Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-223/2021 от 17.09.2021

Судья Глебова Т.В. Дело № 21-233/2021

Р Е Ш Е Н И Е

15 октября 2021 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу М.Р.В. на решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года №388 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.Р.В.,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года №388 М.Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, подданной в Орловский областной суд, М.Р.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда.

Приводит довод о том, что не нарушал требования пункта 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России №477 от 24 июля 2020 года, т.к. 27 февраля 2021 года отсутствовал факт ранения копытных животных, преследование и добор им не осуществлялся, кабаны были добыты с первых выстрелов, в связи с чем, в 00 час. 20 мин. он начал заполнять графы разрешений «Сведения о добыче копытного животного», отделил от разрешений поле «Добыча», однако в связи с темным временем суток и ограниченной видимостью в лесу, им было ошибочно принято решение о ранении животных.

Ссылается на нарушение судьей районного суда его права на судебную защиту, так как дело об административном правонарушении было рассмотрено в его отсутствие, решение судьи районного суда получено им только 4 сентября 2021 года.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения М.Р.В. и его защитника ФИО4, поддержавших доводы жалобы, возражения заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 названного Федерального закона правилами охоты устанавливаются, в том числе, требования к охоте на копытных животных.

В соответствии с пунктом 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года № 477 в случае ранения копытного животного (наличие крови или иные признаки попадания) до начала его дальнейшего преследования, охотник отмечает в разделе «Сведения о добыче копытного животного» разрешения на добычу охотничьих ресурсов дату ранения и отделяет поле «РАНЕНИЕ», после чего осуществляет добор раненого животного.

Из материалов дела следует, что 27 февраля 2021 года в темное время суток - 23 часа 40 минут на территории охотничьих угодий ООО «Лес», в урочище «Корсунь», М.Р.В. при осуществлении охоты на кабанов по разрешениям на добычу копытных животных серии 57 №№ и №, выданных ООО «Лес», из принадлежащего ему охотничьего ружья «Бинеллии» произвел прицельные выстрелы по двум особям кабана, и обнаружив на месте отстрела следы ранения двух животных, до начала дальнейшего преследования животных, сделал соответствующую отметку в разделе разрешения на добычу охотничьих ресурсов «Сведения о добыче копытного животного», не отделив в нарушение пункта 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года №, поле «РАНЕНИЕ».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления главным специалистом отдела охотнадзора регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО5 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении М.Р.В.

Постановлением заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года № М.Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Между тем, принятый по настоящему делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, судьей районного суда рассмотрение жалобы М.Р.В. на постановление по делу об административном правонарушении было назначено на 9 августа 2021 года в 11 час. 00 мин.

М.Р.В. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении извещался путем направления повестки заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении и иных процессуальных документах (<адрес>А).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30372061602884, конверт с повесткой был возвращен в районный суд по причине отсутствия адресата 4 августа 2021 года (л.д. 114, 115).

Несмотря на данное обстоятельство, судья районного суда рассмотрел жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие М.Р.В., указав на его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.

Вместе с тем, в жалобе, поданной в областной суд, М.Р.В. ссылается на то, что он не мог участвовать в рассмотрении дела, т.к. в период с 15 июля 2021 года по 27 августа 2021 года находился на стационарном лечении в БУЗ <адрес> «БСМП им. ФИО6» и БУЗ <адрес> «<адрес> онкологический диспансер», где ему была сделана операция. В подтверждение указанных доводов М.Р.В. к жалобе приложены копии листков нетрудоспособности.

Таким образом, материалы дела об административном правонарушении позволяют сделать вывод о том, что М.Р.В. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 9 августа 2021 года не был извещен надлежащим образом.

Рассмотрение дела состоялось в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о месте и времени судебного заседания.

Следовательно, судьей районного суда не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также на законность принятого по делу судебного акта.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, вынесенное в отношении М.Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в районный суд.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.Р.В., отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Верховский районный суд Орловской области.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья И.Н. Сабаева

Судья Глебова Т.В. Дело № 21-233/2021

Р Е Ш Е Н И Е

15 октября 2021 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу М.Р.В. на решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года №388 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.Р.В.,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года №388 М.Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, подданной в Орловский областной суд, М.Р.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда.

Приводит довод о том, что не нарушал требования пункта 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России №477 от 24 июля 2020 года, т.к. 27 февраля 2021 года отсутствовал факт ранения копытных животных, преследование и добор им не осуществлялся, кабаны были добыты с первых выстрелов, в связи с чем, в 00 час. 20 мин. он начал заполнять графы разрешений «Сведения о добыче копытного животного», отделил от разрешений поле «Добыча», однако в связи с темным временем суток и ограниченной видимостью в лесу, им было ошибочно принято решение о ранении животных.

Ссылается на нарушение судьей районного суда его права на судебную защиту, так как дело об административном правонарушении было рассмотрено в его отсутствие, решение судьи районного суда получено им только 4 сентября 2021 года.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения М.Р.В. и его защитника ФИО4, поддержавших доводы жалобы, возражения заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 названного Федерального закона правилами охоты устанавливаются, в том числе, требования к охоте на копытных животных.

В соответствии с пунктом 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года № 477 в случае ранения копытного животного (наличие крови или иные признаки попадания) до начала его дальнейшего преследования, охотник отмечает в разделе «Сведения о добыче копытного животного» разрешения на добычу охотничьих ресурсов дату ранения и отделяет поле «РАНЕНИЕ», после чего осуществляет добор раненого животного.

Из материалов дела следует, что 27 февраля 2021 года в темное время суток - 23 часа 40 минут на территории охотничьих угодий ООО «Лес», в урочище «Корсунь», М.Р.В. при осуществлении охоты на кабанов по разрешениям на добычу копытных животных серии 57 №№ и №, выданных ООО «Лес», из принадлежащего ему охотничьего ружья «Бинеллии» произвел прицельные выстрелы по двум особям кабана, и обнаружив на месте отстрела следы ранения двух животных, до начала дальнейшего преследования животных, сделал соответствующую отметку в разделе разрешения на добычу охотничьих ресурсов «Сведения о добыче копытного животного», не отделив в нарушение пункта 23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года №, поле «РАНЕНИЕ».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления главным специалистом отдела охотнадзора регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО5 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении М.Р.В.

Постановлением заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года № М.Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Между тем, принятый по настоящему делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, судьей районного суда рассмотрение жалобы М.Р.В. на постановление по делу об административном правонарушении было назначено на 9 августа 2021 года в 11 час. 00 мин.

М.Р.В. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении извещался путем направления повестки заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении и иных процессуальных документах (<адрес>А).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30372061602884, конверт с повесткой был возвращен в районный суд по причине отсутствия адресата 4 августа 2021 года (л.д. 114, 115).

Несмотря на данное обстоятельство, судья районного суда рассмотрел жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие М.Р.В., указав на его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.

Вместе с тем, в жалобе, поданной в областной суд, М.Р.В. ссылается на то, что он не мог участвовать в рассмотрении дела, т.к. в период с 15 июля 2021 года по 27 августа 2021 года находился на стационарном лечении в БУЗ <адрес> «БСМП им. ФИО6» и БУЗ <адрес> «<адрес> онкологический диспансер», где ему была сделана операция. В подтверждение указанных доводов М.Р.В. к жалобе приложены копии листков нетрудоспособности.

Таким образом, материалы дела об административном правонарушении позволяют сделать вывод о том, что М.Р.В. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 9 августа 2021 года не был извещен надлежащим образом.

Рассмотрение дела состоялось в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о месте и времени судебного заседания.

Следовательно, судьей районного суда не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также на законность принятого по делу судебного акта.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, вынесенное в отношении М.Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в районный суд.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 9 августа 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела охотнадзора, регулирования и использования объектов животного мира управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО3 от 3 июня 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.Р.В., отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Верховский районный суд Орловской области.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья И.Н. Сабаева

1версия для печати

21-223/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Моногаров Ростислав Владимирович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Статьи

ст.8.37 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.09.2021Материалы переданы в производство судье
15.10.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее