Дело № 2-22/2021
УИД 11RS0014-01-2020-001012-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Шемякиной Т.А., с участием прокурора Чуйкова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Корткеросского района к администрации сельского поселения «Корткерос» о возложении обязанности по проведению работ по постановке здания на учет,
установил:
прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском к администрации СП «Корткерос» о возложении обязанности в срок до 01.05.2021 организовать и обеспечить проведение соответствующих требованиям законодательства РФ работ по постановке здания водонапорной башни, расположенного возле дома № 6а по ул. Сухановой с. Корткерос на учет как бесхозяйную вещь путем внесения соответствующих записей в единый государственный реестр недвижимости. В обоснование указано, что в ходе проверки на предмет организации использования имущества, расположенного на территории СП «Корткерос», было установлено, что в нарушение ст. 225 ГК РФ, Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 по ул. Сухановой с. Корткерос возле дома № 6а расположено здание водонапорной башни, которое на кадастровый учет не поставлено, в муниципальной собственности МР «Корткеросский» и СП «Корткерос» не числится, на балансе АО «Коми тепловая компания» не стоит. При этом ответчиком меры по постановке здания как бесхозяйной вещи не принимаются. Непринятие данных мер делает невозможным надлежащую эксплуатацию и содержание здания, что может привести к его разрушению, что, в свою очередь, влечет угрозу жизни и здоровью граждан.
Прокурор Чуйков И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В предварительном судебном заседании с иском не согласился, указав, что ранее здание принадлежало МП «Райжилкомхоз». С учетом назначения здания требование прокурора должны исполнить жилищно-коммунальные организации.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; на основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.
П. 3 Порядке предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В силу п. 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
При этом, п. 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Следует из материалов дела, что в с. Корткерос по ул. Сухановой возле дома № 6а, расположено здание водонапорной башни.
Указанное здание на кадастровый учет не поставлено, в муниципальной собственности МР «Корткеросский» и СП «Корткерос» не числится, на балансе АО «Коми тепловая компания» не стоит.
Ответчиком не оспорено, что здание относится к категории недвижимой вещи, собственник его не установлен.
При этом то, что ранее здание использовалось МП «Райжилкомхоз», которое ликвидировано, а АО «Коми тепловая компания» его правопреемником не является, не освобождает ответчика от установленной ст. 225 Гражданского Кодекса РФ и Порядка обязанности.
Из содержания приведенных выше норм Порядка следует, орган местного самоуправления сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать в силу возложенных на него законом полномочий.
Отсутствие собственника спорного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния объекта, исключении неправомерного проникновения в него и использования. Отсутствие оформленных в установленном порядке прав на спорный объект является препятствием для надлежащего содержания здания, что приводит к его разрушению и создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Проанализировав приведенные положения законодательства и сопоставив их с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу об обоснованном характере требований прокурора, ответчик обязан принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
При этом, с учетом пояснений прокурора, данных им в судебном заседании судом установлено, что в просительной части иска истец фактически просит возложить на ответчика обязанность по принятию мер по постановке здания на учет в качестве бесхозяйной вещи с целью внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости. А потому, суд полагает возможным уточнить ь резолютивную часть, обязав администрацию СП «Корткерос» принять меры по постановке недвижимого имущества – здания водонапорной башни, расположенного по адресу: Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Сухановой, возле дома № 6а, на учет в качестве бесхозяйной вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд полает испрашиваемый прокурором срок для исполнения возложенной обязанности, с учетом объема и характера необходимых для этого действий, разумным и достаточным. Данный срок ответчиком не оспаривался.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Корткерос» в срок до 01 мая 2021 года принять меры по постановке недвижимого имущества – здания водонапорной башни, расположенного по адресу: Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Сухановой, возле дома № 6а, на учет в качестве бесхозяйной вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 01.02.2021.