Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-67/2018 ~ М-79/2018 от 06.04.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года                                                                                                        <адрес>

    Илимпийский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,

при секретаре Тихоновой В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Клюшенковой Н.А.,

истца Андреевой М.Ю.,

представителя ответчика-Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Щетинина И.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Власовой Е.П. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах Андреевой Марии Юрьевны к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Андреевой М.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям п.Тура, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка,

у с т а н о в и л:

            прокурор Эвенкийского района Красноярского края в интересах Андреевой М.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству образования Красноярского края об обязании Администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Андреевой М.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям Эвенкийского района, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».

           В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру района с заявлением обратилась Андреева М.Ю. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки её заявления установлено, что Андреева М.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии Министерства образования Красноярского края от 21.12.2012 Андреева М.Ю. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в Эвенкийском районе, однако до настоящего времени жилое помещение сироте не предоставлено, жилого помещения на каком-либо вещном праве Андреева М.Ю. не имеет. На этом основании прокурор просит суд обязать администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить Андреевой М.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда применительно к условиям Эвенкийского района Красноярского края общей площадью не менее 33 кв.м с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».

           В судебном заседании старший помощник прокурора Клюшенкова Н.В. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

           В судебном заседании Андреева М.Ю, исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что родилась в <адрес>, вместе с родителями и двумя братьями проживали в <адрес>. Её мать- ФИО1 умерла в 1998 году, отца своего она помнит плохо, он умер после матери. После смерти отца её и двух братьев определили в местный детский дом, где она воспитывалась до 2005 года. В 2005 году её забрала к себе на воспитание тетя, сестра матери, ФИО2, проживавшая в <адрес> Эвенкийского <адрес>, оформила над ней опекунство. С тех пор она воспитывалась и проживала у тети, обучалась в Туринской средней общеобразовательной школе-интернате, по окончанию которого поступила в ПТУ по специальности «продавец, контролер-кассир», проживала в общежитии училища. В 2012 году Министерством образования <адрес> была поставлена на очередь на получения жилья, должна была получить жилье в 2012 году, но по просьбе руководства Управления образования переуступила свою очередь Удыгир Артуру, который заканчивал это же училище, обещали предоставить в следующем 2013 году, однако ни в 2013 году, ни в последующие годы жилье ей предоставлено не было. В 2015 году по окончанию училища из-за отсутствия жилья в <адрес> вынуждена была уехать к тете в <адрес>, где проживает до настоящего времени. Там же в 2015 году родила внебрачного ребенка, трудоустроиться в <адрес> не смогла из-за отсутствия какой-либо работы. Неоднократно обращалась в Управление образования ускорить решение вопроса о предоставлении жилье в <адрес>, в марте 2018 года вынуждена была обратиться с жалобой в прокуратуру района. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просит обязать предоставить жилье в <адрес>.

           Представитель Администрации Эвенкийского муниципального района Щетинин И.Е. с исковыми требования согласился, пояснив, что финансирование органов местного самоуправления на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, общий объем которого по каждому муниципальному району устанавливается Законом края. Решение о постановке Андреевой М.Ю. на учет было принято 21.12.2012. В период 2012-2016 года финансирование на исполнения государственных полномочий в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Эвенкийскому муниципальному району производилось не в полном объеме, в 2017 году средства на эти цели вообще не выделялись, денежные средства, выделенные на 2018 год, недостаточны как для исполнения ранее принятых судом решений, так и приобретения жилья по установленной очереди. Собственных средств на эти цели муниципальный район не имеет, бюджетом района они не предусмотрены. Полагает, что при принятии судом решения о возложении на Администрацию Эвенкийского муниципального района предоставить жилье Андреевой М.Ю. при отсутствии денежных средств проблематично.

Министерство образования Красноярского края, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просило, возражения по иску не предоставило.

           В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования Красноярского края.

Представитель органа опеки и попечительства Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района Власова Е.П. суду пояснила, что предоставление жилых помещений детям-сиротам производится согласно очередности по сформированному Списку по мере поступления средств на эти цели из краевого бюджета. Поскольку средства поступали не в полном объеме, решение в отношении Андреевой М.Ю. до настоящего времени не исполнено, по списку на получение жилья в п.Тура она состоит в очереди первой.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами, заключение старшего помощника прокурора Клюшенковой Н.А. об удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

           Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий право на получение указанных мер социальной поддержки.

             В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

            Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

            По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

           Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

           В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи, и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

          По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

          Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Материалами дела и судом установлено, что Андреева М.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>. Мать ребенка- ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце записаны на основании заявления матери ребенка (л.д.11-13). Постановлением Администрации ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ -П несовершеннолетняя Андреева М.Ю. отдана под опеку тете- ФИО2, проживала у последней в <адрес> (л.д.14). По окончанию школы Андреева М.Ю. в период с 2012 по 2015 обучалась в Красноярском государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Эвенкийский многопрофильный лицей ». Данное        учебное заведение окончила в 2015 году с присвоением специальности «продавец, кассир», не работает, временно проживает в <адрес> у двоюродной сестры.

          Андреева М.Ю. не имеет в собственности недвижимое имущество, на территории Эвенкийского муниципального района не приобретала права пользования жилым помещением, жилое помещение за ней не закреплялось, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справкой Администрации <адрес>, справкой Ростехинвентаризации (л.д.15-19).

           Решением комиссии Министерства образования Красноярского края от 21.12.2012 года по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Андреева М.Ю. включена в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

           Данное решение до настоящего времени не исполнено, жилое помещение Андреевой М.Ю. не предоставлено.

           Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

            Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение установлены законодательством Красноярского края и относятся к ее расходным обязательствам.

            Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

            Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

            Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 (с последующими изменениями) определено, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений на неограниченный срок наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления).

            Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в частности:

           -приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04. 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «д» в редакции Закона Красноярского края от 06.03.2014 № 6-2117);

           -строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. «е» в редакции Закона Красноярского края от 06.03.2014 № 6-2117);

           -приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов (п. «ж»);

            -заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (п. «з»);

            В соответствии с п.13 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

            Пунктом «д» ст.3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

            Таким образом, из анализа вышеприведенных положений следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления из муниципального специализированного жилищного фонда, сформированного как за счет субвенций краевого бюджета на эти цели, так и собственных материальных и финансовых ресурсов (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, жилых помещений, приобретаемых за счет средств муниципального образования).

            При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что объективных оснований для неисполнения государственных полномочий в части обеспечения жильем Андреевой М.Ю., являющейся сиротой, не имеется; требования прокурора являются обоснованными.

            В соответствии со ст.14 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 24.12.2015 №9-4103) жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

           Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

            С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                        р е ш и л:

           исковые требования прокурора Эвенкийского района Красноярского края удовлетворить.

          Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Андреевой Марине Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в п.Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по благоустроенности применительно к условиям п. Тура, общей площадью не менее 33 кв.м с корректировкой, установленной ст.14 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».

         Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Илимпйиский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

         В окончательной форме решение вынесено 04.06.2018 г.

          Председательствующий судья                                                      Л.Н.Джимбеева

2-67/2018 ~ М-79/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреева Мария Юрьевна
прокурор Эвенкийского района
Ответчики
администрация Эвенкийского муниципального района
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Илимпийский районный суд Красноярского края
Судья
Джимбеева Людмила Николаевна
Дело на странице суда
ilimpiysky--tur.sudrf.ru
06.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019Дело оформлено
01.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее