Решение по делу № 2-180/2019 (2-1676/2018;) ~ М-2030/2018 от 29.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                     

г. Краснокамск                             ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Журавлевой В.М.,

представителя Администрации г.Краснокамска Стефаненко А.С.,

представителя Управления системой образования администрации г.Краснокамска Лаврентьевой А.В.,

представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Тиуновой В.В.,

при секретаре Мусавировой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», администрации г.Краснокамска, Управлению системой образования администрации г.Краснокамска о признании действия противоправными, о возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к ответчикам о признании действий противоправными, возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства. Требования заявлены в рамках государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей и мотивированы тем, что по результатам плановой проверки с ДД.ММ.ГГГГ года в отношении МБОУ «СОШ № 11» было установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства. По окончанию проверки образовательному учреждению было выдано предписание должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ года со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ года, а также по результатам внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении МБОУ «СОШ № 11» было установлено, что образовательным учреждением не выполнено предписание должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ года в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Отмечено, что не устранение данных нарушений санитарных правил влечет нарушение прав обучающихся на благоприятную и безопасную образовательную деятельность. При этом указано, что основанием для подачи искового заявления являются нарушение ст. 11, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Таким образом, допущенные нарушения санитарного законодательства Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ и Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, являются образовательной услугой ненадлежащего качества. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарные правила регламентируют нормы, при которых образовательная деятельность является безопасной и безвредной для лиц, получающих образовательную услугу в образовательном учреждении, несоблюдении санитарных правил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», влечет за собой негативные последствия для детей, с учетом того, что дети, получающие образовательную услугу, и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствует требованиям законодательства и безопасна для здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ года в суд поступили уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западный территориальный отдел, просили признать действия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства противоправными по отношению к учащимся.

Обязать администрацию Краснокамского Муниципального района Пермского края; Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края обеспечить работу МБОУ «СОШ №11», в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а именно выделить денежные средства в объеме необходимом для устранения нарушений.

Возложить обязанности на МБОУ «СОШ №11», устранить нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно:

по адресу; <адрес>

- Привести в соответствие площадь кабинетов в начальных классах №№ (4а, 4б), исходя из площади не менее <данные изъяты> кв.м на 1 учащегося в соответствии с требованиями пп. 4.9., 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Обеспечить в туалетах достаточное количество умывальных раковин для девочек и мальчиков из расчета 1 умывальник на 30 девочек и 30 мальчиков, в соответствии с требованиями п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Подбор ученической мебели в начальных классах проводить с учетом антропометрических данных детей, в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заменена сторона ответчика Администрация Краснокамского муниципального района на Администрацию города Краснокамска, заменена сторона ответчика Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края на Управление системой образования администрации <адрес>.

Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года производство по делу по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западный территориальный отдел к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», администрации г.Краснокамска, Управлению системой образования администрации г.Краснокамска в части прекращено, а именно возложить обязанности на МБОУ «СОШ №11», устранить нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10: обеспечить в туалетах достаточное количество умывальных раковин для девочек и мальчиков из расчета 1 умывальник на 30 девочек и 30 мальчиков, в соответствии с требованиями п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10, в связи с отказом истца от иска.

В судебное заседание представитель истца не явился, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и прекратить производство по настоящему делу в части требований по тем основаниям, что в настоящее время часть нарушений устранены ответчиком до вынесения решения суда. В остальной части на исковых требованиях настаивал. Просил остальные требования удовлетворить и назначить срок для добровольного исполнения решения суда два года с момента вступления в законную силу.

Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Тиунова В.В. с заявленными исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что требования по умывальникам они исполнили. Указала, что начальные классы большие, по 30 человек, в связи с чем, они планируют расформировать по 20 человек учащихся, по поводу мебели - на 2019 год у них запланировано приобретение 4-х комплектов мебели, как только поступят другие средства, планируют приобрести в течение 2019 года по мере выделения денежных средств учредителем. С требованием о признании действий противоправными согласны. Пояснила, что по всем предписаниям мебель не соответствует антропометрическим данным детей.

Представитель администрации г.Краснокамска Стефаненко А.С. не согласны с требованиями. Суду пояснила, что при установлении судом соответствующих оснований данные требования могут быть удовлетворены. Предписание не было обжаловано. Истец установил вполне адекватный срок. УСО не оспаривает предписание, имеет факт нарушения санитарного законодательства. Если возникают у органа местного самоуправления какие - либо обязательства, должен быть установлен источник финансирования. Бюджет Краснокамского городского округа на 2019 год был утвержден решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года , указанное истцом предписание в бюджет 2019 года не вошло.

Представитель Управления системой образования администрации г.Краснокамска Лаврентьева А.В. с заявленными требованиями не согласна. Считает, что действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты прав как возложение обязанности устранить выявленные в ходе контрольной деятельности нарушения. Просила учесть, что в соответствии с письмом главного санитарного врача нормы СанПин распространяются на новые проектируемые здания, истец не может ссылаться на действующее санитарное законодательство.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные отзывы, материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять гигиеническое обучение работников.    

В соответствии с п.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее -государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российское Федерации.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает в том числе:

- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии 1.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10: Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

- не менее 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 кв.м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

Согласно п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Согласно п. 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10: Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Судом установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.71-75).

Согласно Устава п. 1.32. Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме основных образовательных программ: образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся;

2) создавать безопасные условия обучения, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Школы;

3) соблюдать права и свободы учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников Школы.

Согласно Устава п.1.33. Школа несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье учащихся, работников Школы. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Школа и ее должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

В соответствии с п. 1.5 Устава Учредителем учреждения является муниципальное образование Краснокамский муниципальный район (далее Учредитель). Функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района.

В соответствии с. п. 1.7 Устава Собственник имущества Школы - муниципальное образование Краснокамский муниципальный район. Функции и полномочия Школы осуществляет Комитет имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района (далее Собственник).

Учредителем учреждения является муниципальное образование «Краснокамский муниципальный район Пермского края». Функции и полномочия учредителя учреждения в пределах своей компетенции осуществляет уполномоченный орган: Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района.

Администрация Краснокамского муниципального района (далее - Учредитель), в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами Пермского края, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Пермского края, Уставом и муниципальными нормативными правовыми актами Краснокамского муниципального района, настоящим Положением. Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края подчиняется администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, несет перед администрацией ответственность за выполнение возложенных на него задач. Управлению подведомственны муниципальные образовательные организации, зарегистрированные на территории Краснокамского муниципального района, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, специальные образовательные программы, дополнительные профессиональные программы, дополнительные общеобразовательные программы для детей, а так же центр психолого-медико-социального сопровождения. Управление выступает в роли учредителя образовательных организаций.

С ДД.ММ.ГГГГ года была проведена плановая проверка в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства. По окончанию указанной проверки образовательному учреждению было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ года, где были указаны выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и установлен срок их устранения (л.д.41-45).

Как следует из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, часть нарушений по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ года выполнены (л.д.46-49).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западным территориальным отделом вынесен протокол № об административном правонарушении в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ (л.д.50-51).

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Краснокамского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года МБОУ «СОШ №11» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарные правила регламентируют нормы, при которых образовательная деятельность является безопасной и безвредной для лиц, обучающихся в образовательном учреждении, несоблюдение санитарных правил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», влечет за собой негативные последствия для детей. А с учетом того, что учащиеся, получающие образовательную услугу, и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствует требованиям законодательства и безопасна для здоровья, а потому требования Роспотребнадзора по устранению нарушений требований санитарного законодательства подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Срок, предлагаемый представителем истца для исполнения судебного решения, суд полагает разумным и считает необходимым установить срок для исполнения решения суда два года с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать действия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства противоправными по отношению к учащимся.

Обязать администрацию г.Краснокамска, Управление системой образования администрации г.Краснокамска обеспечить работу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а именно выделить денежные средства в объеме необходимом для устранения нарушений.

Возложить обязанности на МБОУ «СОШ №11», устранить нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно:

по адресу; <адрес>

- Привести в соответствие площадь кабинетов в начальных классах № (4а, 4б), исходя из площади не менее <данные изъяты> на 1 учащегося в соответствии с требованиями пп. 4.9., 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Подбор ученической мебели в начальных классах проводить с учетом антропометрических данных детей, в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Установить срок для исполнения решения суда два года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Журавлева В.М.

2-180/2019 (2-1676/2018;) ~ М-2030/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западный территориальный отдел
Прокурор г.Краснокамска
Ответчики
Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края
Управление системой образования администрации г.Краснокамска
Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района Пермского края
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11" ИНН 5916012677, дата регистрации 20.10.1995 года
Администрация г.Краснокамска
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Журавлева Венера Мубаракзяновна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
29.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2018Подготовка дела (собеседование)
28.12.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.01.2019Предварительное судебное заседание
11.02.2019Судебное заседание
15.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2019Дело оформлено
15.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее