Дело № 2-3529/2016
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ярославль |
08 июня 2016 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению мэрии г.Ярославля об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Мэрия города Ярославля обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ В заявлении указано, что по вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решению Кировского районного суда г.Ярославля на мэрию города Ярославля возложена обязанность предоставить взыскателю М.Л.М. жилое помещение. Исполнение решения суда в срок 5 дней, установленный судебным приставом-исполнителем, невозможно, так как процесс исполнения решения суда является сложным, многоэтапным, зависит от наличия бюджетных средств, предназначенных на эти цели. Неисполнение решения суда вызвано уважительными причинами, а именно: с момента вступления решения суда в законную силу и до настоящего времени в муниципальном жилищном фонде мэрии города Ярославля нет в наличии свободных благоустроенных помещений, без обременений, не требующих (требующих) ремонта, отвечающих требованиям ЖК РФ. Работа по исполнению судебных решений проводится в соответствии с датой вступления решений в законную силу, а также в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы. <адрес> не включен, так как признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ). На сегодняшний день номер очереди М.Л.М. – <данные изъяты> Истец просил признать незаконным постановление, освободить мэрию города Ярославля от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. или снизить этот сбор в соответствии с действующим законодательством.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена М.Л.М.
В судебном заседании представитель мэрии г.Ярославля М.Н.Б. исковые требования полностью поддержала.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области М.В.И. возражала против удовлетворения заявления.
Третье лицо М.Л.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования мэрии <адрес> подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного по решению Кировского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску М.Л.М. к <данные изъяты>, <данные изъяты>, мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения: обязать мэрию города Ярославля предоставить М.Л.М. на семью из одного человека по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в городе Ярославле, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>, то есть, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Постановление о возбуждении исполнительного производства содержало требование добровольно исполнить решение суда в 5-дневный срок с момента получения копии постановления. Данное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неисполнением решения суда в установленный постановлением срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее- Федеральный закон № 229-ФЗ») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения решения суда, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.6 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Верховным Судом РФ в п.75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50-ФЗ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» даны следующие разъяснения. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Мэрия просит освободить от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на нереальность установленного судебным приставом-исполнителем 5-дневного срока для добровольного исполнения. Суд данный довод не принимает во внимание, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем не немедленно после истечения срока для добровольного исполнения. Следует отметить, что мэрия города Ярославля в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда не обращалась.
Таким образом, суд считает вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора законным и не усматривает предусмотренных специальным законодательством оснований для полного освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Однако суд считает заслуживающими внимания следующие обстоятельства.
На момент вступления в законную силу решения суда свободных жилых помещений, отвечающих тем требованиям, которые установлены судом, для предоставления М.Л.М. у должника не имелось, что подтверждается справкой <данные изъяты>.
Согласно письму <данные изъяты> в адрес суда <адрес> не может быть незамедлительно расселен, поскольку в первоочередном порядке идет расселение аварийных домов, включенных в Региональную адресную программу о переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в Региональную программу не включен. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в мэрии г.Ярославля находилось на исполнении <данные изъяты> судебных решения, возлагающих на мэрию г.Ярославля обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений, на ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> судебных решений. Квартиры для исполнения решений судов приобретаются мэрией города Ярославля на средства городского бюджета, предусмотренные Адресной инвестиционной программой <адрес>, согласно которой на ДД.ММ.ГГГГ. на исполнение судебных решений предусмотрено 30 млн. руб., планируется приобретение 11 квартир. На сегодняшний день номер очереди М.Л.М. в списке граждан, чьи жилые помещения не включены в Региональную программу, имеющих судебные решения, возлагающие на мэрию города Ярославля обязанность по предоставлению жилых помещений- <данные изъяты>.
Учитывая то, что постановление о взыскании исполнительского сбора принято менее чем через месяц после истечения срока для добровольного исполнения, меры к исполнению решения суда по иску М.Л.М. должником принимаются, а также то, что процесс исполнения такого решения суда, действительно, сложный, затратный, принимая во внимание ссылки представителя истца на отсутствие достаточных бюджетных средств для скорого исполнения решения суда, суд усматривает основания для уменьшения исполнительского сбора до 37 500 рублей в соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |