N 12-213/2018
РЕШЕНИЕ
09 июля 2018 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К., при секретаре Палаткиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Республики Мордовия Перескокова Л.В. на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10 мая 2018 г. N 5, вынесенное в отношении Администрация городского округа Саранск по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10 мая 2018 г. N 5 Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 77 706 рублей 95 коп.
В протесте, поданным в суд 13 июня 2018 г., заместитель прокурора Республики Мордовия Перескоков Л.В. просит об отмене постановления руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10 мая 2018 г. N 5 в связи с отсутствием события административного правонарушения. Кроме этого просил восстановить срок для принесения протеста на вышеуказанное постановление, пропущенный по уважительным причинам.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 26 июня 2018 г. заместителю прокурора республики восстановлен процессуальный срок для принесения протеста на постановление от 10 мая 2018 г. N5.
Исследовав материалы дела, выслушав поддержавших протест: прокурора Межевову Ю.В., прокурора Косова А.В., представителя Администрации г.о. Саранск Лисину К.С., возражавшую относительно удовлетворения протеста представителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Муртазину М.Н. прихожу к следующим выводам.
В соответствии частью 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Довод представителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Муртазиной М.Н. о неподсудности дела по протесту на постановление от 10 мая 2018 г. N 5 суду общей юрисдикции, был предметом рассмотрения и подлежит отклонению.
При определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Настоящий спор возник между субъектами бюджетных правоотношений, не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, а вытекает из публичных правоотношений в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, поэтому рассмотрение протеста подведомственно суду общей юрисдикции.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Основанием для привлечения Администрации г.о. Саранск к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный факт нецелевого использования 24 мая 2017 года бюджетных средств, выразившегося в приобретении в муниципальную собственность квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> целях расселения жилых помещений в сумме 1554139 рублей (466241,70 рублей + 1087897,30 рублей) при отсутствии соглашения с собственниками жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, т.е произведено расходование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства без документального обоснования таких расходов.
При рассмотрении дела установлено, что Администрацией г.о. Саранск 14 декабря 2015 г. заключен муниципальный контракт № 84 с ПАО «Саранский домостроительный комбинат», где в приложении № 2 в спецификации на приобретение жилых помещений (квартир), необходимых для переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу значится квартира №, с указанием адреса местонахождения: <адрес>, стоимостью 1 554 139,00 рублей.
Актом приема-передачи квартир от 31 октября 2016 г. ПАО «Саранский домостроительный комбинат» передал, а Администрация г.о. Саранск приняла в собственность квартиру №, расположенную по указанному выше адресу.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Администрации г.о. Саранск выдано свидетельство о государственной регистрации права от 13 декабря 2016 г. на данную квартиру.
В целях обеспечения жилищных прав при переселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и включенного в республиканскую адресную программу, утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472, а также в муниципальную адресную программу, утв. постановлением Администрации г.о. Саранск от 20 июня 2013 г. № 1556 ФИО1 и ФИО2, имеющим доли в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предложено заключить соглашение о мене жилых помещений или заключить соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение. В результате исполнения соглашения в собственность должна была перейти однокомнатная квартира №, расположенная по адресу: <адрес>. Уведомление о заключении соглашения, направленное ФИО1 и ФИО2 06 июня 2016 года, оставлено последними без удовлетворения.
Постановлением Администрации г.о. Саранск от 12 августа 2016 г. № 2463 принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании решения Ленинского районного суда г. Саранска от 05 июля
2017 г. прекращены права общей долевой собственности на вышеуказанное
жилое помещение и земельный участок посредством изъятия в пользу
муниципального образования городского округа Саранск после уплаты размера
возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
Департаментом финансов Администрации г.о. Саранск расходным
расписанием от 24 мая 2017 г. № 605 для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства были доведены предельные объемы финансирования
по КБК 90105014600109502412 в сумме 12 720 350,37 рублей.
На основании муниципального контракта от 14 декабря 2015г.№84 Администрацией г.о. Саранск ПАО «Саранский домостроительный комбинат» по платежному поручению от 29 апреля 2016 г. № 471614 была
произведена оплата за жилые помещения на сумму 4 479 750,37 рублей, в том числе за квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> по КБК 90105014600109502412 (средства Фонда) в сумме 466 241,70 рублей.
Окончательный расчет за вышеуказанную квартиру был произведен
платежным поручением от 24 мая 2017 г. № 509124 по КБК 90105014600109502412 (средства Фонда) в сумме 1 087 897,30 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от
05 июля 2017 г., вступившим силу, постановлено прекратить право общей долевой собственности граждан посредством изъятия в
пользу муниципального образования г.о. Саранск после уплаты размера возмещения в сумме 1 856 442,00 рублей. До окончания судебных разбирательств жилое помещение по адресу: <адрес> оставалось зарезервированным за собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
По состоянию на 01 января 2018 г. и на момент подписания акта выездной
проверки квартира №, расположенная по адресу: <адрес> не заселена гражданами из аварийного жилищного фонда.
Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для составления 27 апреля 2018 г. контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия протокола об административном правонарушении и привлечении 10 мая 2018 г. Администрации г.о. Саранск к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С состоявшимся 10 мая 2018 г. решением согласиться нельзя.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Администрацией г.о. Саранск ФИО1 и ФИО2 06.06.2016 было направлено предложение об изъятии принадлежащей им недвижимости и предоставлении взамен неё соответствующей квартиры либо о заключении соглашения о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, от которого они уклонились.
При этом несомненно, что равноценность обмениваемых квартир определяется сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат, наличие объектов социально-культурного плана и т.п.) с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Таким образом, вышеприведённые требования жилищного законодательства могли быть соблюдены Администрацией г.о. Саранск лишь при наличии у неё на момент направления собственникам жилого помещения конкретного предлагаемого к мене жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах действия Администрации г.о. Саранск по приобретению в муниципальную собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и по расходованию на её приобретение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, признаков нецелевого использования бюджетных средств не образуют.
Ссылки административного органа на нарушение Администрацией г.о. Саранск положений п.5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134, судом отклоняются.
Указанным выше пунктом предусмотрены основания возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, в случае нецелевого использования указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов (валютных ценностей, ценных бумаг, иного имущества), осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных частью 5 статьи 15 и частью 9 статьи 20 Федерального закона, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Учитывая, что бюджетным полномочием получателя бюджетных средств является, в том числе, обеспечение результативности и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, при том, что приобретение в муниципальную собственность квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, при документальном обосновании таких расходов, имело целью переселение граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и, более того, указанная квартира до настоящего времени сохранила свое целевое предназначение, доводы, изложенные в постановлении от 10 мая 2018 г. N 5 о неправомерном использовании денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, не основаны на законе.
Доказательств выполнения Администрацией г.о. Саранск каких-либо действий, составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не представлено.
Таким образом, в действиях Администрации г.о. Саранск состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации г.о. Саранск по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекращению в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
протест заместителя прокурора Республики Мордовия Перескокова Л.В. удовлетворить.
постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10 мая 2018 г. N 5 о назначении административного наказания отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрация городского округа Саранск - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин