ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-8040/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 24 ноября 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Алексеева Александра Анатольевича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2021 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 21 сентября 2021 г., вынесенные в отношении Алексеева Александра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 21 сентября 2021 г., Алексеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе Алексеев А.А. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Согласно материалам данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы должностного лица, о том, что 31 января 2021 г. в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 45 мин. Алексеев А.А., являясь участником несогласованных публичных мероприятий, на площади, расположенной напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А, в нарушение положений п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Иркутска ФИО4 о прекращении участия в данных мероприятиях.
Судебными инстанциями Алексеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа.
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Мировым судьей Алексеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, за то, что он 31 января 2021 г. с 12 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. на площади, расположенной напротив здания Правительства Иркутской области по ул. Ленина, 1А в г. Иркутске, не являясь организатором, участвовал в проведении публичного мероприятия в форме митинга, проведение которого не было согласовано с администрацией г. Иркутска.
При этом, вопреки выводам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства, мировым судьей было установлено, что, у здания Правительства Иркутской области требование о прекращении публичного мероприятия ФИО4 не выдвигалось, а действия Алексеева А.А. свидетельствуют о нарушении им п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Вместе с тем, квалифицируя действия Алексеева А.А. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда не конкретизировал, какие действия участника несанкционированного мероприятия, свидетельствуют о нарушении п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, в то время как в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч.ч. 3, 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Кроме того, судьей районного суда не принято во внимание, что протоколом об административном правонарушении Алексееву А.А. вменено нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, выразившееся в неисполнении законного требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти о прекращении участия в несогласованных мероприятиях. Совершение иных нарушений Федерального закона № 54-ФЗ Алексееву А.А. указанным протоколом не вменено.
Таким образом, вопреки сформулированному в названном выше протоколе событию административного правонарушения судья районного суда постановлением от 31 мая 2021 г. вменил Алексееву А.А. совершение иного деяния, за которое и привлек указанное лицо к ответственности.
Исходя из положений КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Кроме того, делая выводы о том, что у здания Правительства Иркутской области уполномоченным должностным лицом требование о прекращении публичного мероприятия не выдвигалось, судья районного суда, в нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ, не дал должной оценки показаниям ФИО4 и рапорту ст. УУП ОП-1 МУ МВД России «Иркутское» ФИО5 о том, что по указанному выше адресу при проведении несогласованного публичного мероприятия требования о его прекращении неоднократно предъявлялись сотрудниками органов внутренних дел (л.д. 28, 53-54).
Оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья областного суда пришел к выводу о том, что Алексеев А.А., являясь участником несогласованного публичного мероприятия, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Иркутска ФИО4 о прекращении участия в данных несогласованных мероприятиях.
Однако, судьей областного суда не принято во внимание, что постановлением судьи районного суда Алексеев А.А. не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения при данных обстоятельствах.
Как следует из содержания решения судьи областного суда, на стадии пересмотра постановления о назначении наказания, судом второй инстанции сделан вывод о том, что административное правонарушение совершено Алексеевым А.А. при обстоятельствах, которые при признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судом первой инстанции не учитывались и основанием для привлечения к ответственности не являлись.
При этом в решении судьи областного суда отсутствует суждение об ошибочности выводов судьи районного суда о том, что требование прекратить публичное мероприятие уполномоченным должностным лицом у здания Правительства Иркутской области не выдвигалось.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено судебными инстанциями с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, поэтому они подлежат отмене, а дело направлению в районный суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу Алексеева Александра Анатольевича удовлетворить частично.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 31 мая 2021 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 21 сентября 2021 г., вынесенные в отношении Алексеева Александра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Алексеева Александра Анатольевича направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иркутска.
Судья . Д.В. Недорезов