Дело № 2-3803-2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2014 года
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
Председательствующего судьи Юрченко И.В.,
При секретаре Каравашковой Е.С.,
С участием прокурора Жукова А.И.,
Представителя ответчика ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю Поплишкиной С.К. по доверенности,
Представителя ответчика ООО «Уралоптинструмент» Маста Д.А. по доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования город Пермь к обществу с ограниченной ответственностью «Уралоптинструмент», Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решение о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Дзержинского района г.Перми в интересах муниципального образования город Пермь, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Уралоптинструмент», ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решение ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю от Дата о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., внесении в государственный кадастр недвижимости изменений местоположения границ указанных земельных участков. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки по обращению ООО «...» о нарушении земельного законодательства установлено, что ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю Дата. и Дата приняты решения о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., принадлежащих ООО «Уралоптинструмент». В результате государственного учета изменений указанных земельных участков, площадь земельного участка с кадастровым номером ... увеличилась на ... кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером ... на ... кв.м.. Основанием для государственного учета изменений объектов недвижимости являлись межевые планы земельных участков, выполненные по результатам кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ указанных земельных участков. В заключениях, имеющихся в межевых панах кадастровым инженером указано, что при выполнении кадастровых работ не было учтено фактическое местоположения границ указанных земельных участков. Уточненная площадь земельных участков не превышает 10%, т.е. уточненная площадь определена исторически сложившимися границами, существующими на местности и закрепленными с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельных участков. При этом кадастровый инженер никаких картографических материалов, подтверждающих исторически сложившиеся границы, существовавшие на местности и закрепленные и использованием объектов искусственного происхождения к межевым планам не приложил. Кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в ч.9 ст.38 Закона о кадастре. Управлением Росреестра по Пермскому краю по данному факту была проведена проверка, по результатам которой установлено, что принятые органом кадастрового учета решения в связи с изменением местоположения границ земельного участка и площади указанных земельных участков являются неправомерными. С учетом положений ст.218 ГК РФ, 301 ГК РФ просит признать незаконными решения ФГБУ Федеральной кадастровой палаты о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от Дата. и Дата внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении местоположения границ и площади земельных участков с учетом отмены решений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что решения о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости приняты в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Представитель ООО «Уралоптинструмент» в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без своего участия.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО «Уралоптинструмент» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами ... и ..., расположенные по Адрес
Решением ФГБУ Федеральная кадастровая плата Росреестра по Пермскому краю от Дата № осуществлена процедура государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером ... в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В результате государственного кадастрового учета изменений площадь земельного участка увеличилась на ... кв.м..
Решением ФГБУ Федеральная кадастровая плата Росреестра по Пермскому краю от Дата № осуществлена процедура государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером ... в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В результате государственного кадастрового учета изменений площадь земельного участка увеличилась на ... кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера, включенного в межевые планы земельных участков, выполненных в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельных участков, на основании которых осуществлена процедура государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, при выполнении кадастровых работ не было учтено фактическое местоположение границ земельных участков, границы были установлены без учета исторически сложившихся границ (фактического использования), что влияет на рациональное и эффективное использование земельных участков. Уточненная площадь земельных участков не превышает 10%. Таким образом, уточненная площадь определена в соответствии с требованиями закона. Границы и площадь земельных участков определены по исторически сложившимся границам (фактическим), существующим на местности и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющей определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.16 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Перечень необходимых для проведения государственного кадастрового учета документов предусмотрен положениями ст.22 Закона о кадастре.
В соответствии с ч.4 ст.28 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пп.1, 9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п.13 Требований к межевому плану раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что Прокурору Дзержинского района г.Перми в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решений ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю от Дата Дата о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., внесении в государственный кадастр недвижимости изменений местоположения границ указанных земельных участков следует отказать. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... является ранее учтенным земельным участком, поставлен на государственный кадастровый учет Дата., уточненная площадь земельного участка составляет ... кв.м.. Земельный участок с кадастровым номером ... является ранее учтенным земельным участком, поставлен на государственный кадастровый учет Дата., уточненная площадь земельного участка составляет ... кв.м.. Собственником указанных земельных участков является ООО «Уралоптинструмент».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что государственный кадастровый учет изменений указанных земельных участков осуществлен в соответствии с требованиями Закона о кадастре. В ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю представлены заявления о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, межевые планы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельных участков. Результаты кадастровых работ не оспорены, недействительными не признаны. В межевых планах имеется заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границ земельных участков, увеличение площади земельных участков не превышает 10%, что соответствует требованиям Закона о кадастре.
Доводы истца об отсутствии в составе межевых планов картографических материалов, подтверждающих исторически сложившиеся границы, существовавшие на местности и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с п.67 Требований к межевому плану выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
Согласно ч.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов природного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использование карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.
Кроме того, перечень документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях к межевому плану, не является исчерпывающим.
Согласно п.1 чт.38 Закона о кадастре, п.21 Требований, межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
При этом указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.
Учитывая изложенное, при проверке документов по заявлениям о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, отсутствие в составе приложения к межевым планам карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и обосновывающих фактическое местоположение границ земельных участков не могло послужить основанием для принятия решения об отказе осуществления государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств несоответствия установленных в результате государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости границ земельных участков их фактическим, исторически сложившимся границам. Результаты кадастровых работ, межевые планы, опровергающие правильность уточненных границ земельных участков не представлены. Также не представлено доказательств нарушения оспариваемыми решениями ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости прав и законных интересов муниципального образования город Пермь и неопределенного круга лиц. Доводы истца о том, что в результате уточнения местоположения границ земельных участков, принадлежащих ООО «Уралоптинструмент» в границы земельных участков была включена дорога, предназначенная для общего пользования не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств этому не представлено, имеющиеся в материалах дела доказательства сведений об указанных обстоятельствах не содержат, то обстоятельство, что ранее часть земельного участка ООО «Уралоптинструмент» фактически использовалась для проезда к смежным земельным участкам, само по себе не имеет правового значения для данного дела, поскольку доказательств того, что указанный проезд являлся дорогой общего пользования не представлено. Также не могут быть приняты во внимание доводы о нарушении прав ООО «...», поскольку указанное юридическое лицо вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов с самостоятельными исковыми требованиями, прокурор не наделен правом на обращение в суд с исковыми требованиями в интересах юридических лиц.
Учитывая изложено, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Прокурору Дзержинского района г.Перми в интересах муниципального образования город Пермь, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралоптинструмент», Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решения о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от Дата., Дата., внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами ..., ... следует отказать.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Прокурору Дзержинского района г.Перми в интересах муниципального образования город Пермь, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралоптинструмент», Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решения о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от Дата., Дата., внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
...
Судья И.В.Юрченко