Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2012 года
Комсомольский районный суд г.Тольятти, Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Авдеевой И.Н., с участием представителя истца - помощника прокурора Трониной Т.Н., представителя ответчика Хачатрян К.С. в соответствии со ст.50 ГПК РФ – адвоката Чекашева Е.И. (по ордеру), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г.Тольятти к Отделу УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти, Мустаевой Т.А., Хачатрян К.С. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, признании постановки на миграционный учет по месту жительства недействительной, обязании снять с миграционного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Комсомольского района г.Тольятти обратился в суд с иском к Отделу УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти, Мустаевой Т.А., Хачатрян К.С. о признании последнего не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: ...., признании постановки на миграционный учет по месту жительства на период с ... недействительной, обязании снять с миграционного учета по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. отказалась от требования об Обязании УФМС снять с миграционного учета Хачатрян К.С. поскольку на момент рассмотрения дела данный гражданин снят с регистрационного учета в связи с истечением установленного срока, в остальной части исковые требования поддержала и пояснила суду, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Мустаевой Т.А. в 2012 г. оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: ....
Квартира по адресу: ...., принадлежит Мустаевой Т.А. на праве собственности.
В ходе проверки установлено, что в квартире .... в настоящее время поставлены на миграционный учет по месту пребывания 9 иностранных граждан, в том числе, гражданин республики ... Хачатрян К.С. ... г.р. Данный факт подтверждается сведениями о лицах, зарегистрированных по указанному адресу, поступившими из ОУФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти.
Хачатрян К.С. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Хачатрян К.С. встал на миграционный учет по адресу: .... заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Хачатряна К.С. Сведения о постановке на учет Хачатряна К.С. по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Хачатрян К.С. право пользования жилым помещением по адресу: .... не приобретал, в данное жилое помещение никогда не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Мустаевой Т.А. жилое помещение по адресу: .... предоставлено Хачатряну К.С. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нём. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализоваться на территории Самарской области и Российской Федерации в целом.
Хачатрян К.С. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Представитель истца дополнила материально правовое основание исковых требований ст.15 ЖК РФ в соответствии с которой определяется назначение жилого помещения, а именно для проживания граждан. Жилое помещение предоставлялось Хачатрян К.С. не для проживания, и не для пребывания в нем, а для нахождения на миграционном учете.
Миграционный учет это целая система нахождения иностранного гражданина на территории РФ целью является защита национальной безопасности и конституционного строя России. Миграционный гражданин должен использовать данный адрес по назначению, там, где он зарегистрирован. Сотрудники УФМС должны их находит по данным адресам. Таким образом, государство не имеет представления о том, где находится иностранный гражданин, поскольку по повесткам направляем судом данные граждане не являются, поскольку они не проживают там. Поскольку данное жилое помещение предоставляется собственникам жилого помещения, и данный гражданин может приобрести право пользования жилым помещением.
Представитель ответчика Отдела УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Мустаева Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Хачатрян К.С. - адвокат Чекашев Е.И., привлеченный к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ, исковые требования не признал и показал, что у него отсутствуют полномочия на признание иска, позиция ответчика ему не известна.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора Комсомольского района г.Тольятти подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Мустаевой Т.А. в 2012 г. оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: ....
Квартира по адресу: .... принадлежит Мустаевой Т.А. на праве собственности, на основании договора купли-продажи квартиры, удостоверенного нотариусом г. Тольятти Самарской области ...
В ходе проверки установлено, что в квартире .... в настоящее время поставлены на миграционный учет по месту пребывания 9 иностранных граждан, в том числе, гражданин республики .... Хачатрян К.С. ... г.р. Данный факт подтверждается сведениями о лицах, зарегистрированных по указанному адресу, поступившими из ОУФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г.Тольятти.
Согласно рапорту начальника отделения по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан ОУФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти ...., сотрудниками указанного отделения совместно с УУП ОП №23 УМВД России по г. Тольятти .... был осуществлен выезд для проверки факта проживания иностранных граждан по адресу: ..... Опросить принимающую сторону Мустаеву Т.А. не удалось. Опрос лифтера-охранника М.., которая имеет возможность наблюдать за всеми жильцами дома, так как находится в специально отведенном помещении с окном около входной двери в дом, показал, что в квартире .... имеется одна комната, где проживает только Мустаева Т.А., иностранные граждане в указанной квартире не проживают.
Согласно объяснениям лифтера-охранника дома ...., в данной должности, по указанному адресу, она работает на протяжении ... лет, в связи с чем, знает в лицо всех жильцов дома. В однокомнатной квартире ..., указанного дома, проживает одна хозяйка - Мустаева Т.А., иностранные граждане в данной квартире не проживают и никогда не проживали.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Хачатрян К.С. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Хачатрян К.С. встал на миграционный учет по адресу: .... заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Хачатряна К.С. Сведения о постановке на учет Хачатряна К.С. по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Хачатрян К.С. право пользования жилым помещением по адресу: .... не приобретал, в данное жилое помещение никогда не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Мустаевой Т.А. жилое помещение по адресу: .... предоставлено Хачатряну К.С. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нём. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализоваться на территории Самарской области и Российской Федерации в целом.
Хачатрян К.С. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее ФЗ №109) определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно статье 2 ФЗ №109, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства D эдлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 7 ФЗ №109, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юрипгчески значимые действия, установленные настоящим Федеральным :н:м. другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 21 ФЗ №109 установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учет.
Статья 23 ФЗ №109 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора в суд с заявленными исковыми требованиями в интересах государства обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории Российской Федерации, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Хачатрян К.С. не приобрел право пользования спорным жилым помещением, им были предоставлены в миграционные органы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
По сообщению Отдела УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти Хачатрян К.С. в настоящее время на миграционном учете по адресу: .... не стоит, на данный момент он зарегистрирован по адресу: ...., в связи с чем подлежит признанию недействительной постановка его на миграционный учет на период .... по адресу: .....
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Комсомольского района г.Тольятти удовлетворить.
Признать Хачатряна К.С. не приобретшим права
пользования жилым помещением по адресу: ....
Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания Хачатряна К.С. по адресу: .... на период с ... недействительной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Емельяненко Л.А.
....
....