ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16- 3123/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 24 мая 2021г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Чебоксаровой Марии Александровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва от 24 декабря 2019г. и решение судьи Березовского районного суда Красноярского края от 19 января 2021г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» (далее – ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва от 24 декабря 2019г., оставленным без изменения решением судьи Березовского районного суда Красноярского края от 19 января 2021г., ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно абз 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999г. N 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Пунктами 5.1.5, 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004г. N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в числе прочего, в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Из положений ч.ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из положений ст. 21 Федерального закона от 4 мая 1999г. N 96-ФЗ следует, что государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Приказом Росстата от 8 ноября 2018г. N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждены годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется Росприроднадзором, и введена в действие с отчета за 2018 год (приложение) (п.1 Приказа).
Из содержания п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее - Указания) форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным (п.2 Указаний).
Из п. 9 Указаний следует, что форма предоставляется респондентами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в п. 9 настоящих Указаний, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет"). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Электронные сервисы" обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления формы, которые должны быть доступны респондентам на безвозмездной основе.
Из материалов дела следует, что ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» в соответствии с лицензией № от 21 ноября 2018г. осуществляет деятельность по обращению с отходами на эксплуатируемых объектах:
объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности в Советском районе (район пос. Бадалык) г. Красноярска (код объекта <данные изъяты>);
объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № 2 Березовского района Красноярского края с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности (код объекта <данные изъяты>).
Указанные объекты относятся к I категории негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва от 30 сентября 2019г. № 468-р/п, установлено, что ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отчеты статистического наблюдения формы 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" за 2018г. в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва :
по объекту рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № 2 Березовского района Красноярского края с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности (код объекта <данные изъяты>) представило с нарушением установленных сроков 15 марта 2019г.;
по объекту рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 классов опасности в Советском районе (район пос. Бадалык) г. Красноярска (код объекта <данные изъяты>) не представило. Из материалов дела следует, что указанный отчет представлен обществом 11 марта 2019г. (л.д. 156-165).
Выявленные по результатам выездной проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом административного органа постановления об административном наказании.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, а также материалами дела, полно приведенными в обжалуемых актах, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об охране атмосферного воздуха.
Доводы жалобы заявителя о том, что отчетность по форме 2-ТП (воздух) была направлена административному органу в установленный срок 21 января 2019г. в электронном виде, не удостоверенная электронной подписью, что не лишило ее достоверности и актуальности, были предметом исследования и судебной оценки, не согласиться с которой нет оснований.
Электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
С учетом изложенного, в совокупности с положениями п. 9 Указаний, достоверность, целостность, подлинность и актуальности содержащейся в отчетной форме № 2 -ТП (воздух) информации подтверждается электронной подписью уполномоченного лица, а потому отсутствие указанного реквизита свидетельствует об отсутствии необходимой информации.
Ненадлежащее удостоверение (неудостоверение) представленной отчетной информации должностным лицом, ответственным за их достоверность, не позволяет полагать представленные данные достоверными и своевременными.
Доводы жалобы заявителя о неверной квалификации деяния общества по ст. 8.5 КоАП РФ, тогда как имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, несостоятельны.
Обществом не была исполнена надлежаще обязанность по представлению экологической информации, содержащейся в форме N 2-ТП (воздух).
В действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а именно, несвоевременное представление (сокрытие) информации об источниках загрязнения окружающей среды и иного вредного воздействия на окружающую среду (сведения о выбросах в атмосферный воздух и иных веществ), содержащейся в форме отчетности № 2-ТП (воздух).
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 8.5 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Вместе с тем судебное решение следует изменить в связи с неверным выводом о том, что оно вступает в законную силу немедленно и подлежит обжалованию в соответствии со ст.ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ, как противоречащим положениям ч.ч. 1,3 ст. 30.9 КоАП РФ об обжаловании такого решения в вышестоящий суд по правилам ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2021░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░. 30.13, 30.14 ░░░░ ░░».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2021░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░