Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1121/2013 ~ М-876/2013 от 03.04.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата> Красноглинский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.

при секретаре Дедковой О.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворянкиной С. В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

    Дворянкина С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивировав исковые требования тем, что ей на основании ордера , выданного на основании решения Администрации завода ОАО СНТК им. Кузнецова от <дата>, была предоставлена для проживания комната , площадью 28 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в которой она по настоящее время постоянно проживает. На ее имя открыт лицевой счет. За данную комнату она ежемесячно оплачивают коммунальные платежи согласно действующим тарифам. Указанная выше комната состоит в реестре муниципальной собственности. <дата> право собственности Муниципального образования г.о. Самара на данную комнату было зарегистрировано в УФРС по Самарской области (после реорганизации – Управление Росреестра по Самарской области). При обращении в Департамент управления имуществом г.о. Самара о приватизации занимаемого жилого помещения, <дата> Дворянкиной С.В. было отказано, по тем основаниям, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус общежития. В результате данного отказа истица, по независящим от нее причинам, лишена возможности, в установленные законом сроки, реализовать своё право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения. В связи, чем она обратился в суд за устранением нарушенного права и просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 100, жилой площадью 31,6 кв.м., общей площадью 31,6 кв.м., с учетом прочей 32,2 кв.м. в порядке приватизации.

    В судебном заседании представитель истицы – Зиятдинова Ф.Ш., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара - Воронина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседание возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на то, что объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес>, комната 100 состоит в реестре муниципальной собственности и имеет статус общежития. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

    Выслушав представителя истицы Зиятдинову Ф.Ш., представителя ответчика – Воронину Е.А., изучив и проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Дворянкиной С.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 год «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В силу ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

    Из указанных норм закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> был передан в муниципальную собственность города Самара и включен в реестр муниципального имущества <дата> за номером на основании Постановления Главы г. Самара от <дата> . Данный объект недвижимости передавался от ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», что подтверждается выпиской из реестра от <дата>, актом приема-передачи от <дата>, перечнем объектов передаваемых с баланса ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Постановлением от <дата> «О принятии в муниципальную собственность г. Самара общежитий от ОАО «СНТК им. Кузнецова».

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии от <дата> объект права - жилое помещение, площадью 31,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, пе<адрес>, комната , принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию г.о. Самара.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 04.07.91 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированные жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Судом установлено, что <адрес> пе<адрес> был принят в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Главы г. Самара от <дата>, следовательно, после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона. После передачи вышеуказанного дома в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось, соответственно к истцу применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам найма. Кроме того, в лицевом счёте на комнату, свидетельстве о государственной регистрации права, в техническом и кадастровом паспорте на жилое помещение, статус общежития <адрес> пе<адрес>, не указан.

Из материалов дела следует, что на основании ордера , выданного на основании решения Администрации завода ОАО СНТК им. Кузнецова от <дата> Дворянкиной С.В., <дата> года рождения, было разрешено вселение и проживание в комнате общежития <адрес> в <адрес> жилой площадью 28 кв.м.

Согласно справке от <дата>, выданной МП ЭСО г.о. Самара, в спорной комнате с <дата> по настоящее время, зарегистрирована и проживает: Дворянкина С.В. На ее имя был открыт лицевой счет для оплаты за наем жилья и коммунальных услуг. Истица пользуется и владеет спорным жилым помещением, своевременно и надлежащим образом оплачивают коммунальные услуги, из данной комнаты не выселялась.

Согласно справке от <дата>, выданной МП ЭСО, в период с <дата> по <дата> Дворянкина С.В. проживала по адресу: <адрес>1, комната 98.

    Из материалов дела следует, что Дворянкина (ФИО) С.В. свое право на однократную бесплатную приватизацию не использовала, что подтверждается ответом из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата>

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от <дата> «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственной и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную приватизацию бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Принимая во внимание перечисленные нормы законы и установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истица занимает спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании договора социального найма, следовательно, в соответствии с ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» имеет право приобрести его в собственность.

Согласно данным технического паспорта, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на <дата> общая площадь спорного жилого помещения составляет 31,6 кв.м., жилая – 31,6 кв.м., площадь с учетом прочей – 32,2 кв.м.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара и МП ЭСО г. Самары о том, что спорное жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда и к нему следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие правоотношения по пользованию общежитиями нельзя признать правомерными, поскольку они противоречат ст. 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Кроме того, отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда при установленных судом обстоятельствах, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма на приватизацию занимаемого жилого помещения в таком доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дворянкиной С. В. - удовлетворить.

Признать за Дворянкиной С. В., <дата> года рождения, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 100, жилой площадью 31,6 кв.м., общей площадью 31,6 кв.м., с учетом прочей 32,2 кв.м., в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>

Председательствующий: Гиниятуллина Л.К.

2-1121/2013 ~ М-876/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дворянкина С.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Гиниятуллина Л.К.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
03.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2013Передача материалов судье
05.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2013Предварительное судебное заседание
15.05.2013Судебное заседание
20.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее