Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-414/2021 ~ М-371/2021 от 26.05.2021

                                                                   Дело № 2а-414/2021

    УИД:28RS0015-01-2021-000636-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года                                                                                   г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,

при секретаре Шпартун Е.П.,

с участием представителя административного истца Учреждения Администрации города Райчихинска Васильковой С.В.,

представителя административного ответчика МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс Будариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Учреждения Администрации города Райчихинска к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Учреждение Администрация города Райчихинска обратилось с исковым заявлением к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс об уменьшении размера исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что административный истец является должником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа: исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Райчихинским городским судом по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения о возложении обязанности по восстановлению тепловой изоляции участков тепловых сетей. ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании того, что исполнительный документ от ДД.ММ.ГГГГ должником – Учреждением администрации города Райчихинска Амурской области в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен. Считают, что в действиях администрации города Райчихинска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда. Исполнить решение суда в требуемый срок не представилось возможным в связи с тем, что на капитальный ремонт по восстановлению тепловой изоляции участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в п. Широкий города Райчихинска требовалось финансирование в размере 5 217 308,40 руб. В декабре 2020 года министерством ЖКХ Амурской области, в соответствии с заявкой ДД.ММ.ГГГГ , принято решение о предоставлении субсидии с условием софинансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры в размере 14 886 033,41 руб., что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. В декабре 2020 года данная сумма средств, с учетом софинансирования местного бюджета в размере 620 251,39 руб. учтена в доходах бюджетом города Райчихинска, что подтверждается выпиской из решения Райчихинского городского Совета народных депутатов от 17.12.2020 года № 362/20 «О бюджете города Райчихинска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». ДД.ММ.ГГГГ за исх. Администрацией города Райчихинска в министерство ЖКХ Амурской области направлена заявка с перечнем мероприятий по распределению субсидии бюджету города Райчихинска на софинансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы Амурской области «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения» в размере 14 886 033,41 руб. мероприятий определен монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий. В заявке одним из мероприятий определен монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий. Также началась процедура согласования проекта сметной документации по проведению указанных работ в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 16.10.2019 года № 590 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов сметной документации и начальной (максимальной) цены контракта на строительство (реконструкцию), капитальный и текущий ремонты объектов капитального и некапитального строительства в Амурской области». ДД.ММ.ГГГГ за исх. в министерство ЖКХ Амурской области для согласования был направлен проект сметной документации по мероприятию: «монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий». ДД.ММ.ГГГГ за исх. в ГКУ «Строитель» для согласования направлена локальная смета «монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий». ГКУ «Строитель» не согласовал локальную смету в связи с имеющимися замечаниями, изложенными в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. . После устранения замечаний локальная смета была согласована. ДД.ММ.ГГГГ между министерством ЖКХ Амурской области и Учреждением администрации города Райчихинска подписано Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области бюджету муниципального образования администрации городского округа города Райчихинска . Согласно Соглашению общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Райчихинска на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 15 506 284,80 руб. В перечне мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, значится монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий. ДД.ММ.ГГГГ началась процедура определения подрядчика в форме проведения электронного аукциона. По результатам электронного аукциона подрядчиком определено ООО «Восточная Строительная Компания». ДД.ММ.ГГГГ между Управлением ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности администрации города Райчихинска и ООО «Восточная Строительная Компания» подписан муниципальный контракт со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ год. Таким образом, административный истец считает, что вины администрации города Райчихинска в неисполнении решения Райчихинского городского суда по делу о проведении в срок 2 месяца с момента вступления в законную силу работ по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции в п. Широкий нет, поскольку администрацией города Райчихинска предпринимались все возможные меры по его исполнению, однако своевременно решение суда не исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от нее. Следовательно, уменьшение размера исполнительского сбора для администрации города Райчихинска является необходимым. В такой ситуации взыскание исполнительского сбора в полном объеме нарушило бы имущественные права должника.

На основании изложенного, административный истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, который подлежит взысканию на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ на 12 500 рублей, что составляет ? от его общей суммы.

В судебном заседании представитель административного истца администрации города Райчихинска Василькова С.В. поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МОСП по г. Райчихинск и пгт. Прогресс Бударина Е.Н. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный решением Райчихинского городского суда, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации города Райчихинска исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, не представлено. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от исполнения судебного акта и непринятия судебным приставом-исполнителем мер понуждения, учитывая факты отказа судом в удовлетворения требований об освобождении от исполнительского сбора. Учитывая, что Администрацией города Райчихинска предпринимались недостаточные меры для исполнения решения суда, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию города Райчихинска возложена обязанность произвести в срок 2 (два) месяца со дня вступления решения в законную силу работы по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, участков муниципальных тепловых сетей, расположенных в п. Широкий г. Райчихинска Амурской области: 1) муниципальной     тепловой сети с кадастровым номером 28:04:000000:0000:04:003:1205 от котельной «Широкий» (<адрес>) участка сети от <адрес> до <адрес> протяженностью 150 метров, диаметрами 2D=200 мм, 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 15 м, диаметрами 2D=50 мм, D=76 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 32 м, диаметрами 2D=100 мм, D=50 мм, участка сети по <адрес> до <адрес> протяженностью 140 м, диаметрами 2D=200 мм, D=100 мм, участка сети по <адрес> протяженностью 28 м, диаметрами 2D=133 мм, D=76 мм, 2) муниципальной     тепловой     сети с кадастровым номером от котельной «Интернат» (п. Широкий г. Райчихинска, ул. Широкая) участка сети на территории котельной «Интернат» протяженностью 34 м, диаметрами 2D =133 мм, D =50 мм, а также участка сети по <адрес> протяженностью 67 м, диаметрами 2D =76 мм, D =50 мм.

Решение суда ступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Также в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области в связи с неисполнением должником по исполнительному производству -ИП, возложенной судебным решением обязанности по восстановлению тепловой изоляции тепловых сетей п. Широкий принято постановление о взыскании с администрации города Райчихинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждение администрации города Райчихинска, составив административное исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора, обратилось с указанным иском в Райчихинский городской суд.

Решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований администрации города Райчихинска Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ отказано.Решение суда администрацией обжаловано не было.

В настоящее время Администрация города Райчихинска в судебном порядке просит уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на уважительность причин его неисполнения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что денежные средства для своевременного исполнения решения суда не были предусмотрены в бюджете города Райчихинска на 2020 год, мероприятия по капитальному ремонту по восстановлению тепловой изоляции в п. Широкий не были предусмотрены в перечне мероприятий по распределению субсидии бюджету города Райчихинска на софинансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы Амурской области «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения» на 2020 год, то есть отсутствовала реальная возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный срок.

    Как следует из материалов дела, в декабре 2020 года министерством ЖКХ Амурской области принято решение о предоставлении субсидии с условием софинансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры в размере 14 886 033,41 руб.

    В декабре 2020 года данная сумма средств, с учетом софинансирования местного бюджета в размере 620 251,39 руб., учтена в доходах бюджетом г. Райчихинска.

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Райчихинска в министерство ЖКХ Амурской области направлена заявка с перечнем мероприятий, в том числе по монтажу теплоизоляции тепловой трассы в п. Широкий, по распределению субсидии бюджету г. Райчихинска на софинансирование мероприятий по модернизации инфраструктуры в рамках подпрограммы Амурской области «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения» в размере 14 886 033,46 руб. Начата процедура согласования проекта сметной документации по проведению указанных работ.

    ДД.ММ.ГГГГ проект сметной документации направлен в министерство ЖКХ Амурской области, ДД.ММ.ГГГГ для согласования в ГКУ «Строитель».

    Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ локальная смета была согласована.

    ДД.ММ.ГГГГ между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией г. Райчихинска заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области администрации г. Райчихинска на расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения».

Согласно Соглашению общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Райчихинска на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 15 506 284,80 руб.

В перечне мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, значится монтаж теплоизоляции труб тепловой трассы в п. Широкий. ДД.ММ.ГГГГ началась процедура определения подрядчика в форме проведения электронного аукциона.

По результатам электронного аукциона подрядчиком определено ООО «Восточная Строительная Компания».

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности администрации города Райчихинска и ООО «Восточная Строительная Компания» подписан муниципальный контракт со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ год.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

При применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П).

Между тем обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Райчихинска в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют о принятии должником всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что было также установлено решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении гражданского дела по административному иску учреждения Администрации г. Райчихинска Амурской области к МОСП по г. Райчихинск и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора. Судом было установлено, что должником по исполнительному производству не предпринималось никаких мер по исполнению решения суда с момента вступления решения суда в законную силу до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Только лишь в январе 2021 года администрацией г. Райчихинска была направлена заявка в министерство ЖКХ Амурской области для предоставления субсидии бюджету г. Райчихинска на софинансоирование мероприятий, произведены работы по определению локальной сметы на 1 квартал 2021 года, ДД.ММ.ГГГГ с министерством ЖКХ Амурской области заключено соглашение.

В данном случае при неисполнении администрацией г. Райчихинска требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, а также непредставлении должником в орган принудительного исполнения сведений о невозможности исполнения требований исполнительного документа в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств у судебного пристава-исполнителя имелись основания для принятия оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.

На дату рассмотрения требований об уменьшении размера исполнительного сбора решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что административным истцом не представлены доказательства принятия с момента вступления решения суда в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ достаточных и необходимых мер, направленных на исполнение решения суда, либо наличия объективно непредотвратимых обстоятельств и (или) других непредвиденных, непреодолимых препятствий для своевременного исполнения возложенных судебным актом обязанностей, находящихся вне контроля должника, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для уменьшения размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Учреждения администрации города Райчихинска Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ на 12 500 рублей, что составляет ? от его общей суммы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                    Ю.М. Кузнецова

2а-414/2021 ~ М-371/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Райчихинска Амурской области
Ответчики
МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Кузнецова Ю.М.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
27.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее