РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 30 августа 2012 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Шведова П.Н.,
при секретаре Елизарьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2033/12 по исковому заявлению Тихомировой Н.В. к Администрации Клинского муниципального района к Министерству образования Московской области о признании имеющей статус дети-сироты, об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, признании нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди, обязании выделения средств из бюджета Московской области на предоставление жилья вне очереди, обязании выделения жилья вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, уточненными в судебном заседании, указав, что она, является ребенком-сиротой. С 1991 года включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по Клинскому району. На учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она была принята в 1991 году, т.е. до достижения 23-летнего возраста. Как следует из Преамбулы ФЗ № 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей- сирот возраста 23 лет, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Несмотря на данные правовые аргументы, Администрация Клинского муниципального района Московской области не находит оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Данная позиция Администрации отражена в письме от 27 мая 2010 года /номер/. Тем самым, нарушаются ее гражданские и конституционные права, в частности право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Истица и ее представитель поддержали исковые требования в полном объеме.
Судом в порядке ст. 41 ГПК РФ, с согласия истицы произведена замена ненадлежащего ответчика, Правительства Московской области, на надлежащего, Министерство образования Московской области, а Правительство Московской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Судом с согласия лиц участвующих в деле привлечено Министерство финансов по Московской области.
Представитель ответчика Администрации Клинского муниципального района, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения на иск.
Представитель ответчика, Министерства образования Московской области, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в предыдущих судебных заседаниях возражал против иска, представив письменный отзыв.
Представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району полагал, что обязанность по обеспечению истицы жильем должна быть возложена на Администрацию Клинского муниципального района, поскольку на момент выхода истицы из детского учреждения, она имела гарантированное законом право на обеспечение жильем, была в списке очередников на предприятии, который был передан в Администрацию, в том числе, в списке имелась отметка о том, что Тихомирова (Федотова) Н.В. - сирота.
Представители третьих лица, Правительства Московской области и Министерства финансов Московской области в судебное заседание не явились, просил отложить судебное заседание по причине отсутствия возможности участия своих представителей в судебном заседании в виду их участия в других процессах, а также в виду необходимости ознакомления с материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд отклоняет заявленное ходатайство, поскольку полагает, занятость представителей организации не является уважительной причиной, свидетельствующей о невозможности участия стороны в судебном заседании, учитывая, что доказательств невозможности направить иного представителя суду не представлено. Стороны заблаговременно извещались о дате и времени рассмотрения настоящего дела и имели возможность ознакомиться с материалами дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.
Право детей - сирот на внеочередное обеспечение жильём изначально было установлено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 года №872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законом РФ от 21.12.2006г. № 159-ФЗ права детей -сирот на получение жилья закреплены в ст. 8. Данный закон обязывает субъекты РФ обеспечивать жильём детей- сирот.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 8 Федерального закона) (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти Московской области полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области в настоящее время регулируются законом Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Статьей 8 данного Закона установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение указанным выше категориям граждан.
Так, частью 2 данной статьи предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма, общей площадью не менее 27 квадратных метров (часть 3 статьи 8 Закона Московской области).
Статьей 10 Закона Московской области предусмотрено, что дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Московской области.
На основании абзаца 6 части 1 статьи 11 Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Из представленных материалов следует, что Тихомирова (Федотова) Н.В. родилась /дата/, /адрес/, ее родителями являются мать, А., Б., запись акта о рождении /номер/ от 8 января 1971 года.
Решением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета депутатов трудящихся Московской области /номер/ от 19 ноября 1976 года, Федотова Н.В., /дата/ рождения, проживающая по /адрес/, определена в детский дом на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что /данные изъяты/.
Согласно сообщения Домодедовского городского суда Московской области гражданское дело /номер/ по иску отдела опеки и попечительства к Федотовой Л.А. о лишении родительских прав уничтожено в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с решением поселкового совета народных депутатов пос. Болшево Мытищинского района Московской области Федотова (Тихомирова) Н.В., /дата/ рождения, была удочерена /данные изъяты/.
С 30.08.1978г. по 15.06.1986г. Федотова Н.В. воспитывалась в областной школе /данные изъяты/ куда прибыла из /название/, и выбыла на дальнейшее обучение в /данные изъяты/ классе /название/, что следует из справки /название/ от 4 апреля 2011 года.
С 01.09.1986г истица стала обучаться в /данные изъяты/ классе /данные изъяты/ и была зарегистрирована в школе-интернате, получила паспорт. От обучения в /данные изъяты/ классе отказалась. Была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поставлена на очередь. До настоящего времени зарегистрирована по школе-интернату.
В Администрации Клинского района Федотова (Тихомирова) была поставлена на очередь в списке комбината /название/ на улучшение жилищных условий с 1991 года, Постановлением Главы Клинского района от 20 марта 1996 года /номер/, объединяющим городскую очередь с очередниками Клинских предприятий, Федотова (Тихомирова) Н.В. включена в список очередников (номер очереди /номер/) Клинского муниципального района. По представленной /название/ информации, она проживала в общежитии по /адрес/, однако, при проверке условий проживания выяснилось, что она там не зарегистрирована и сведений о ней никаких нет. В списках предприятия /название/, переданных в Администрацию, стояла отметка «сирота». В июне 2005 г. она обратилась в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением, что носит фамилию Тихомирова, местом ее регистрации является /адрес/, что подтверждается письмом Главы Клинского муниципального района от 27 мая 2010 года.
На запрос суда администрация муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детского дома /адрес/ дала информацию, что Федотова (Тихомирова Н.В.) воспитывалась в детском доме /адрес/ с 29.11.1976г. по 30.08.1978г, прибыла в детский дом из /адрес/. /данные изъяты/.
Согласно справке /название/ Федотова Л.А. в настоящее время по /адрес/, Федотова Л.А. не значится, в доме /номер/ зарегистрирована Н., в доме /номер/ -Т.
Из сообщения Управления ФМС по Московской области отдела в /адрес/ от 11 марта 2011 года следует, что данными о регистрации Федотовой Л.А. по /адрес/, не располагают.
Согласно сообщения Администрации городского округа Домодедово Московской области от 17 января 2011 года, в Администрации городского округа Домодедово отсутствуют сведения о закреплении за Федотовой Н.В. жилого помещения в /адрес/. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при Администрации городского округа Домодедово Федотова Н.В. не состоит.
В документах архивного фонда Домодедовского городского совета депутатов трудящихся Московской области, решения исполкома на 1976 года о закреплении за Федотовой Н.В. жилого помещения по /адрес/.
В документах архивного фонда /название/ в приказах по основной деятельности за 1991 год списков нуждающихся очередников на предоставление жилой площади не имеется, протоколы профкома и жилищной комиссии /название/ за 1991 года в архив на хранение не поступали.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
-лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из материалов дела следует, что Тихомирова Н.В. была поставлена на очередь в 1991 г. в связи с нуждаемостью в предоставлении жилого помещения, как ребенок-сирота на производственном объединении /название/, в настоящее время она является нуждающейся в предоставлении жилого помещения и стоит в общей очереди Администрации Клинского муниципального района, с отметкой «сирота» (очереди /номер/).
На момент, когда Тихомирова Н.В. окончила обучение в Спас-Заулковской школе-интернате Клинского района и достижения совершеннолетия (1987-1988 годы) обеспечение детей-сирот жильем регулировалось следующим образом.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Пунктом 3 статьи 60 было предусмотрено, что если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
Пунктом 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Таким образом, Тихомирова Н.В. должна была быть обеспечена жилым помещением вне очереди по окончании /название/ школы-интерната Клинского района в 1987-1988 г.г. исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Согласно «Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» достижение лицом 23 летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Поскольку Тихомирова Н.В. была признана нуждающейся в предоставлении жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до 23- летнего возраста, то у нее возникло право на внеочередное предоставление жилья и она вправе реализовать его в настоящее время.
Поскольку Тихомирова Н.В. на период признания ее нуждающейся в предоставлении жилья (1991 г.) не утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей и признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма до достижения возраста 23 лет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, то в настоящее время она вправе требовать внеочередного предоставления жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Доказательств уважительности причин, по которой Администрацией Клинского муниципального района Тихомирова Н.В. не была обеспечена жилым помещением как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ответчиком суду не представлено.
Средства для исполнения переданных государственных полномочий, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области на основании расчета Министерства образования Московской области в соответствии со статьей 12 Закона Московской области.
На основании статьи 13 Закона Московской области государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования - Министерством образования Московской области.
Для планирования расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год органы местного самоуправления до 1 мая текущего финансового года предоставляют в Министерство образования Московской области прогнозные списки детей, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Закона, на очередной финансовый год.
Субвенция на обеспечение жилыми помещениями из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области перечисляется главным распорядителем средств бюджета Московской области - центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования - Министерством образования Московской области.
В силу статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)-орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Условия расходования субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предусмотрены порядком, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.05.2008 № 349/16.
Пунктом 2 Порядка установлено, что субвенция предоставляется бюджетам муниципальных образований Московской области в пределах средств, предусмотренных законом Московской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Московской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Органы местного самоуправления представляют ежеквартально в Министерство образования Московской области отчет об использовании субвенции на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, механизм обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в части перечисления субвенций органами государственной власти субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям Московской области реализуется в рамках бюджетного процесса, участниками которого указанные органы являются.
В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений.
В соответствии с ч. 5 Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, требование об обязании выделить средства из бюджета Московской области Администрации Клинского муниципального района для выделения Тихомировой Н.В. жилья вне очереди подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Тихомирову (Федотову) Н.В., /дата/ рождения, на период 1991 года, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Признать Тихомирову Н.В. нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди, на период 1991 года, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района Московской области предоставить Тихомировой Н.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Обязать Министерство образования Московской области выделить средства из бюджета Московской оии Клинского муниципального района на предоставление Тихомировой Н.В. жилья вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Клинского городского суда: Шведов П.Н.