёт является необходимым условием реализации его права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ).
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Решением Городской думы г. Ижевска от 28 июля 2005 года №349 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска» в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории города Ижевска, установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека.
Статьями 1, 2 Закона УР от 24 июня 2010 года №29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» установлено, что органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город Ижевск», наделяются государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к членам семей погибших (умерших) участников ВОВ.
Согласно материалам дела Ежова З.В. является вдовой участника ВОВ, матерью Е.Л.М.
Распоряжением <номер> от <дата> «Об отказе Ежовой З.В. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях» заявителю отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании ст.53 ЖК РФ (л.д.6).
Оценивая законность отказа в принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд установил следующее:
Собственником спорной <данные изъяты> квартиры на основании договора от <дата> является Е.Л.М. (государственная регистрация договора – 31.0.2010 года).
Согласно поквартирной карточке заявитель Ежова З.В. с <дата> состоит на регистрационном учете и до настоящего времени постоянно проживает в спорной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности её дочери – Е.Л.М.
Кроме заявителя в данной квартире зарегистрированы: с <дата> – её дочь Е.Л.М. (собственник квартиры); с <дата> дочь Е.Л.М. – Е.О.В. с сыном Е.С.Д., являющиеся внучкой и правнуком заявителя; с <дата> – С.Ю.Ю. (племянница собственника квартиры).
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.3 ч.1 ст.54 отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд не усматривает в действиях заявителя намеренного ухудшения жилищных условий.
В соответствие со ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, его законности, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 июля 2011 года №945-О ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст.53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учётом изложенного, при вынесении решения суд исходит из принципа презумпции добросовестности действий членов семьи заявителя, принимая во внимание, что заявитель проживает в спорной квартире с правами пользования и является членом семьи собственника жилого помещения, согласие ее на вселение собственником в качестве членов семьи третьих лиц не требуется. Доказательств обратного Администрацией Октябрьского района г. Ижевска не представлено. В связи с чем, суд считает, что основания для применения статьи 53 ЖК РФ отсутствовали.
Основания для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении возникли не в результате действий последней по согласию (либо не согласию) на вселение С.Ю.Ю., а в результате действий собственника квартиры, которая зарегистрировала в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности свою племянницу.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Факт вселения С.Ю.Ю. в жилое помещение в качестве члена семьи собственника никем не оспаривается и подтверждается показаниями свидетелей, согласно которых все лица, зарегистрированные в квартире по адресу <адрес>, фактически проживают в указанном жилом помещении, ведут общее хозяйство. Доказательств, опровергающих факт проживания указанных лиц в квартире заявителя, заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, заявитель Ежова З.В. с <дата> зарегистрированная и проживающая в спорной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в силу ст.31 ЖК РФ, проживает в ней в качестве члена семьи своей дочери Е.Л.М., являющейся собственником квартиры с <дата> года, и пользуется ею наравне со всеми членами семьи собственника.
Принимая во внимание, что Ежова З.В., будучи вдовой ветерана ВОВ, обеспечена жилой площадью менее учётной нормы; не имеет иных жилых помещений на праве собственности либо на праве пользования, кроме спорной квартиры, где помимо неё зарегистрировано и проживает ещё четыре человека; ранее не реализовала своё право на предоставление ей жилья как члену погибшего (умершего) участника ВОВ; суд считает необходимым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Таким образом, распоряжение <дата> <номер> об отказе в постановке на учет Ежовой З.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежит отмене.
Поскольку судом установлено, что Ежова З.В. в отсутствие законных оснований не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ее нарушенное право подлежит защите путем постановке в данную очередь с момента ее первоначального обращения – с <дата> года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Ежовой З.В. об оспаривании действий Администрации Октябрьского района города Ижевска, понуждении устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района города Ижевска <номер> от <дата> «Об отказе Ежовой З.В. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении».
Обязать Администрацию Октябрьского района города Ижевска поставить Ежову З.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, с <дата> года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2014 года.
Судья: М.А. Иванова