№ 2-3954/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2011 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.В. Черняевой,
при секретаре О.Н. Катусенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению об оспаривании решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа,
у с т а н о в и л :
обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что 15 апреля 2011г. решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа на основании ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он призван на военную службу. С данным решением он не согласен по тем основаниям, что 05 апреля 2007г. он окончил <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, ему присвоено специальное звание – <данные изъяты>. Согласно приказу № от 02 апреля 2007г. он откомандирован в <данные изъяты> с 17 мая 2007г., где и проходит службу в настоящее время. Решение призывной комиссии от 15 апреля 2011г. о призыве его на военную службу по призыву не основано на нормах действующего законодательства, грубо нарушает его права. Заявлены требования о признании недействительным решения Призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 15 апреля 2011г. Протокол № о призыве на военную службу, как несоответствующего нормам Федерального Закона от 17.12.2009г. №312-ФЗ.
17 мая 2011г. к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Призывная комиссия Петрозаводского городского округа, Военный комиссариат Республики Карелия по г. Кондопога Кондопожского района, Военный комиссариат Республики Карелия по г. Пудож, а также Федеральная служба исполнения наказаний России по Республике Карелия.
В судебном заседании и его представитель Дувалов А.В. поддержали заявленные требования. Указали, что все сведения относительно обучения в Военкомате г. Кондопоги и <адрес> имелись, однако должным образом воинский учет в отношении заявителя произведен не был.
Представитель Военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводску, а также Призывной комиссии Петрозаводского городского округа Золотов А.Т., требования не признал, указал, что 26 января 2004 года встал на воинский учет в Военном комиссариате г.Кондопоги Республики Карелия, снялся с воинского учета - 07.02.2006 года. В сентябре 2004 года поступил в <данные изъяты>, который он окончил 30.04.2007 года с присвоением специального звания <данные изъяты>. своей обязанности по постановке на воинский учет в <адрес> в связи со сменой места жительства своевременно не исполнил. В связи с этим обстоятельством военный комиссар г. Кондопога 04.10.2005 года направил письмо в военный комиссариат <данные изъяты> о розыске гражданина, подлежащего призыву. В адрес военного комиссара г.Кондопога поступила справка № от 28.09.2004 года, согласно которой обучается на 1 курсе <данные изъяты>. Однако данная справка не является основанием для вынесения отсрочки от призыва на военную службу, поскольку обязан был сняться с воинского учетав <адрес> и встать на воинский учет в г<адрес>. Такую отсрочку должен был вынести ВК <адрес> при условии, что встал на воинский учет по месту пребывания. Однако, в нарушение п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на воинский учет не встал, в том числе о по окончанию колледжа, в связи с чем Кондопожский военный комиссариат продолжал поискпризывника (запрос № от 30.09.2005 г., № от 09.11.2005 г., № от 20.07.2006 г., № от 07.09.2010 г.). После окончания обучения 17.05.2007 года поступил на работу <данные изъяты>, однако, в нарушение действующего законодательства,сведений о месте работы в военный комиссариат г. Кондопоги не представил и отсрочка от призыва на военную службу ему не предоставлялась. На воинский учет в г. Петрозаводске встал 07.10.2010 года. В соответствии с действующим законодательством заявитель не имеет права на предоставление ему отсрочки от военной службы. ранее не была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».По состоянию на 15 апреля 2011 года на момент принятия решения Призывной комиссией г. Петрозаводска о призыве в ВС РФ оснований для предоставления отсрочки по пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» у не имелось, о каких - либо иных основаниях для предоставления отсрочки призывник не заявлял, в связи с чем единственным законным решением, которое могла принять призывная комиссия, - призвать на военную службу на основании пп. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Представитель Военного комиссариата Республики Карелия по г. Кондопога и Кондопожскому району Прусаков А.А. требования не признал. Указал, что 26.01.2004 года в военном комиссариате <адрес> прошел медицинское освидетельствование и был поставлен на первоначальный воинский учет. В сентябре 2004 года для обучения в <данные изъяты> убыл без снятия с воинского учета. на воинский учет по месту учебы также не встал. Розыскные мероприятия по вызову результатов не дали. был снят с воинского учета в военном комиссариате г.Кондопога по личному заявлению от 07 февраля 2006 года в связи с переездом на новое место жительства на учебу в <данные изъяты>. Письменно уведомлен об обязанности встать на воинский учет в <адрес> до 20 февраля 2006 г., однако на воинский учет в военном комиссариате <адрес> не встал. Сведений об обращении в военный комиссариат г.Кондопога во время обучения в <данные изъяты> не имеется. Призывная комиссия Кондопожского района решений в отношении о предоставлении отсрочки не выносила.
ПредставительВоенного комиссариата Республики Карелия по г. Пудожу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался. Посредством телефонограммы сообщил, что по базе данных призывников на сведений нет.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелияв судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 05 апреля 2007г. окончил <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, с присвоением квалификации <данные изъяты> что подтверждается Дипломом №, выданным 06 апреля 2007г.
Согласно выписке из приказа от 02 апреля 2007г. № <данные изъяты> (<данные изъяты>) откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение комплектующих территориальных органов выпускников колледжа по специальности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 17 мая 2007г.
17 мая 2007г. между <данные изъяты> и заключен контракт о службе в <данные изъяты>, согласно которому проходит службу в <данные изъяты> сроком пять лет.
Согласно справке от 28 апреля 2011г. №, выданной <данные изъяты>, , <данные изъяты> рождения, проходит службу в <данные изъяты> с 1 сентября 2004г., в <данные изъяты> (место дислокации <адрес>) с 17 мая 2007г. по настоящее время на должностях среднего и старшего начальствующего состава.
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа ( протокол № от 15 апреля 2011г.), призван на военную службу, предназначен в <данные изъяты>.
Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 312-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 09.12.2009) установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Заявитель полагает, что поскольку он имел право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с действовавшим на момент его обучения законодательством, следовательно, данная отсрочка действует до исчезновения ее оснований, т.е. до момента окончания службы в Федеральной службе исполнения наказаний.
Между тем судом установлено, что 26.01.2004 года в военном комиссариате г.Кондопога прошел медицинское освидетельствование и был поставлен на первоначальный воинский учет.
В сентябре 2004 года для обучения в <данные изъяты> убыл без снятия с воинского учета, что подтверждается представленными документами.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования.
Также в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания. Данная обязанность не исполнена.
30 сентября 2005г. в адрес <данные изъяты> Военным комиссаром г. Кондопога направлено письмо о том, что объединенный военный комиссариат г. Кондопога разыскивает призывника, не снявшегося с воинского учета и убывшего для обучения в указанную школу, просит оказать содействие в розыске, вызвать, обязать встать на воинский учет в районном военном комиссариате <адрес> и запросить призывной материал.
Как пояснил , он не обращался в военный комиссариат <адрес> для постановки его на воинский учет, потому, что из школы его не отпускали, и он не знал процедуру такой постановки. Также пояснил, что он был зарегистрирован по адресу: <адрес>, на воинском учете по месту регистрации не состоял, так как по этому адресу не проживал.
18 октября 2005г. из <данные изъяты> в адрес Военного комиссара г. Кондопога Республики Карелия была направлена справка о том, что обучается на 2 курсе названной школы.
На запрос военного комиссара г. Кондопога Военным комиссаром <данные изъяты> 01 ноября 2005г. выслана информация об отсутствие прописки по <адрес>.
11 ноября 2005г. в адрес Военного комиссара <адрес> и Военного комиссара г. Кондопога ( в копии) направлено письмо с просьбой поставить на воинский учет граждан, убывших без снятия с воинского учета из военного комиссариата г. Кондопога Республики Карелия.
считает, что именно на Военном комиссариате лежит обязанность по надлежащей постановке и ведению учета лиц, подлежащих призыву на военную службу. Полагает, что его надлежащим образом не уведомили, что он должен встать на воинский учет по месту своего пребывания в <адрес>.
Между тем, в соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), расположенное за пределами территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания. Согласно п. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военным комиссариатом по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3-х месяцев, - по месту их пребывания. В соответствии с п. 53 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 г.: «граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки навоинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты».
Согласно заявлению от 07 февраля 2006г., поступившему в адрес Кондопожского военного комиссара от , последний просит разрешения снять его с воинского учета в связи с тем, что он переезжает на новое место жительство по адресу: <адрес> в связи с учебой. В этом же заявлении указал, что обязуется встать на военный учет в военном комиссариате <адрес> до 20 февраля 2006г.
Как пояснили представители заинтересованных лиц, с воинского учета 07.02.2006г. был снят, однако на воинский учет в <адрес> так и не встал.
Данные обстоятельства не опровергнуты и не оспариваются.
Таким образом, из представленных документов усматривается, что военные комиссариаты предпринимали меры к розыску для постановки его на воинский учет. Однако сам своих обязательств, предусмотренных законом, не исполнил.
Подпунктом «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей на момент поступления в указанное выше образовательное учреждения, было установлено, что отсрочка от военной службы предоставляется окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Таким образом, судом установлено, что , обучаясь в <данные изъяты>, имел право по действующему на момент поступления в колледж законодательству на предоставление отсрочки от военной службы, однако на воинский учет в <адрес> он не встал, в связи с чем решение призывной комиссией о предоставлении такой отсрочки фактически не выносилось.
При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Во время призывной кампании должен был пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого и на основании документов, подтверждающих факт обучения, призывная комиссия должна была вынести решение. в это время обучался в <адрес>, медицинского освидетельствования при призыве на военную службу не проходил, призывная комиссия в отсутствие призывника вынести решение не имела возможности.
07 сентября 2010г. начальником отдела ( военного комиссариата Республики Карелия по г. Кондопога и Кондопожскому району) в адрес военного комиссара <адрес>, начальника УВД <адрес>, начальника поспортно-визовой службы направлено письмо, в котором указано, что отдел военного комиссариата по г. Кондопога и Кондопожскому району разыскивает , подлежащего призыву на военную службу осенью 2010г., уклоняющегося от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, убывшего в <адрес> и ранее обучавшегося в <данные изъяты>, с просьбой оказать помощь в розыске указанного призывника.
Согласно материалам личного дела призывника поставлен на воинский учет отделом ВК Республики Карелия по г. Петрозаводску только 07.10.2010г.
Таким образом, и после окончания обучения 05 апреля 2007г. не обратился в Военный комиссариат уже по месту жительства для постановки на воинский учет, в то время, как 17 мая 2007г. с ним был заключен контракт о службе в <данные изъяты>.
В настоящее время отсрочка от военной службы может быть предоставлена в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях".
Таким образом, в отсутствие ранее предоставленной отсрочки от военной службы, на момент принятия решения призывной комиссией от 15.04.2011г. право на отсрочку от военной службы не имел, в том числе и по иным основаниям.
При таких обстоятельствах решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 15 апреля 2011г. о призыве на военную службу является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья И.В. Черняева