Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7914/2010 ~ М-8221/2010 от 13.08.2010

27894.html

Дело № 2-7914/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,

при секретаре Костыревой Е.С.,

с участием помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в интересах Пармузиной Юлии Владимировны к Администрации г. Благовещенска об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в защиту прав и законных интересов лица из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ с данным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что *** г. в прокуратуру г.Благовещенска поступило заявление Пармузиной Ю.В.., *** года рождения о нарушении администрацией г.Благовещенска его жилищных прав (как сироты) в связи с непредоставлением жилья, а также с просьбой о защите его жилищных прав и интересов в судебном порядке. Из заявления следует, что она не имеет постоянного жилья в связи с нахождением в специальном профессиональном училище *** закрытого типа и там же временно проживает. Срок выпуска из училища истекает *** года, а места для проживания у нее нет, как нет и доходов для его приобретения.

Проведенной проверкой установлено, что Пармузина Ю.В. осталась без попечения родителей, так как ее мать ФИО0 лишена родительских прав *** г. (решение Благовещенского городского суда от *** года ***), отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери. Родители своего жилья не имели, поэтому за несовершеннолетним жилье не закреплялось.

Администрация специального училища *** закрытого типа в соответствии с Федеральным Законом ***ФЗ направляла заказным письмом в адрес Комитета по управлению имуществом г.Благовещенска пакет документов по Пармузиной Ю.В. для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** г. *** Пармузина Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ответа Комитета по управлению имуществом г.Благовещенска от *** года за *** Пармузина Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся, как неимеющая закрепленного жилья, возможность обеспечить ее жилым помещением зависит от объема выделения денежных средств Правительством Амурской области для Администрации г.Благовещенска на эти цели.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени администрация города Благовещенска не выполнила обязанность по предоставлению ФИО2 жилья во внеочередном порядке, в вязи с чем нарушило его жилищные права.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от *** года ***, статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст. 11,12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного просит обязать органы местного самоуправления в лице администрации г.Благовещенска предоставить Пармузиной Ю.В. жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на удовлетворении заявленного требования настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель администрации г.Благовещенска в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве просит рассмотреть дело без его участия. В силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование своей позиции представитель администрации г.Благовещенска представил письменный отзыв, из которого следует, что администрация города Благовещенска с требованиями не согласна и считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке к исключительным случаям, предусмотренным вводным законом, не относятся, следовательно, данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит.

Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ***г. ***. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** года *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются -за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.3 ст. 4 Закона Амурской области от ***г. *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от ***г. ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

На ***. администрации города Благовещенска предусмотрено субвенций в сумме 15 826,5 тысяч рублей (Приложение N 14 к Закону Амурской области от *** г. N ***). В связи с чем, администрацией города Благовещенска в газете «ФИО1» *** от ***- *** объявлен аукцион на приобретение 11 жилых помещений на указанную выше сумму.

Исходя из конституционно-правового смысла, изложенного в указанном Определении Конституционного суда РФ от ***г. *** следует, что переданные органу местного самоуправления полномочия, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Поскольку в настоящее время на учете в качестве нуждающихся по категории сирот стоит около 100 человек, следовательно, выделенных денежных средств в сумме 15 826,5 тысяч рублей на обеспечения всех сирот недостаточно.

Поскольку, администрация города Благовещенска в силу закона, исполняет переданные полномочия лишь в переделах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что на настоящий момент сирот нуждающихся в жилом помещении около 100 человек в г. Благовещенске, а выделенные администрации города Благовещенска субвенции в *** г. на реализацию переданных полномочий уже реализованы на приобретение жилых помещений, которые распределены между сиротами, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию города Благовещенска обязанности по обеспечению жильем Пармузиной Ю.В., в отсутствии объективной возможности у муниципалитета, не имеется.

Таким образом, администрация города Благовещенска, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществляет все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств в *** г. выделено администрации города Благовещенска недостаточно, в связи с чем, Пармузина Ю.В. не обеспечена жилым помещением, нет. На основании вышеизложенного, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от ***г. *** Администрация города Благовещенска просит суд в иске прокурору г. Благовещенска, действующему в интересах Пармузиной Ю.В. - отказать.

Представители третьих лиц-Министерства Финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора г. Благовещенска, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Пармухина Юлия Владимировна *** года рождения осталась без попечения родителей, так как мать ФИО0 лишена родительских прав *** г. (решение Благовещенского городского суда от *** года ***), отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери. Родители своего жилья не имели, поэтому за несовершеннолетним жилье не закреплялось.

На основании постановления Благовещенского городского суда от *** года Пармузина Ю.В. направлена в *** на срок *** года. Истица не имеет постоянного жилья в связи с нахождением в *** где временно проживает. Срок выпуска из училища истекает *** года, места для проживания у Пармузиной Ю.В. нет, доходов для его приобретения тоже нет, ребенку 15 лет.

Администрация специального училища *** закрытого типа в соответствии с Федеральным Законом *** направляла заказным письмом в адрес Комитета по управлению имуществом г.Благовещенска пакет документов по Пармузиной Ю.В. для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** г. *** Пармузина Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ответа Комитета по управлению имуществом г.Благовещенска от *** года за *** Пармузина Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся, как неимеющая закрепленного жилья, возможность обеспечить ее жилым помещением зависит от объема выделения денежных средств Правительством Амурской области для Администрации г.Благовещенска на эти цели.

По сообщению управления федеральной регистрационной службы по Амурской области от *** года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Пармузиной Ю.В. права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Жилищный кодекс РФ регламентирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** года *** "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако в судебном заседании установлено, что жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено, что не оспаривалось представителем Администрации г.Благовещенска.

Как указано в приведенной выше ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», такие дети жилой площадью обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства.

Прокурор просит обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в г.Благовещенске.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как следует из доводов прокурора в судебном заседании, у родителей Пармузиной Ю.В. жилого помещения не имелось, жилое помещение ей Администрацией г.Благовещенска предоставлено не было.

Поскольку Пармузина Ю.В., проживавшая в г. Благовещенске обучавшаяся в *** в коррекционном классе, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Благовещенске, следовательно она имеет право на обеспечение жилым помещением в г.Благовещенске.

Согласно ч.3 ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства жилой площадью за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснованно предъявлен прокурором г.Благовещенска в защиту прав Пармузиной Ю.В. к органу местного самоуправления.

Как следует из доводов представителя ответчика, представленных в обоснование данных доводов документов, на *** год в областном бюджете было предусмотрено и выделено муниципальному образованию *** 15 826 000 рублей. Согласно объявленных аукционов в газетах «ФИО1» *** от *** *** Администрацией г.Благовещенска было приобретено 11 жилых помещения, предоставлены *** года 11 сиротам. Выделенные из областного бюджета средства реализованы. Поскольку Администрация г.Благовещенска в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что выделенные субвенции в *** году на реализацию переданных полномочий уже реализованы, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию г.Благовещенска обязанности по обеспечению жильем истца не имеется.

Однако суд не может согласиться с приведенными возражениями, поскольку Закон Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные нормативные правовые акты, на которые представитель ответчика ссылается, не устанавливают, что в случае отсутствия либо недостаточности финансирования органы местного самоуправления освобождаются от обязанности обеспечения жилыми помещениями.

Кроме того, вопросы финансирования касаются исключительно отношений между субъектом Российской Федерации - Амурской областью и органом местного самоуправления г.Благовещенска, участниками которых граждане не являются.

В силу ст.15, 18 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Таким образом, недостаточность средств из областного бюджета на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может служить основанием ограничения указанных прав этих детей.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** года *** установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. метра на одного члена семьи.

Таким образом Пармузина Ю.В. имеет право на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения в г.Благовещенске не менее 18 кв. метров.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, ЖК РФ не предусматривает.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истицы о предоставлении ей по договору социального найма отвечающего установленным требованиям жилого помещения в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска в интересах Пармузиной Юлии Владимировны удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Благовещенска вне очереди предоставить Пармузиной Юлие Владимировне жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, в пользование по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней.

Судья А.В. Горбаконенко

2-7914/2010 ~ М-8221/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пармузина Юлия Владимировна
Ответчики
Администрация г.Благовещенска.
Другие
И.О. Прокурора г.Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Горбаконенко А.В.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
13.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2010Передача материалов судье
25.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2010Судебное заседание
12.01.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее