Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-41/2017 от 27.09.2017

Дело №13-41/2017 (2-340/2011)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Лахденпохья Республика Карелия 19 октября 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2 о замене стороны в исполнительном производстве,

у с т а н о в и л :

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> ФИО2 обратился в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве.

Заявление мотивировано тем, что на исполнении в Отделе судебных приставов по <адрес> находится исполнительное производство , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого является – возложение на администрацию Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанности по организации в ЛМР утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, соответствующих санитарным и природоохранным требованиям. Ссылаясь на п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.15 ст.5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 №2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», п.п. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 2016-П, судебный пристав указал, что обязанность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов в Республике Карелия возложена на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

На основании изложенного, заявитель просил произвести замену должника в исполнительном производстве с администрации ЛМР на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району УФССП по <адрес> ФИО2 заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель взыскателя – помощник прокурора Лахденпохского района Республики Карелия ФИО3 полагала заявление подлежащим удовлетворению.

Представитель должника – администрации ЛМР, действующая на основании доверенности ФИО4, полагала заявление подлежащим удовлетворению, отметив, что переходные положения не могут умалять обязанности Министерства строительства по исполнению полномочий в области обращения с твердыми бытовыми отходами. АЛМР проведена большая работа по исполнению решения суда, в настоящее время утилизация бытовых отходов в районе организована, однако организация переработки отходов невозможна.

Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направив письменные отзыв, в котором полагал заявление не подлежащим удовлетворению.

В письменном отзыве, ссылаясь на п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлениях от 30.11.2000 № 15-П и от 24.12.2012 № 32-П, представитель Министерства указал, что полномочия органов государственной власти РК в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Законом РК от 04.04.2016 № 2007-ЗРК и Положением о Министерстве строительства, ЖКХ и энергетики РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П. Вместе с тем, чтобы система обращения с ТКО заработала, необходим комплекс условий: наличие регионального оператора, региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемы обращения с отходами. На уровне Российской Федерации определены сроки перехода субъектов РФ на новую систему обращения с ТКО. В настоящее время региональный оператор по обращению с ТКО на территории Республики Карелия не определен, то есть подлежит применению п. 6 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ. В связи с чем, полномочия по организации сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО до начала работы регионального оператора должны осуществляться органами местного самоуправления. Далее со ссылкой на п.п. 107 п. 10 Положения о Министерстве, согласно которому к полномочиям Министерства относятся лишь полномочия по сбору (в том числе раздельному сбору), утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, представитель Министерства указал, что к их полномочиям утилизация и переработка промышленных отходов не относится.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохским районным судом Республики Карелия рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Лахденпохского района Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации ЛМР о понуждении к совершению определенных действий.

Вступившим в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию ЛМР возложена обязанность по организации в ЛМР в срок до ДД.ММ.ГГГГ утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, соответствующих санитарным и природоохранным требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району УФССП по Республике Карелия ФИО2 возбуждено исполнительное производство , предметом исполнения которого является исполнение вступившего в законную силу решения Лахденпохского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Перечень случаев, когда производится замена стороны по делу правопреемником, является открытым. Одним из таких случаев, с которыми гражданское процессуальное законодательство связывает замену стороны правопреемником.

На основании ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

В силу части 2 данной нормы судебный пристав производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства; по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, процессуальное правопреемство, т.е. замена одной стороны процесса другим лицом (правопреемником) происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участие в данном процессе.

По смыслу заявления, судебный пристав-исполнитель просит заменить должника в исполнительном производстве в силу внесенных в закон изменений.

    В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в редакции действующей с 28.12.2016 (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу ст. 6 того же закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.

Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между субъектом РФ и региональным оператором и единого тарифа по ТКО, но не позднее 01.01.2019. Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", применяются до 1 января 2018 года.

В целях разграничения полномочий в области обращения с отходами производства и потребления, которые в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти Республики Карелия, Законодательным Собранием Республики Карелия 24.03.2016 принят закон Республики Карелия № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно п. 15 ст. 5 указанного закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, относится: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пп. 107 п. 10 (введенным в действие Постановлением Правительства РК от 20.05.2016 № 180-П) Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 2016-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Правительством Республики Карелия от 06.09.2017 № 306-П утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного сбора) на территории Республики Карелия. Согласно пунктам 2 и 3 указанного Порядка понятия и термины используются в указанном Порядке в значениях, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Сбор ТКО на территории Республики Карелия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Системный анализ изложенного законодательства позволяет прийти к выводу, что при переходе на новую систему обращения с ТКО в случаях, не урегулированных региональным законодательством, необходимо руководствоваться федеральным законодательством.

Несмотря на отсутствие переходных положений в законодательстве Республики Карелия, федеральный законодатель установил переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО может осуществляться только по договорам с региональным оператором.

В частности, организация деятельности по обращению с отходами осуществляется посредством соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Установленные законом требования о заключении такового соглашения должны быть выполнены не позднее 01.05.2018 (п. 3 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Действительно, в силу введенных в действие закона Республики Карелия № 2007-ЗРК от 04.04.2016 и пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия к полномочиям Министерства относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. Вместе с тем, Республика Карелия не перешла на новую систему обращения с ТКО, переходный период заканчивается лишь 01.01.2019.

Вместе с тем, в отсутствие указанного соглашения с региональным оператором ходатайство о замене должника в исполнительном производстве, по мнению суда, является преждевременным.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

При этом необходимо отметить, что перераспределение с 01.01.2016 полномочий в сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей - участия органа местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ч. 2 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленное ходатайство судебного пристава-исполнителя о правопреемстве является, преждевременным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 44, 224, 225 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району УФССП России по Республике Карелия о замене должника в исполнительном производстве отказать.

На определение могут быть поданы частные жалобы в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Судья:                          И.В. Жданкина

13-41/2017

Категория:
Другие
Статус:
Отказано
Истцы
Информация скрыта
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
27.09.2017Материалы переданы в производство судье
13.10.2017Судебное заседание
19.10.2017Судебное заседание
25.10.2017Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее