Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-870/2021 ~ М-122/2021 от 27.01.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2021 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Герлиц М.А.,

с участием представителя истца Усова В.Ю.(доверенность от 20.03.20г.) и

представителя ответчика Витютневой П.С. (доверенность от 01.03.21г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Усовой Маргариты Анатольевны к Администрации Минусинского района о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Усова М.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Минусинского района о признании решений незаконными.

Определением суда от 31 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены: Усов В.Ю. и несовершеннолетние ФИО12., ФИО13. и ФИО14., в лице их законного представителя Усовой М.А..

Истица в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя по доверенности Усова В.Ю. свои требования мотивировала следующим.

Решением УСЗН Администрации Минусинского района от 31.12.15г. она и члены ее семьи были признаны малоимущими. Постановлением Администрации Минусинского района от 24.05.17г. она и член ее семьи- сын Усов В.А., 2008г.р. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, с 11.07.16г.. Постановлением Администрации Минусинского района от 16.08.17г. состав ее семьи был изменен, в число нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма был включен ее сын ФИО15., 2017г.р.; постановлением Администрации Минусинского района от 10.06.20г. состав ее семьи был изменен, в число нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма был включен ее сын ФИО16., 2020г.р..

20.01.21г. она получила оспариваемые решения. Так, решением Жилищной комиссии Администрации Минусинского района от 13.01.21г. было постановлено признать истицу Усову М.А. не малоимущей, в связи с тем. что сумма совокупного дохода семьи за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим регламентом, и стоимости имущества, находящегося в собственности и подлещащего налогообложению, превышает величину порогового дохода более чем на 5%.

Постановлением Администрации Минусинского района от 13.01.21г. № 11-п было постановлено снять Усову М.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Указанные решения являются незаконными по следующим основаниям.

Оспариваемое решение о признании ее не малоимущей основано на изменении(увеличении) размера дохода ее семьи, однако, доход ее семьи не увеличился. Так, сама она не работает, получает пособия на детей. 18.07.20г. она зарегистрировала брак с Низковским (в настоящее время) Усовым В.Ю., который с 28.02.18г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, однако, доход от своей деятельности имеет незначительный. Согласно ее расчетам, размер прожиточного минимума на членов ее семьи составляет 66791 рубль в месяц, однако, фактически доход семьи составляет 30907 рублей и, складывается из получемых пособий на детей.

Полагает также, что ответчик неправомерно принял во внимание приобретение в 2020 году на ее имя автомобиля Hyundai Greta, 2020 года выпуска. Так, данный автомобиль находится в залоге у банка и, учитывать его в составе имущества истицы, полагает неправомерным.

Также полагает неправомерным учет ответчиком доходов, полученных усовым В.Ю. в 2020 году до вступления им в брак с Усовой М.А. и доход от продажи автомобиля « Toyota Funcargo».

Кроме того, постановлением Администрации Минусинского района от 10.06.20г. № 541-п жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Именно в этом жилом помещении она зарегистрирована по месту жительства со своими детьми. В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данное обстоятельство при принятии оспариваемых решений учтено не было, что незаконно и нарушает их права.

Также полагает, что ответчиком при принятии оспариваемых решений не соблюдены требования Постановления Правительства Красноярского края от 25.01.2011 N 43-п (ред. от 19.03.2019) "Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Красноярском крае", а также, Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края".

Кроме того, при принятии оспариваемых решений не был разрешен вопрос о членах ее семьи, которые, ранее также признавались малоимущими и нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.

Более того, ответчик провел заседание Жилищной комиссии 13.01.21г. без ее уведомления и, без ее участия, чем нарушил ее права, в том числе, право возражать против принятия даных решений.

С учетом изложенного, просит признать незаконными: решение Жилищной комиссии Администрации Минусинского района от 13.01.21г. о признании Усовой М.А. не малоимущей и постановление Администрации Минусинского района от 13.01.21г. № 11-п о снятии Усовой М.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Ответчик- Администрация Минусинского района, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Витютневу П.С., а также, в своем письменном отзыве на иск исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим.

В силу пункта 11 «Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 17): «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется установить периодичность и сроки проведения переоценки доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет в целях периодического повторного подтверждения их статуса как малоимущих и их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В среднем, можно рекомендовать проведение переоценки каждые 2 - 3 года после постановки семьи на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.».

С учетом данных требований, в рамках текущего контроля за оказанием муниципальной услуги по постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, Администрацией Минусинского района были направлены необходимые запросы в отношении истицы и членов ее семьи.

В результате проведенной проверки было установлено, что 20.08.20г. на имя истицы Усовой М.А. был поставлен на учет автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" : «При изменениях в составе доходов и (или) стоимости имущества, подлежащего налогообложению, влияющих на право гражданина быть признанным малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения, гражданин обязан представить подтверждающие документы в орган, осуществляющий принятие на учет, если такие изменения имели место в течение трех лет подряд. В течение трех месяцев с момента истечения срока изменений в составе доходов и (или) стоимости имущества, подлежащего налогообложению, влияющих на право гражданина быть признанным малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения, гражданин обязан представить в орган, осуществляющий принятие на учет, документы, подтверждающие происшедшие изменения.».

В своем заявлении о постановке на учет качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма от 21.06.16г. истица Усова М.А. обязалась сообщать сведения об утрате оснований, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

07.10.20г. и 01.12.20г. Усовой М.А. были направлены уведомления о необходимости задекларировать изменения в составе семьи и в доходах. В уведомлениях было разъяснено, что необходимым условием для сохранения права состоять на учете, является признание гражданина малоимущим, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи. Усова М.А. происшедшие в составе семьи и в доходах изменения не задекларировала.

В силу статьи 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 (ред. от 08.11.2007, с изм. от 10.07.2008) "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края": «Граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов.

В результате проверки было установлено также следующее.

Супруг истицы Усов В.Ю.(ранее имевший фамилии Низковский, Прутовых) имеет в собственности следующее имущество: 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>(кадастровая стоимость квартиры 1053914 рублей 73 копейки); земельный участок по адресу: <адрес>(кадастровой стоимостью 13795 рублей 11 копеек); гараж, расположенный по адресу: <адрес>(кадастровой стоимостью 289868 рублей 88 копеек) и земельный участок для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: г<адрес>(кадастровой стоимостью 30120 рублей). Общая стоимость принадлежащего Усову В.Ю. имущества, подлежащего учету, составляет: 526957,36 + 13795, 11 + 289868,88= 830621 рубль.

По сведениям ТО КГКУ «УСЗН» по г. Минусинску и Минусинскому району, сумма перечисленных мер социальной поддержки Усовой М.А. за 2020 год составила 313009 рублей 45 копеек.

Согласно сведениям, представленным УПФ РФ по г. Минусинску и Минусинскому району, размер полученной Усовым В.Ю. пенсии в 2020 году составил 80472 рубля 20 копеек.

Согласно выписке из ЕГРИП, Усов В.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям МРИ ФНС № 10 по Красноярскому краю, доход Усова В.Ю. в 2020 году составил 441000 рублей; в том числе: 205000 рублей- доход от деятельности в качестве ИП составил 205000 рублей и доход от продажи автомобиля составил 236000 рублей.

В силу пункта 11.5 Методических рекомендаций от 25.02.05г.: «В случае повышения размера учитываемых доходов или стоимости имущества, учитываемого при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, до уровня, равного или превышающего пороговые значения доходов или стоимости имущества, с учетом рекомендаций пункта 11.4, рекомендуется снять семью или одиноко проживающего гражданина-заявителя с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с сохранением за ними права повторного обращения за получением статуса малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не ранее чем в следующий по отношению к моменту снятия с учета расчетный период.».

Размер совокупного дохода и стоимости имущества семьи Усовой М.А. с учетом стоимости автомобиля( а равно и без учета стоимости автомобиля) превысил пороговый доход более чем на 5 %.

Так, расчетный показатель стоимости жилого помещения равен: 39868(расчетная стоимость 1кв.м. жилья установлена постановлением Администрации Минусинского района от 19.03.20г. № 252-п)х18х5= 3588120 рублей.

Пороговый доход семьи составляет: 1206091 рублей 97 копеек, исходя из расчета: 12702(прожиточный минимум)х 5(количество членов семьи)х 12(количество месяцев в расчетном периоде) + 260138,70(размер оплаты начисляемых процентов за пользование ипотечным кредитом в первый год) + 183833,27(сумма основного долга по ипотечному кредитованию).

Совокупный доход семьи истицы составляет: 1665102 рубля 65 копеек, исходя из расчета: 313009,45(размер полученной Усовой М.А. в 2020 году социальной поддержки) + 80472,20(размер полученной Усовым В.Ю. пенсии в 2020 году) + 441000- доход Усова В.Ю. в 2020 году + 830621- стоимость имущества Усова В.Ю..

Не превышение порогового дохода для семьи Усовой возможно при доходе 1266396 рублей 57 копееек, что гораздо меньше установленного дохода семьи истицы.

В судебное заседание 08.07.21г. ответчик представил информацию, согласно которой, совокупный доход семьи составляет 2591166 рублей, 65 копеек, пороговый доход- 1128621 рубль 03 копейки, 5% от порогового дохода составляет 56431 рубль 05 копеек; расчета указанных сумм ответчик в суд не представил.

Учитывая установленные обстоятельства, решением Жилищной комиссии Администрации Минусинского района от 13.01.21г. было постановлено признать истицу Усову М.А. не малоимущей; постановлением Администрации Минусинского района от 13.01.21г. № 11-п было постановлено снять Усову М.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Согласно статье 15 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку, истица и члены ее семьи утратили такие основания, принятие оспариваемых решений соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов истицы.

С учетом изложенного, полагает, что оснований для удовлетворения иска нет, просит в иске отказать.

Третье лицо Усов В.Ю. в судебном заседании и в своих письменных пояснениях на иск(л.д. 179, том № 1) исковые требования Усовой М.А. поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил следующее.

Так, брак между ним и Усовой М.А. был зарегистрирован 18.07.20г., все приобретенное им до этой даты имущество, является его личной собственностью и, не относится к общей собственности супругов и, не может учитываться при определении дохода семьи. Так, после продажи автомобиля « Toyota Funcargo», принадлежавшего ему, он получил денежные средства, которые внес в качестве первоначального взноса за приобретаемый автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска. Эти средства не могут учичтываться в целях определения дохода семьи. Полагает, что для целей определения дохода семьи может быть учтено только то имущество и те доходы, которые он приобрел(получил) после заключения брака, то есть, после 18.07.20г.. Кроме того, автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска, специально переоборудован для использования его инвалидом; он является инвалидом 3 группы. Данное транспортное средство зарегистрировано в ФГИС ФРИ 19.02.21г..

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением УСЗН Администрации Минусинского района от 31.12.15г. истица Усова М.А. и члены ее семьи были признаны малоимущими. Постановлением Администрации Минусинского района от 24.05.17г. она и член ее семьи- сын ФИО17., 2008г.р. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, с 11.07.16г.. Постановлением Администрации Минусинского района от 16.08.17г. состав ее семьи был изменен, в число нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма был включен сын истицы ФИО18., 2017г.р.; постановлением Администрации Минусинского района от 10.06.20г. состав ее семьи был изменен, в число нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма был включен сын истицы ФИО19., 2020г.р..

В рамках текущего контроля за оказанием муниципальной услуги по постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, Администрацией Минусинского района были направлены необходимые запросы в отношении истицы и членов ее семьи.

В результате проведенной проверки было установлено, что 20.08.20г. на имя истицы Усовой М.А. был поставлен на учет автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска.

В своем заявлении о постановке на учет качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма от 21.06.16г. истица Усова М.А. обязалась сообщать сведения об утрате оснований, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

07.10.20г. и 01.12.20г. Усовой М.А. были направлены уведомления о необходимости задекларировать изменения в составе семьи и в доходах. В уведомлениях было разъяснено, что необходимым условием для сохранения права состоять на учете, является признание гражданина малоимущим, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи. Усова М.А. происшедшие в составе семьи и в доходах изменения не задекларировала.

Как следует из уведомления Администрации Минусинского района от 15.06.20г., Усова М.А. включена в список граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.(л.д. 85, том № 1).

В результате проверки Администрацией Минусинского района также было установлено следующее.

Супруг истицы Усов В.Ю.(ранее имевший фамилии Низковский, Прутовых) имеет в собственности следующее имущество: 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>(кадастровая стоимость квартиры 1053914 рублей 73 копейки); земельный участок по адресу: <адрес>(рыночной стоимостью 10000 рублей); гараж, расположенный по адресу: <адрес>(рыночной стоимостью 36000 рублей) и земельный участок для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>(кадастровой стоимостью 30120 рублей). Общая стоимость принадлежащего Усову В.Ю. имущества, подлежащего учету, составляет: 526957,36 + 10000 + 36000= 572957 рублей 36 копеек.

По сведениям ТО КГКУ «УСЗН» по г. Минусинску и Минусинскому району, сумма перечисленных мер социальной поддержки Усовой М.А. за 2020 год составила 313009 рублей 45 копеек.

Согласно выписке из ЕГРИП, Усов В.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям МРИ ФНС № 10 по Красноярскому краю, доход Усова В.Ю. в 2020 году составил 475000 рублей; в том числе: 205000 рублей- доход от деятельности в качестве ИП составил 205000 рублей и доход от продажи автомобиля составил 270000 рублей.

Усовой М.А. принадлежит автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска, рыночной стоимостью 1179933 рубля.

По результатам проведенной проверки Администрация Минусинского района пришла к выводу о том, что размер совокупного дохода и стоимости имущества семьи Усовой М.А. с учетом стоимости автомобиля( а равно и без учета стоимости автомобиля) превысил пороговый доход более чем на 5 %. Не превышение порогового дохода для семьи Усовой возможно при доходе 1266396 рублей 57 копееек, что гораздо меньше установленного дохода семьи истицы.

При этом, Администрация Минусинского района исходила из следующих расчетов. Расчетный показатель стоимости жилого помещения равен: 39868(расчетная стоимость 1кв.м. жилья установлена постановлением Администрации Минусинского района от 19.03.20г. № 252-п)х18х5= 3588120 рублей.

Пороговый доход семьи составляет 1206091 рублей 97 копеек, исходя из расчета: 12702(прожиточный минимум)х 5(количество членов семьи)х 12(количество месяцев в расчетном периоде) + 260138,70(размер оплаты начисляемых процентов за пользование ипотечным кредитом в первый год) + 183833,27(сумма основного долга по ипотечному кредитованию).

Совокупный доход семьи истицы составляет: 1665102 рубля 65 копеек, исходя из расчета: 313009,45(размер полученной Усовой М.А. в 2020 году социальной поддержки) + 80472,20(размер полученной Усовым В.Ю. пенсии в 2020 году) + 441000- доход Усова В.Ю. в 2020 году + 830621- стоимость имущества Усова В.Ю..

Учитывая установленные обстоятельства, решением Жилищной комиссии Администрации Минусинского района от 13.01.21г. было постановлено признать истицу Усову М.А. не малоимущей; постановлением Администрации Минусинского района от 13.01.21г. № 11-п было постановлено снять Усову М.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих норм права.

В силу пунктов 1-2 статьи 49 ЖК РФ: «По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.».

Согласно пункту 1.3 «Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 17): «В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).».

В силу статьи 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 (ред. от 08.11.2007, с изм. от 10.07.2008) "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края": «Граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов:

ПД = П x n x 12 + ОД + ПК, (1)

min

где: ПД - пороговый доход - расчетный показатель, используемый в целях признания граждан малоимущими в рамках настоящего Закона; П- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в месяц для соответствующего муниципального образования, установленная на момент подачи заявления о признании гражданина малоимущим или при подтверждении факта признания его малоимущим; n - количество членов семьи; 12 - количество месяцев расчетного периода; ОД - сумма основного долга по ипотечному кредитованию за год; ПК - размер оплаты начисляемых процентов за пользование ипотечным кредитом в первый год.

ОД = (СЖ - СИ) / 15, (2)

где: СЖ - расчетный показатель стоимости жилого помещения, определенный на дату подачи заявления о признании гражданина малоимущим или при подтверждении факта признания его малоимущим; СИ - стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению; 15 - срок погашения кредита по ипотечному кредитованию (лет).

СЖ = РСЖ x Н x n, (3)

где: РСЖ - расчетная стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, устанавливаемая ежеквартально органом местного самоуправления в размере не менее 0,8 и не более 1,2 средней стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по данным "Статистического бюллетеня" Федеральной службы государственной статистики по соответствующему городскому округу или муниципальному району, в границах которого расположены соответствующие городские и сельские поселения. При отсутствии в "Статистическом бюллетене" Федеральной службы государственной статистики сведений о средней стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по соответствующему городскому округу, муниципальному району расчетная стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений устанавливается ежеквартально органом местного самоуправления в размере не менее 0,5 и не более 1,5 средней стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по Красноярскому краю по данным "Статистического бюллетеня" Федеральной службы государственной статистики; Н - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина, устанавливаемая органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

ПК = (СР + 3%) / 100% x СЖ, (4)

где: СР - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на момент подачи заявления о признании гражданина малоимущим или при подтверждении факта признания его малоимущим.

Расчет совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании их малоимущими. Размер дохода каждого члена семьи за календарный год определяется путем деления совокупного дохода семьи на количество членов семьи. Не имеющими доходов в течение расчетного периода признаются совершеннолетние трудоспособные граждане в случае, если они не могут подтвердить свои доходы от трудовой, предпринимательской и иной деятельности за расчетный период.

Истица и третье лицо Усов В.Ю. полагают, что ответчик неверно произвел расчет совокупного дохода семьи истицы, определив его размер ранее в сумме 1665102 рубля 65 копеек, исходя из расчета: 313009,45(размер полученной Усовой М.А. в 2020 году социальной поддержки) + 80472,20(размер полученной Усовым В.Ю. пенсии в 2020 году) + 441000- доход Усова В.Ю. в 2020 году + 830621- стоимость имущества Усова В.Ю.; на 08.07.21г.- в сумме 2591166 рублей 65 копеек. Полагает, что ответчик неправомерно включил в данный расчет стоимость имущества Усова В.Ю., поскольку, данное имущество было приобретено им до брака и, не может учитываться при определении дохода семьи, а также неправомерно учтена стоимость автомобиля.

Оценивая произведенный ответчиком расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи истицы, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи истицы и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, суд исходит из следующего.

Порядок определения указанных доходов и стоимости имущества регламентирован вышеуказанными Методическими рекомендациями от 25.02.2005г. и Законом Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833.

Суд полагает, что ответчик правомерно включил в состав доходов истицы и членов ее семьи следующие суммы: 313009,45(размер полученной Усовой М.А. в 2020 году социальной поддержки) + 80472,20(размер полученной Усовым В.Ю. пенсии в 2020 году) + 475000- доход Усова В.Ю. в 2020 году. Указанные виды доходов обоснованно включены в состав доходов истицы и членов ее семьи, в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833. Общая сумма этих доходов составляет 868481 рубль 65 копеек.

Также ответчиком правомерно учтена стоимость принадлежащего Усову В.Ю. имущества, подлежащего учету, которая, по расчетам суда, составляет: 526957,36 + 10000 + 36000= 572957 рублей 36 копеек. Земельный участок для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: г. Минусинск, сады «Электромашиностроитель», улица Еловая- 44(кадастровой стоимостью 30120 рублей), в силу статьи 9 Закона края учитываться не должен.

Оценивая доводы сторон относительно правомерности учета стоимости Hyundai Greta, 2020 года выпуска, суд исходит из следующего.

В силу статьи 8 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833: «В целях признания граждан малоимущими учитывается стоимость следующих видов имущества: а) жилые дома (часть жилого дома), квартиры (часть квартиры), дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения или доли в них; б) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях; в) имущественные и земельные доли (паи), возникшие в результате приватизации сельскохозяйственных угодий; г) валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении; д) паенакопления в жилищных, жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; е) транспортные средства, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных камней, а также из драгоценных металлов и лом таких изделий; з) земельные участки. В случае если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в целях признания граждан малоимущими учитывается стоимость доли, определяемой путем деления общей стоимости указанного имущества на количество собственников.».

Согласно статьи 9 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833: « Не подлежит учету стоимость следующего имущества: а) легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законодательством порядке; б) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их хищения (угона) документом, выдаваемым уполномоченным органом в установленном порядке; в) транспортные средства отечественных марок, в том числе бывшего СССР, срок выпуска которых составляет пятнадцать и более лет; г) весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не более 30 лошадиных сил; д) земельные участки, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, личного приусадебного хозяйства, площадью до 600 кв. м; е) земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли).».

Истица утверждает, что принадлежащий ей автомобиль Hyundai Greta, 2020 года выпуска, специально оборудован для использования инвалидами, в качестве доказательства представила уведомление о размещении сведений о транспортном средстве в ФГИС ФРИ.

Согласно Письму Минфина России от 29.01.2019 N 03-05-06-04/4853, к специально оборудованным для использования инвалидами применительно к целям исключения автомобиля из числа объектов налогообложения транспортным налогом относятся автотранспортные средства как изначально выпущенные (изготовленные) производителем и сертифицированные в качестве автотранспортных средств, предназначенных для использования непосредственно инвалидами, так и переоборудованные транспортные средства для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими возможностями.

Кроме того, в соответствии со статьей ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": «В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - заявление).».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что надлежащих доказательств такого переоборудования автомобиля в суд не представлено, в связи с чем, приходит к выводу о том, что автомобиль правомерно включен ответчиком в число имущества семьи истицы, в соответствии со статьей 8 Закона края.

Оценивая доводы сторон относительно правомерности учета стоимости вышеперечисленного имущества, принадлежащего Усову В.Ю. и доводы истицы и Усова В.Ю., о том, что для целей определения дохода семьи может быть учтено только то имущество и те доходы, которые он приобрел(получил) после заключения брака, то есть, после 18.07.20г., суд исходит из следующего.

Как было указано выше, в силу статьи 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 (ред. от 08.11.2007, с изм. от 10.07.2008) "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края": «Граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов.

Таким образом, действующее законодательство требует учитывать стоимость имущества, принадлежащего всем членам семьи, независимо от даты его приобретения. Следовательно, данный довод истицы и третьего лица суд признает не основанным на требованиях действующего законодательства РФ.

Таким образом, расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи истицы, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи истицы и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, по мнению суда, должен являться следующим.

868481 рубль 65 копеек + 572957 рублей 36 копеек + 1179933 рубля = 2621372 рубля 01 копейка.

Как следует из произведенного Администрацией Минусинского района расчета, пороговый доход семьи истицы составляет 1206091 рублей 97 копеек, исходя из расчета: 12702(прожиточный минимум)х 5(количество членов семьи)х 12(количество месяцев в расчетном периоде) + 260138,70(размер оплаты начисляемых процентов за пользование ипотечным кредитом в первый год) + 183833,27(сумма основного долга по ипотечному кредитованию).

При этом, расчетный показатель стоимости жилого помещения равен: 39868(расчетная стоимость 1кв.м. жилья установлена постановлением Администрации Минусинского района от 19.03.20г. № 252-п)х18х5= 3588120 рублей.

Суд не соглашается с указанным расчетом ответчика, находя правильным следующий расчет.

Пороговый доход семьи истицы составляет 1142607 рублей 34 копеек, исходя из расчета: 12702(прожиточный минимум)х 5(количество членов семьи)х 12(количество месяцев в расчетном периоде)( 762120) + 260138,70(размер оплаты начисляемых процентов за пользование ипотечным кредитом в первый год) + 122348,64(сумма основного долга по ипотечному кредитованию: ( 3588120- 1752890,36= 1835229,64: 15= 122348,64).

5% от порогового дохода семьи истицы составляет: 1142607,34: 100*5 = 57130 рублей 36 копеек. Не превышение порогового дохода блее чем на 5 % для семьи Усовой возможно при доходе 1199737 рублей 70 копееек(1142607,34 + 57130,36), что гораздо меньше установленного судом дохода семьи истицы.

Оценивая довод истицы о том, что постановлением Администрации Минусинского района от 10.06.20г. № 541-п жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания; в нем она зарегистрирована по месту жительства со своими детьми и, данное обстоятельство не учтено ответчиком при принятии оспариваемых решений, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 49 ЖК РФ: «Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.».

В силу пункта 2 статьи 52 ЖК РФ: «Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.».

Таким образом, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Следовательно, необходим не только критерий нуждаемости, но и критерий малообеспеченности, одного факта непригодности принадлежащего лицу жилого помещения недостаточно для постановки его на данный учет.

Кроме того, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Приглашение граждан на заседания Жилищной комиссии действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Таким образом, принятые ответчиком решения являются законными и обоснованными, прав истицы не нарушают, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Усовой Маргариты Анатольевны к Администрации Минусинского района о признании незаконными решения Жилищной комиссии Администрации Минусинского района от 13.01.21г. о признании Усовой М.А. не малоимущей и постановления Администрации Минусинского района от 13.01.21г. № 11-п о снятии Усовой М.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма- отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий:

2-870/2021 ~ М-122/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Усова Маргарита Анатольевна
Ответчики
администрация Минусинского района
Другие
Усов Виктор Юрьевич
Информация скрыта
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Дудусов Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Подготовка дела (собеседование)
19.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2021Предварительное судебное заседание
31.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2021Предварительное судебное заседание
04.06.2021Предварительное судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее