Дело № 2-1482/29-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Огородниковой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гольцева Р. В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании выдать градостроительный план земельного участка,
у с т а н о в и л:
Гольцев Р.В. обратился в суд по тем основаниям, что истцу на праве собственности принадлежит дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. С целью строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого старого, истец обратился с заявлением в Администрацию Петрозаводского городского округа о выдаче градостроительного плана земельного участка, однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ со ссылкой на Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010, ст. 36 ГрК РФ и ст. 85 Земельного кодекса РФ. Указывая на незаконность данного отказа, истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выдать ему градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома, взамен сносимого старого дома по адресу: <адрес>.
Истец и его представитель Демидова Н.В., действующая в порядке ч.6. ст.53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представили письменный отзыв, возражают относительно заявленных требований, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев дела правоустанавливающих документов №, №, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В установленном законом порядке истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, взамен сносимого старого дома, приложив к заявлению необходимые документы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация Петрозаводского городского округа отказала истцу в выдаче градостроительного плана участка, в связи с несоответствием представленных документов Правилам землепользования и застройки, необходимых для получения муниципальной услуги, в соответствии с пп.2.8.1 п. 2.8. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденных постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №).
Истец считает указанный отказ незаконным.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г.Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Петрозаводского городского округа истцу отказано в выдаче градостроительного плана участка в связи с тем, что в силу указанных правил, земельный участок с кадастровым номером № расположен в природно-рекреационной зоне (Рпр).
На основании ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п. 8 ст. 35 ГрК РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
На основании ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, были приобретены истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и являют неразрывно связанными объектами, в связи с чем, целевое использование такого участка должно было быть учтено при подготовке градостроительного регламента.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконамии требованиями специальных федеральных законов. Любойвидразрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Таким образом, невозможность реконструкции жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, противоречит конституционному принципу ст.40 Конституции РФ о праве граждан на жилище.
Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и ст. 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено.
Однако действующий в отношении спорного участка градостроительный регламент, противоречит положениям ст. 36 ГрК РФ, так как не учитывает разрешенное использование земельного участка, находящегося в собственности истца. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация обязана привести указанный градостроительный регламент в соответствие с разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером №, устранив противоречие между разрешенным использованием земельного участка и существующим градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой отнесен указанный участок.
Невозможность использования земельного участка по назначению является основанием для внесения изменений в градостроительный регламент согласно ст. 33 ГрК РФ. Так как Администрацией Петрозаводского городского округа не приняты меры по надлежащему установлению градостроительного регламента в отношении зоны нахождения участка истца, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости обращения истца с самостоятельным требованием о приведении градостроительного регламента в соответствие со ст. 36 ГрК РФ. Установленное судом нарушение прав истца подлежит устранению в порядке исполнения настоящего решения суда при подготовке и выдаче ответчиком градостроительного плана участка для реконструкции жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования истца об обязании ответчика выдать такой план, подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить, утвердить и выдать Гольцеву Р. В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого жилого <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 11.02.2014.