Дело № 2-1318/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники 20 апреля 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи С.А. Мардановой,
при секретаре В.Ф, Иванчиной,
с участием истца В.С. Зыкова,
представителя ответчика С.А. Ворошковой, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску Зыкова В.С. к Правительству Пермского края, администрации города Березники о признании права на жилое помещение,
у с т а н о в и л :
истец Зыков В.С. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края администрации г. Березники о признании за ним права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях найма и возложении обязанности по предоставлению ему жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обосновании иска указано, что <дата> решением Березниковского городского суда Пермской области его родители были лишены родительских прав. <дата> распоряжением главы местного самоуправления города Березники Пермской области его опекуном была определена бабушка по линии отца. При этом за ним было закреплена жилая площадь по <адрес>, однако данная комната в общежитии сдавалась другим лицам в аренду в связи с чем он там не проживал, а проживал у опекуна. С <дата>, после службы в армии, он проживал в <адрес>. <дата> истец заключил брак и стал проживать совместно с В.Н. <дата> у истца родилась дочь З.В. С момента совместного проживания и до настоящего времени истец и его семья проживают в квартире родителей жены по <адрес>. При этом он до сих пор не изменил свою регистрацию, поскольку планирует с семьей переезжать в <адрес>. В <дата> ему стало известно о предоставлении жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. В жилищном отделе администрации ..... городского округа, куда он обратился за разъяснениями, ему пояснили, что жилье должны ему предоставить по адресу его регистрации в <адрес>. При этом ему указали, что им пропущен срок для обращения о предоставлении жилья. Истец считает, что он пропустил срок по уважительной причине, мотивировав это тем, что юридического образования не имеет, не знал о существовании ограничения по возрасту для подачи заявления о предоставлении воспитаннику дет.дома жилья, так же не знал и о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося. Считает, что имеет право на получение жилья специализированного жилищного фонда.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, обосновал изложенными в нем доводами. Указывает, что до недавнего времени ему не было известно о его праве на обеспечением жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации г. Березники – С.А. Ворошкова в судебном заседании выразила несогласие с иском, пояснив, что администрация города Березники не является надлежащим ответчиком, так как законом обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложена на соответствующий орган исполнительной власти Пермского края. Вместе с тем указала, что истец обращался к ответчику с заявлением о разъяснении ему его права на предоставление жилого помещения, ответчиком было установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Березники не находился, по информации, предоставленной МТУ № 6 Минсоцразвития Пермского края, истец не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением как ребенок, оставшийся без попечения родителей, такого заявления от истца к ним не поступало.
Представитель ответчика Правительства Пермского края М.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании участия не принимала, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, предоставила возражения по иску. Из возражений следует, что Зыков В.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. На момент подачи заявления и документов, необходимых для решения вопроса о включении либо отказе во включении в список по обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Зыкову B.C. исполнилось более 23 лет. Таким образом, считает, что, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать лишь достигнув возраста 24 лет, соответственно, на момент обращения в суд З.А. утратил статус лица, имеющего право на получения жилья по льготной категории.
Суд, выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, или иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу ст. 1 данного Закона к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно преамбуле к указанному Закону, его положения распространяются на детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 – летнего возраста. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Судом установлено, что Зыков В.С. родился <дата>.
Решением Березниковского городского суда от <дата> отец Зыков С.А. и мать Л.Л. лишены родительских прав в отношении сына З.В. (л.д.10).
Распоряжением главы местного самоуправления города Березники Пермской области № от <дата> З.Г. назначена опекуном над несовершеннолетним Зыковым В.С., жилое помещение по <адрес>, находящееся в хозяйственном ведении МУП «.....», было закреплено за несовершеннолетним З.В. (л.д. 11).
С <дата> по настоящее время Зыков В.С. зарегистрирован по <адрес> совместно с Л.Л. (матерью, лишенной родительских прав), И.Э. (л.д.15)
Согласно предоставленной информации МТУ № <адрес> Зыков В.С. не включен в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлялось.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29. 02. 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 пункта 1 статьи 8 названного Закона).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) установлено, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно п.2 Постановления Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного ж:илищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (далее - список), формируется территориальными органами Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, оценка наличия статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на момент достижения 18 лет.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Право восстановления срока для постановки на учет закон не предусматривает.
Само по себе сохранение за лицами, оставшимися без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, дополнительных гарантий на обеспечение жилым помещением, путем предоставления его из числа специального фонда муниципальных образований, не тождественно сохранению статуса несовершеннолетнего, следовательно, после достижения 18-летия данная категория лиц, обладая полной право- и дееспособностью, участвуют в гражданских правоотношениях и несет все риски и последствия связанные с совершенными действиями либо бездействием.
Истец Зыков В.С. право на получение жилья начал реализовывать лишь достигнув возраста 24 лет. Доказательств обращения с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении до достижения 23-летнего возраста, истцом не представлено.
Отсутствие юридической грамотности, незнание своего права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для постановки истца на учет в настоящее время и предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда.
С учетом изложенного, в данном случае суд не усматривает оснований для признания за истцом права на получение жилого помещения как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно, возложения обязанностей на Правительство Пермского края по предоставлению ему такого помещения.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что с момента вступления в силу изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года 01 января 2013 года орган местного самоуправления не является лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями. С указанной даты обязанность по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц возложена о орган исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации, в данном случае – на Правительство Пермского края. Таким образом, предъявление иска к администрации города Березники безосновательно, орган местного самоуправления в данном деле является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Зыкова В.С. к Правительству Пермского края, администрации города Березники о признании права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях найма, возложении обязанности по предоставлению ему жилого помещения специализированного жилищного фонда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья - подпись С.А. Марданова
Копия верна, судья