Дело № 2а-209/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Весьегонск 10 ноября 2016 года
Весьегонский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Сыромятникова В.М.,
с участием:
административного истца Ковалевой В.С.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Звездиной Е.В.,
при секретаре Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковалевой ФИО6 к Администрации городского поселения – город Весьегонск Тверской области, Администрации Весьегонского района и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказ от 26.09.2016 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу: Тверская область, <адрес>, площадью 1331 кв.м., кадастровым номером № и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Ковалева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения – город Весьегонск Тверской области, Администрации Весьегонского района и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным отказ от 26.09.2016 г. Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1331 кв.м., кадастровым номером № и обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок. Свои требования мотивирует тем, что 23.09.1994 г. она вступила в наследство на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В последствии на основании указанного выше свидетельства о праве на наследство по завещанию комитетом по земельным ресурсам Весьегонского района Тверской области 28 апреля 1995 года ей было выдано свидетельство на право собственности на землю №715452. 23.08.2016 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. 26.09.2016 ей было оказано в государственной регистрации права на земельный участок. Основанием для отказа послужило несоответствие площади земельного участка. В её правоустанавливающем документе площадь 931 кв.м., а по данным государственного кадастра недвижимости площадь составляет 1331 кв.м. Согласно постановлению главы Весьегонского района Тверской области от 23.10.2000 №432 «Об утверждении полных материалов инвентаризации земель г. Весьегонска» по результатам которой площадь земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1330,6. Также в её распоряжении имеется технический план на жилой дом от 21.09.1960г. в котором в экспликации площадь земельного участка 1369 кв.м. Связи с этим у неё в пользовании согласно кадастрового паспорта от 22.08.2016 г. находится земельный участок, который имеет категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства, площадью 1331 кв.м. Земельный участок 02.09.2003 года поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером № и площадью 1331 кв.м. Границы участка оставались неизменными все это время, заборы не переносились, споров с соседями относительно границ не было и она использовала его полностью. Указанным выше земельным участком она непрерывно, открыто и добросовестно владеет с 1995 года. Согласно сообщения об отказе зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества представляется возможным только после устранения причин послуживших основанием для отказа. Устранить самостоятельно причины послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок она не может, в связи с чем вынуждена обратится в суд.
Просит признать незаконным отказ от 26.09.2016 г. Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1331 кв.м., кадастровым номером №. Обязать Управление федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области в государственной регистрации права зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок.
В судебном заседании административный истец Ковалева В.С. заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Звездина Е.В. представила письменное возражение на административное исковое заявление. В возражениях указано, что Управление считает заявленные требования необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует нормативному правовому акту и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Управление при принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок с кадастровым № не нарушало требования действующего законодательства. В Управление обратилась Ковалёва B.C. с заявлением от 23.08.2016 г. № 69/319/001/2016-817 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № №. В качестве документа-основания на государственную регистрацию представлено Свидетельство на право собственности на землю от 28.04.1995г., выданное Комземресурсы Весьегонского района Тверской области, согласно которому Ковалёвой B.C. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадь которого составляет 931 кв.м. На основании положений ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) при проведении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Исходя из п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) площадь земельного участка с кадастровым № № составляет 1331 кв.м. По информации, полученной из филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, следует, что сведения о земельном участке с кадастровым № № площадью 1331 кв.м внесены в ГКН как о ранее учтённом объекте недвижимости. Документы об уточнении площади данного земельного участка в адрес филиала не поступали. Представленное на государственную регистрацию Свидетельство на право собственности на землю от 28.04.1995 не содержит сведений о представлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1331 кв.м. Материалы инвентаризации земель г. Весьегонска, утверждённые постановлением главы Весьегонского района Тверской области от 23.10.2000г. № 432, находящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, не подтверждают предоставление органом местного самоуправления земельного участка площадью 1331 кв.м и возникновение у заявителя прав на данный земельный участок. Таким образом, документ, подтверждающий возникновение права собственности Ковалёвой B.C. на земельный участок площадью 1331 кв.м, на государственную регистрацию не представлен. На основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации 26.08.2016 г. государственным регистратором приостановлена государственная регистрация права собственности сроком до 26.09.2016 г., о чём заявителю направлено уведомление с указанием оснований принятия данного решения. В течение срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие её проведению, устранены не были; документы, соответствующие требованиям законодательства и подтверждающие права на земельный участок, на государственную регистрацию не представлены. С учётом изложенного, Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1331 кв. м на основании пункта 2 статьи 19, абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации (не устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя). На основании изложенного, Управление просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации городского поселения – город Весьегонск Тверской области и администрации Весьегонского района Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причин неявки суду не сообщили, согласно полученных ходатайств, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ, установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ, предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, 23.08.2016г. Ковалева В.С. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением (вх. № 69-69/005-69/319/001/2016-817) о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 26.09.2016 года административному истцу Ковалевой В.С. отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виду несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства и непредставлением необходимых для государственной регистрации прав документов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Пунктом 1 ст. 13 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года № 789, установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации) (пункт 231).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов – это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 указанного Закона).
Согласно ст. 20 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что административный истец Ковалева В.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 28.04.1995 года, в котором указано, что площадь земельного участка составляет 931 кв.м.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № 02-69/16-1-331376 от 22.08.2016г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, имеет площадь 1331 кв.м., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно постановления главы Весьегонского района Тверской области от 23.10.2010г. № 432 утверждены окончательные материалы инвентаризации земель г. Весьегонска.
Техническим отчетом по инвентаризации земель г. Весьегонска установлено, что земельный участок принадлежащий Ковалевой В.С., расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1330,6 кв.м.
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, осуществление кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину.
Согласно ст.ст. 4 и 5 Закона Тверской области от 09.04.2008г. N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, составляют для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства - 0,15 гектара в расчете на семью. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, составляют для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства - 0,10 гектара в расчете на семью.
Как следует из материалов дела, по результатам уточнения границ принадлежащего Ковалевой В.С. земельного участка установлено несоответствие площади в 931 кв.м. его фактической площади, равной 1331 кв.м. Уточненные границы земельного участка с увеличенной на 400 кв.м. площадью прошли процедуру инвентаризации земельных участков. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о площади земельного участка в размере 1331 кв.м.
В этой связи Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области было не вправе требовать от Ковалевой В.С. документов, свидетельствующих об увеличении площади принадлежащего ей земельного участка на 400 кв.м., так как, такое увеличение, установленный максимальный размер земельного участка для размещения объектов индивидуального жилищного строительства не превысило.
На основании изложенного, суд считает оспариваемое Ковалевой В.С. решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области незаконным, в связи с чем подлежит отмене.
Исходя из абзаца 1 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 данного Федерального закона, если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в оспариваемом решении иных причин для отказа в государственной регистрации права указано не было.
В таком случае суд полагает требование заявительницы об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области зарегистрировать ее право собственности на принадлежащий ей земельный участок обоснованным.
В заявленных административных требованиях к ответчикам Администрации городского поселения – город Весьегонск Тверской области и Администрации Весьегонского района надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Ковалевой ФИО6 к Администрации городского поселения – город Весьегонск Тверской области и Администрации Весьегонского района Тверской области – отказать.
Административное исковое заявление Ковалевой ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области удовлетворить.
Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 26.09.2016 в государственной регистрации права собственности Ковалевой ФИО6 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1331 кв.м., с кадастровым номером №, признать незаконным и отменить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществить государственную регистрацию права собственности Ковалевой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1331 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Весьегонский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья подпись В.М. Сыромятников
Копия верна. Судья В.М.Сыромятников