Дело № 2-48/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре Мясниковой Н.Н.,
с участием представителя истца Петровой Елены Петровны,
ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района Коноваловой Оксаны Олеговны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Елены Петровны, действующей в интересах Хомяковой Марии Андреевны, к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 05 февраля 2018 года № 03 незаконным и возложении обязанности по восстановлению в очереди категории «инвалиды» с первоначальной даты постановки на учет вместо умершего супруга,
у с т а н о в и л:
Петрова Е.П. в интересах Хомяковой М.А. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 05 февраля 2018 года № 03 незаконным и возложении обязанности по восстановлению в очереди категории «инвалиды» с первоначальной даты постановки на учет вместо умершего супруга ФИО5
В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что первоначально заявителем на получение жилищного сертификата являлся супруг Хомяковой М.А. - ФИО5, инвалид I группы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. В связи со смертью заявителя учетное дело ДД.ММ.ГГГГ было переоформлено на Хомякову М.А. и переведено в категорию «пенсионеры».
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № 03 от 05 февраля 2018 года Хомякова М.А. была снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы в связи с неправомерным переоформлением очередности и смертью первоначального заявителя.
Данное решение полагает незаконным в связи с тем, что жилищная комиссия Администрации Кочевского муниципального района неправильно применила нормы материального права, регулирующие отношения по получению жилищной субсидии, что по ее мнению ухудшает положение граждан, которые состояли на учете до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ по сравнению с гражданами, вставшими на учет после 1 января 2012 года.
Кроме того, полагает, что Хомякова М.А. имеет правовые основания для мер социальной поддержки и не может быть лишена права на ее получение исходя из факта смерти супруга до 1 января 2012 года.
По этим основаниям просит признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 05 февраля 2018 года № 03 незаконным и восстановить Хомякову М.А. в очереди категории «инвалиды» на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет вместо умершего супруга ФИО5
В судебном заседании представитель истца Петрова Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении и просилапризнать решение незаконным и восстановить Хомякову М.А. в очереди категории «инвалиды» с первоначальной даты постановки на учет, т.е. с 21 декабря 2009 года.
Представитель Администрации Кочевского муниципального района Коновалова О.О. исковые требования не призналаи возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что действительно на основании первичного заявления от 21 декабря 2009 года ФИО5 был включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в категорию «инвалиды». После его смерти Хомякова М.А. была переведена в категорию «пенсионеры» и оставлена в ней по дате подачи первоначального заявления. Вместе с тем, в отношении ФИО5 должно было быть принято решение о снятии его с учета в связи со смертью. Действующая на момент смерти ФИО5 редакция Федерального закона не предусматривала право членов семьи умершего участника на получение социальной выплаты. Считает, что Хомякова М.А. была снята с учета обоснованно, решение вынесено законно.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Д.В. Сидорова в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и отзыв. (л.д. 48-50)
Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований Хомяковой М.А., поскольку ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с п.п. «з» п. 21 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане снимаются с учета в случае смерти гражданина участника подпрограммы. Новая редакция Закона, вступившая в силу в 2012 году обратной силы не имеет, решение в отношении Хомяковой М.А. принято правомерно.
Суд, выслушав стороны, учитывая мнение представителя Министерства, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд руководствуется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879, Закона Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.
Так, условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
В силу ст. 5 Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с подп. "в" п. 17 которых применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела № (л.д. 27), первоначальным участником подпрограммы по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО5, который поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категорию «инвалиды», при этом в состав его семьи входили 3 человека.
На основании справки МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 являлся инвали<адрес> группы по общему заболеванию бессрочно. (л.д. 29)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. (л.д. 10)
По заявлению Хомяковой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении очереди умершего супруга ФИО5 на нее (л.д. 32), та оставлена на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате подачи первоначального заявления, однако в категории «пенсионеры», что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, Хомякова М.А. снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы, в связи со смертью первоначального заявителя ФИО5, последовавшей до ДД.ММ.ГГГГ и в связи неправомерным переоформлением очередности. (л.д. 19, 42)
Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского района, представитель истца Петрова Е.П. обратилась с иском в суд в защиту прав Хомяковой М.А.
С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 г. (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Следовательно, Хомякова М.А., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее супруга ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, поскольку Хомякова М.А. являлась членом семьи умершего ФИО5, который состоял на учете в категории «инвалиды», на день смерти проживали совместно и вели общее хозяйство, то она вправе наследовать право на получение жилищной субсидии и оставаться именно в той очереди, в которой состоял ее умерший супруг.
Довод представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, суд отклоняет.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства и архитектуры Пермского края. Следовательно, Министерство строительства и архитектуры Пермского края является надлежащим ответчиком.
Проанализировав вышеизложенное, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Хомяковой М.А. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Петровой Елены Петровны, действующей в интересах Хомяковой Марии Андреевны, к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края, удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № 03 от 05 февраля 2018 года о снятии с учета и исключения из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Хомяковой Марии Андреевны, незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Хомякову Марию Андреевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» с момента подачи первоначального заявления, то есть с 21 декабря 2009 года вместо умершего супруга ФИО5
Взыскать сАдминистрации Кочевского муниципального района в пользу Хомяковой Марии Андреевны судебные расходы в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>