Дело № 2-3008/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усолье 16 августа 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
при секретаре Пономаревой А.С.,
прокурора Котельникова А.А.,
с участием представителей ответчика Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности от <дата> Мурдугалимова Д.А., действующего на основании распоряжения № от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - жителей Усольского городского поселения к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - жителей Усольского городского поселения обратился в суд с иском к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированной свалки на территории Усольского городского поселения Пермского края, в районе <адрес>, у кромки леса выделов № и № квартала № <адрес> на площади ..... га, в обоснование иска указав, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка доводов обращения гражданина по вопросу образования на территории Усольского городского поселения Пермского края в районе <адрес> несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. В ходе проведенной проверки выявлен факт образования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на площади ..... га, на территории Усольского городского поселения, в районе <адрес>, у кромки леса выделов № и № квартала № <адрес>. Просит возложить на администрацию Усольского городского поселения Пермского края обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированной свалки на территории Усольского городского поселения Пермского края, в районе <адрес>, у кромки леса выделов № и № квартала № <адрес> в течение ..... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Котельников А.А. в судебном заседании на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика администрации Усольского городского поселения Ундровская Л.А., Мурдугалимов Д.А в судебном заседании пояснила, что жители <адрес> и близлежащих деревень постоянно накидывают мусор в этом месте, ранее уже убирали данную свалку. В срок, предложенный прокурором невозможно убрать свалку.
Выслушав лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9, статьи 42, статьи 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
В соответствии со ст.ст.12,13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 03.07.2016 года), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, чет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 03.07.2016 года), к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
Согласно п.1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 03.07.2016 года), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.1 и п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 03.07.2016 года), юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1 и п. 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89 – ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу положений ст.ст.1, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89 – ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон).
Согласно п.п.1,2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Так же, согласно ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ст.39 Закона № 52 – ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 18, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; вопросы благоустройства территории.
Согласно п...... Правил благоустройства и содержания территории Усольского городского поселения, утвержденных Решением ..... от <дата> №, на территории Усольского городского поселения запрещается загрязнять территорию городского поселения мусором, промышленными, бытовыми, пищевыми и иными отходами; вывозить и складировать мусор, промышленные и бытовые отходы, снег, грунт и прочее вне специального отведенных для этого мест.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года № 4690-88, (далее - СанПиН 42-128-4690-88), объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха
Согласно пункту 3.1 СанПиН 42-128-4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях
В силу пункта 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с п...... Устава Усольского городского поселения, утвержденного Решением ..... от <дата> №, к вопросу местного значения Усольского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч...... Устава Усольского городского поселения, администрация Усольского городского поселения наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
Администрация Усольского городского поселения обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Усольского городского поселения.
Согласно Закону Пермского края от 05.03.2013 года № 176-ПК «Об образовании нового муниципального образования Усольское городское поселение» и ст. 2 Устава Усольского городского поселения, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, находится в границах муниципального образования – Усольское городское поселение.
Таким образом, обязанность ликвидировать свалки отходов в границах территории Усольского городского поселения возложена законом на Администрацию Усольского городского поселения.
Администрацией Усольского городского поселения, в результате ненадлежащей организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Усольского городского поселения, допущено образование на территории несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Факт данных нарушений подтвержден обращением гражданина, информацией и актом обследования ..... согласно которого несанкционированная свалка отходов расположена на землях, не входящих в лесной фонд.
Наличием свалки на земельном участке в границах городского поселения создается угроза компонентам окружающей среды, жизни или здоровью человека, а также возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушает конституционное право жителей поселения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Размещение свалки твердых коммунальных отходов в непосредственной близи с лесным массивом создает угрозу возникновения и распространения лесных пожаров в непосредственной близости от населенных пунктов – <адрес>, и, как следствие, угрожает жизни, здоровью и имуществу населения, способствует возникновению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ликвидация несанкционированных свалок вблизи лесных массивов предупреждает возникновение лесных пожаров, и как следствие, - причинение физического вреда здоровью, имущественного и морального вреда населению, возникновение чрезвычайных ситуаций.
В силу п.1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с п.2 ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п.2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Данное нарушение стало возможным ввиду неисполнения Администрацией Усольского городского поселения своих обязанностей, возложенных на нее действующим законодательством.
На основании изложенного, суд считает исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, - жителей Усольского городского поселения подлежащими удовлетворению. На администрацию необходимо возложить обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированной свалки на территории Усольского городского поселения Пермского края, в районе <адрес>, у кромки леса выделов № и № квартала № <адрес>, на площади ..... га, в течение ..... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок суд считает достаточным для устранения нарушений. Оснований для установления ответчику более длительного срока для устранения нарушений суд не усматривает, учитывая длительность допущенного нарушения и значимость защищаемого права.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию Усольского городского поселения Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края обязанность организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов несанкционированной свалки на территории Усольского городского поселения Пермского края, в районе <адрес>, у кромки леса выделов № и № квартала № <адрес>, на площади ..... га, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца.
Судья Н.А. Бабинова