Дело №2-108/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 апреля 2013 года г. Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
с участием помощника прокурора Инзенского района Бычкова Д.С.,
при секретаре Бутуевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности установить резервные источники энергоснабжения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Инзенский район», Муниципальному унитарному предприятию «Инзатеплоком», Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО-Сервис» о возложении обязанности установить резервные источники энергоснабжения в котельных г. Инза.
В обоснование заявления указал, чтопроведенной прокуратурой района проверкой соблюдения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем.
Согласно ст. 7 Закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 18 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, в том числе, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно п. 1.2.7 приказа Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении Правил устройства электроустановок», приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно п. 1.2.18 Правил № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Согласно 1.2.19 Правил № 204 электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Согласно п. 1.2.20 Правил № 204 электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В ходе прокурорской проверки установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 26.04.2012 № 32 полномочия по решению вопросов местного значения по организации теплоснабжения в границах муниципального образования «Инзенское городское поселение» от муниципального образования «Инзенское городское поселение» переданы муниципальному образованию «Инзенский район».
Постановлением администрации муниципального образования «Инзенский район» от 13.06.2012 № 572 муниципальному унитарному предприятию «Инзатеплоком» передано имущество (в том числе котельные и теплотрассы), необходимое для осуществления деятельности по теплоснабжению жилых домов и объектов социальной сферы.
На основании договора от 13.06.2012, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» и МУП «Инзатеплоком» вышеуказанное имущество закреплено за МУП «Инзатеплоком» на праве хозяйственного ведения.
В последствии, 19.06.2012 между МУП «Инзатеплоком» и ООО «ЭКО- Сервис» заключен договор аренды. Согласно данному договору арендодатель МУП «Инзатеплоком» предоставил арендатору (ООО ЭКО-Сервис») объекты теплоснабжения для бесперебойного теплоснабжения, эксплуатации и обслуживания тепловой инфраструктуры муниципального образования «Инзенский район».
ООО «ЭКО-Сервис» согласно целям деятельности предприятия, определенных в уставе обязано обеспечивать бесперебойное и качественное предоставление услуг теплоснабжения.
Проведенной проверкой установлено, что ООО «ЭКО-Сервис» эксплуатирует следующие котельные, от которых тепловая энергия поступает в жилые дома и социально значимые объекты: котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 38 жилых домов, 1 социально-значимый объект); котельная №***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. ***, д.*** (обслуживает 42 жилых дома, 2 социально-значимых объекта); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 15 жилых домов, 1 социально-значимый объект); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** д. *** (обслуживает 72 жилых дома, 4 социально-значимых объекта); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 56 жилых домов, 2 социально- значимых объекта); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** (территория бывшей школы № ***), (обслуживает 2 жилых дома, 1 социально-значимый объект); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 1 жилой дом, 1 социально-значимый объект); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 10 жилых домов, 2 социально-значимых объекта); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 11 жилых домов); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 2 жилых дома); котельная № ***, расположенная по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 6 жилых домов).
В нарушение указанных выше норм действующего законодательства обслуживаемые ООО «ЭКО-Сервис» котельные, отнесенные действующим законодательством к опасным производственным объектам, не оборудованы резервными источниками питания электрической энергии.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются в том числе: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России № 6 от 13.01.2003, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 и Правилами техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, утвержденными приказом Минтопэнерго РФ № РД 34.03.201-97 от 03.04.1997 урегулированы требования и нормы, применяемые к работе тепловых энергоустановок, тепловых сетей и персонала, их обслуживающего.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Таким образом, ответчиками нарушены нормы действующего законодательства, касающиеся исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в части обеспечения объектов производственного и социального значения резервными источниками электропитания.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район», Муниципальное унитарное предприятие «Инзатеплоком», Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-Сервис» установить резервные источники питания (электроснабжения) на следующие объекты:
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул.***,д.***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. ***, д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. ***;
-котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** (территория бывшей школы № ***);
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** д. ***;
котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. ***;
-котельную № ***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д. *** (обслуживает 6 жилых домов).
В судебном заседании прокурор Бычков Д.С. заявленные требования уточнил. В связи с тем, что резервные источники электроснабжения на часть перечисленных в исковом заявлении котельных установлены, просил суд обязать администрацию МО «Инзенский район» установить резервные источники энергоснабжения на следующие объекты:
- в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***»;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** (территория бывшей школы №***);
-в котельную №*** расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***»;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул. ***, д.***
От исковых требований к МУП «Инзатеплосервис», ООО «ЭКО-Сервис» отказался, в связи с чем содом вынесено определение о прекращении производства по делу в указанной части.
Представитель ответчика – администрации МО «Инзенский район» Амиров Л.Р. с исковыми требованиями прокурора не согласился в полном объеме и в судебном заседании показал, что в соответствии с п. п. 1.12, 1.11 СНиП "Котельные установки" по надежности отпуска тепла потребителям котельные относятся к первой категории, если они являются единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивают потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла, при этом к первой
категории потребителей тепла по надежности теплоснабжения относятся потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции), ко второй категории-остальные котельные.
В силу п. 1.1 действие СНиП "Котельные установки" распространяется при проектировании новых и реконструируемых котельных установок (котельных) с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не более 40 кгс/см2 и с температурой воды не более 200 С.
Между тем доказательств, подтверждающих отнесение котельных города Инза к котельным, обладающим техническими характеристиками, установленными п. 1.1 СНиП "Котельные установки", а также нормативной документации и технологической части проекта системы электроснабжения указанных котельных, позволяющих в соответствии с п. 1.2.17 ПУЭ прийти к выводу о принадлежности электроприемников котельных ко второй категории надежности электроснабжения, истцом суду не представлено.
Кроме того, согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения №14024730 от 01 июля 2012г. заключенного между ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» и ООО «Эко-Сервис», котельные города Инза отнесены к третьей категории надежности, т.е. являются электроприемниками третьей категории, соответственно не подпадают под определения первой и второй категории и не нуждаются в
резервном источнике питания. Согласно п. 1.2.21. Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении главных Правил устройства электроустановок» для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают одних суток.
Согласно п. 1.1.17 ПУЭ слово "рекомендуется" означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
Как следует из материалов дела, установленные в котельных города Инза электроустановки являются действующими, поэтому до их реконструкции установленные ПУЭ правила носят рекомендательный, но не обязательный характер.
Кроме этого, согласно п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204 категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Нормативная документация, подтверждающая категорию электроприемников, суду не представлена.
Согласно п. 1.1.1. Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Таким образом, применительно к действующим котельным указанные Правила могут применяться в случае их модернизации в соответствии с определенной технической документацией в объеме, предусмотренном Правилами.
Прокурор специальными познаниями в области теплоустановок и промышленной безопасности не обладает, не является уполномоченным лицом, определяющим категории надежности объектов и способы приведения их в соответствие с техническими требованиями, и, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, он не указал в исковом заявлении о наличии доказательств о технической возможности выполнения этих требований. Иск прокурора основан не на технической документации и заключении специалистов, а на основании проведенной проверки, основание и дата проведения которой, в свою очередь, в исковом заявлении не отражены.
В приказе Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 нет указаний на обязательное наличие в котельных резервных источников питания, но попускается возможность перерыва электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Кроме того, между ООО «Эко-Сервис» и ООО «Инзенские районные электрические сети» заключена схема взаимодействия оперативного персонала ООО ИРЭС и электротехнического персонала ООО «Эко-Сервис» при аварийном отключении электроснабжения городских котельных. Согласно п.3 данной схемы, при невозможности оперативного восстановления подачи электрической энергии, ООО «Эко-Сервис» вправе обратиться в аварийную службу ИРЭС, для доставки технически исправного, обеспеченного на все предполагаемое время работы ГСМ-электрогенератора мощностью 100 кВт, до аварийной котельной.
В случае возникновения аварийной ситуации, оперативная бригада, выезжает на место с передвижными дизельными электростанциями.
Представитель ООО «ЭКО-Сервис» Новиков А.В. в судебном заседании првел доводы, налогичные доводам Амирова Л.Р.
Представитель МУП «Инзатеплоком», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Представители третьего лица ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» Терешин С.Е., Алексеев А.М. в судебном заседании показали, чтомежду ОАО «Ульяновскэнерго» и ООО «ЭКО-Сервис» заключен договор энергоснабжения, предусматривающий поставку электрической энергии на объекты Потребителя, в том числе котельные г. Инза. Согласно приложению №1 к данному договору, энергоснабжение всех котельных, являющихся точками поставки электрической энергии, осуществляется по третьей категории надежности.
Пунктом 2.4.10 договора энергоснабжения предусмотрена обязанность потребителя обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состояние готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности или использовании противоаварийной автоматики). Данная обязанность Потребителя по договору установлена с целью снижения негативных последствий возможных аварийных ситуаций, способных привести к полному или частичному ограничению энергоснабжения.
В силу п. 1.12 СНиП П-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся:
к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющего индивидуальных резервных источников тепла;
ко второй категории - остальные котельные.
Пунктом 14.2. СНиП П-35-76 «Котельные установки» установлено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил. В данном случае следует отметить, что действие названного нормативно-правового акта распространяется при проектировании новых и реконструируемых котельных установок (котельных) с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не более 40 кгс/см[1] и с температурой воды не более 200 °С.
Согласно предоставленным актам о разграничении балансовой принадлежности сетей и границы эксплуатационной ответственности сторон при заключении договора энергоснабжения, все котельные города Инза предусматривают снабжение их электрической энергией по третьей категории надежности.
Согласно п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ №204 от 08.06.2002 г. для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденной элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток. Категории электроприемников по надежности электроснабжения определяется в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (п. 1.2.17 ПУЭ).
Представитель третьего лица ООО «Инзенские электрические сети» Петрякова Л.А. в судебном заседании показала, что между ООО «Эко-Сервис» и ООО «Инзенские районные электрические сети» заключена схема взаимодействия оперативного персонала ООО ИРЭС и электротехнического персонала ООО «Эко-Сервис» при аварийном отключении электроснабжения городских котельных. Согласно п.3 данной схемы, при невозможности оперативного восстановления подачи электрической энергии, ООО «Эко-Сервис» вправе обратиться в аварийную службу ИРЭС, для доставки технически исправного, обеспеченного на все предполагаемое время работы ГСМ-электрогенератора мощностью 100 кВт, до аварийной котельной. Технические характеристики генератора: основной- ЭСДА-
100-Т/400-РК, постоянное место нахождения- г.Инза; запасной- Азимут ЭД 80-Т400-1РП, постоянное место нахождения - г.Ульяновск. В соответствии с возможностями ООО «ИРЭС» и выбором ООО «ЭКО-Сервис» генератор может быть доставлен на аварийные объекты, запитанный от электрических сетей ООО «ИРЭС». При прекращении электроснабжения нескольких котельных г. Инза подключить их к одному генератору не представляется возможным.
Представитель третьего лица – Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в соответствии с которым согласно п.14.2. СНиП П-35-76 электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым ПУЭ.
К первой категории электроснабжения относятся котельные с водогрейными котлами единичной производительностью более 10 Гкал/ч.
В г. Инза котельные с водогрейными котлами единичной производительностью более 10 Гкал/ч. отсутствуют.
Согласно п. 1.2.20. ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время; необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 1.2.10. ПУЭ независимый источник питания – источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:
каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;
секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
В качестве независимого источника питания может быть и автономная электростанция соответствующей мощности, достаточной для электроснабжения сетевых и под ниточных насосов.
По информации, предоставленной ООО «Инзенские районные электрические сети» по состоянию на 11.04.2013 года электроприемники котельных №,№ ***,***,***,***,***,***,***,***,***,*** г.Инза отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, т.е. не имеют второго независимого источника питания.
В тоже время ООО «Инзенские районные электрические сети», как электроснабжающая организация, имеет дизель-генератор мощностью 100кВт, который может быть использован в аварийных ситуациях для электроснабжения социально значимых объектов города.
Согласно искового заявления прокуратуры Инзенского района ООО «ЭКО-Сервис» на сегодняшний день является лишь арендатором объектов теплоснабжения г.Инза, предоставленных ему для осуществления их эксплуатации МУП «Инзатеплоком».
За обеспечение надежности электроснабжения объектов теплоснабжения г.Инза ответственность должен нести их собственник (если иное не оговорено договором аренды), т.к. обеспечение соответствующей его надежности связано со значительными материальными затратами не только на приобретение материалов и оборудования, но и соответствующей реконструкции схемы внутреннего электроснабжения котельных.
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, представителей третьих лиц, судья приходит к следующему.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 26.04.2012 № 32 полномочия по решению вопросов местного значения по организации теплоснабжения в границах муниципального образования «Инзенское городское поселение» от муниципального образования «Инзенское городское поселение» переданы муниципальному образованию «Инзенский район», которое в настоящее время является собственником котельных, перечисленных в исковом заявлении прокурора.
Муниципальное образование, как собственник имущества (котельных на территории г. Инза) в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, газоснабжения поселения.
Согласно положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (п. 8 ст. 2); к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 6).
В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории: электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров; электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Правилами предусмотрено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания (п. 1.2.19); электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п. 1.2.20); для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток (п. 1.2.21).
Определяя категорию указанных в иске прокурора котельных, суд приходит к выводу о том, что данные котельные не могут относиться к третьей категории, а относится к первой либо второй категории надежности, что следует из п. п. 14.2, 1.12 СНиП П-35-76 "Котельные установки".
В силу п. 1.12 СНиП П-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся:
к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющего индивидуальных резервных источников тепла;
ко второй категории - остальные котельные.
Пунктом 14.2. СНиП П-35-76 «Котельные установки» установлено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.
Отсутствие резервных источников питания на котельных, отнесенных требованиями действующего законодательства ко второй и первой категории надежности электроприемников, является нарушением действующего законодательства, может повлечь за собой выход из строя котельных в течение отопительного периода, причинение материального ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
Довод представителя ответчика о том, что между ООО «Эко-Сервис» и ООО «Инзенские районные электрические сети» заключена схема взаимодействия оперативного персонала ООО ИРЭС и электротехнического персонала ООО «Эко-Сервис» при аварийном отключении электроснабжения городских котельных, что ООО «Эко-Сервис» вправе обратиться в аварийную службу ИРЭС, для доставки технически исправного, обеспеченного на все предполагаемое время работы ГСМ-электрогенератора мощностью 100 кВт, до аварийной котельной, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно приложению №1 к договору энергоснабжения от 01.07.2012 г., заключенного между ОАО «Ульяновскэнерго» с одной стороны и ООО «ЭКО-Сервис» с другой стороны, максимальная мощность котельной №***, расположенной на ул. *** в г. Инза – 630 киловатт, котельной№***, расположенной по ул. *** в г. Инза – 47 киловатт, котельной №***, расположенной по ул. *** в г. Инза – 71 киловатт, котельной №***, расположенной в г. Инза по ул. *** – 48 киловатт, котельной №***, расположенной по ул. *** в г. Инза – 36,5 киловатт, котельной №***, расположенной на ул. *** в г. Инза – 56 киловатт.
Таким образом, один ГСМ-электрогенератор не в состоянии в случае возникновения аварийной ситуации обеспечить электроэнергией все перечисленные выше котельные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Инзенский район» установить резервные источники энергоснабжения на следующие объекты:
- в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***»;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** (территория бывшей школы №***);
-в котельную №*** расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***;
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.***
-в котельную №***, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул. ***, д.***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: