Дело № 5-87, 88/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лахденпохья Республика Карелия 06 сентября 2019 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика
Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская,12) Сутягина Елена Михайловна,
рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.3, 6.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вода Лахденпохского района», юридический адрес: Республика Карелия г. Лахденпохья ул.Красноармейская,15-45, адрес местонахождения: Республика Карелия Лахденпохский район п. Тоунан, ИНН 1012012789, дата регистрации юридического лица 13.12.2018,
у с т а н о в и л :
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах в связи с жалобой жителя п. Тоунан на качество поставляемой населению поселка питьевой воды 19.07.2019 было вынесено определение № 02-01/1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования
В рамках проведенного расследования 24.07.2019 был проведен отбор проб питьевой водопроводной воды из централизованной системы хозяйственного-питьевого водоснабжения п. Тоунан перед подачей воды в распределительную сеть на водонасосной станции (ВНС).
В ходе расследования установлено, что ООО «Вода Лахденпохского района» при эксплуатации централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Тоунан допустило нарушения действующих санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: мероприятия на территории первого пояса ЗСО источника водоснабжения п. Тоунан (река Кокколанйоки) не соответствуют нормативным требованиям: территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не имеет ограждения, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям отсутствуют, на момент осмотра отмечено неудовлетворительное состояние территории ВНС (проход по территории к водоисточнику затруднен (трава, ямы), помещение ВНС загрязнено и захламлено), что является нарушением п.п.3.3.1.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Кроме того, ООО «Вода Лахденпохского района», эксплуатирующее централизованную систему водоснабжения п. Тоунан не обеспечило соответствие качества питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Тоунан требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: осуществило подачу населению питьевой воды, не безопасной в эпидемиологическом отношении, не имеющей благоприятных органолептических свойств, не безвредной по химическому составу. Таким образом ООО «Вода Лахденпохского района» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения п. Тоунан, а именно нарушение требований п.2.1, п.2.2, п.3.1, п.3.2, п.3.3, п.3.4, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01:
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения п. Тоунан не соответствует нормативным требованиям по показателям «цветность», «мутность» и «окисляемость перманганатная», не соответствует требованиям по содержанию вредных химических веществ, превышено содержание железа, что подтверждено экспертными заключениями №427-Г/2 от 31.07.2019, №428-Г/2 от 31.07.2019, и является нарушением п. п. 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.41074-01.
Также питьевая вода, подаваемая системой водоснабжения п. Тоунан, не безопасна в эпидемическом отношении, а именно не соответствует нормативам по микробиологическим показателям: «Общее микробное число», «Общие колиформные бактерии» «Термотолерантные колиформные бактерии» что подтверждено экспертными заключениями №427-Г/2, 428-Г/2 от 31.07.2019, и является нарушением п.3.3 СанПиН 2.1.41074-01.
Коме того, ООО «Вода Лахденпохского района» не обеспечивается производственный контроль качества питьевой воды в п.Тоунан по рабочей программе. Рабочая программа производственного контроля на основании СанПиН 2.1.41074-01 (приложение №1) не разработана, результаты лабораторного контроля питьевой воды отсутствуют, что подтверждено информацией ООО «Вода Лахденпохского района» от 24.07.2019 №62, и является нарушением п.4.2 СанПиН 2.141074-01.
В соответствии с Уставом ООО «Вода Лахденпохского района» основным видом деятельности Общества, в том числе является сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.
По результатам административного расследования заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Кауновой М.Ф. в отношении ООО «Вода Лахденпохского района» составлено два протокола об административных правонарушениях от 05.08.2019: по несоответствию качества питьевой воды требованиям санитарных норм- по ст. 6.5 КоАП РФ; по несоответствию санитарным нормам территории источника водоснабжения - по ст. 6.3 КоАП РФ.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Судом указанные материалы об административных правонарушениях в порядке ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство.
В судебное заседание представитель ООО «Вода Лахденпохского района», а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно требованиям ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Требования к питьевой воде и водоснабжению изложены, в том числе в СанПин 2.1.4.1074-01, СанПин 2.1.4.1110-02.
В соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»:
- п. 2.1. требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения;
- п. 2.2. качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил;
- п. 3.1. питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
- п. 3.2. качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети;
- п. 3.3. безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям;
- п. 3.4 (п.3.4.1). безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
- п. 3.5. благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
В соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:
- п. 3.3.1.1. на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в п. п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3;
- п. 3.2.1.1. территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие;
В соответствии с п. 2.3 Устава ООО «Вода Лахденпохского района» основным видом деятельности предприятия, в том числе, является сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод (л. д. 44).
Согласно договора обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельского поселений от 26.12.2018, перечня муниципального имущества передаваемого по договору (приложение №3 к договору), акт – приема –передачи от 29.12.2018 (приложение №4 к договору), дополнительного соглашения к договору от 27.06.2019 здания водозабора и инженерные сети п.Тоунан преданы ООО «Вода Лахденпохского района» с правом владения и пользования для осуществления деятельности по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, а так же оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения администрацией ЛМР.
Таким образом, ООО «Вода Лахденпохского района» на момент проведения административного расследования, являлось организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению питьевой водой жителей п. Тоунан, обязанной обеспечивать надлежащее качество питьевой воды и соблюдать требования, предъявляемые к источникам водоснабжения.
Из протоколов об административных правонарушениях от 05.08.2019 следует, что они составлены по результатам одного административного расследования, проведенного в связи с обращением жительницы п. Тоунан Лахденпохского района, о том, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения потребителям, не соответствует нормативным требованиям. Нарушения выявлены в ходе одного расследования, проводимого в отношении одного юридического лица, в одно время, в п. Тоунан, в ходе которого установлено нарушение требований к качеству питьевой воды и требований к обустройству источника водоснабжения.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
По мнению суда, бездействие юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, охватываются составом ст. 6.5 КоАП РФ, объективную сторону которого составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению. Статья 6.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что квалификация бездействия ООО «Вода Лахденпохского района» по ст. 6.3 КоАП РФ наряду со ст. 6.5 КоАП РФ является излишней, выявленные факты снабжения потребителей водой ненадлежащего качества и невыполнения нормативных требований к обустройству зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения образуют состав одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Суду представлены следующие доказательства, подтверждающие факт совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ:
- протоколы об административных правонарушениях от 05.08.2019;
- копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.07.2019;
- копия определениями об истребовании сведений от 19.07.2019;
- копия протокола осмотра системы водоснабжения от 24.07.2019;
- копия протокола изъятия вещей и документов от 24.07.2019;
- копия определения о назначении экспертизы от 24.07.2019;
- копии экспертных заключений №№ 427-Г/2, 428-Г/2 от 31.07.2019;
- копии протоколов лабораторных исследований №№1е-566/Г, 1е-567 от 26.07.2019;
- копия договора обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения от 26.12.2018 и дополнительным соглашением к нему от 27.06.2019;
- копия Устава ООО «Вода Лахденпохского района»;
- копии определений о передаче дел об административных правонарушениях в Лахденпохский районный суд.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о доказанности вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
С учетом сведений, содержащихся в исследованной судом копии договора обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения от 26.12.2018 и копии дополнительного соглашения к нему от 27.06.2019, а также в копии Устава ООО «Вода Лахденпохского района», несостоятельной является изложенная в протоколе об административном правонарушении позиция руководителя ООО «Вода Лахденпохского района» о том, что организация необходимых мероприятий и устранение выявленных нарушений является обязанностью Администрации Лахденпохского муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обстоятельства объективной невозможности соблюдения именно ООО «Вода Лахденпохского района» правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации условий подачи питьевой воды или какие-либо другие обстоятельства, исключающие вину юридического лица, материалами дела не подтверждаются.
При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.
При разрешении вопроса о назначении наказания суд учитывает положения ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ о том, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Суд в данном случае полагает, что целесообразным является назначение наказания в виде штрафа, в настоящее время не имеется объективных оснований для выводов о том, что менее строгий вид административного наказания, чем приостановление деятельности юридического лица, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая фактические обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, принимая во внимание, что ООО «Вода Лахденпохского района» является предприятием, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг в сфере ЖКХ, т.е. от финансового положения предприятия зависит полнота и своевременность оказываемых населению услуг, полагает возможным назначить ООО «Вода Лахденпохского района» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.5 КоАП РФ для юридических лиц. Основания для привлечения ООО «Вода Лахденпохского района» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Вода Лахденпохского района» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель Управление федерального казначейства по РК (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001, ОКТМО 86618000, КБК 14111628000016000140.
В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа представить в Лахденпохский районный суд.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.М. Сутягина