Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-207/2013 ~ М-212/2013 от 03.10.2013

Дело № 2-207/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 11 октября 2013 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Орловой И.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Бакчарского района Томской области Саенко А.Ю.,

Главы Администрации Поротниковского сельского поселения Ревера С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области, понуждении к проведению мероприятий по очистке территории сельского поселения от отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области, выразившегося в непринятии мер к обеспечению очистки территории сельского поселения от отходов и мусора, и о понуждении к проведению мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Заявление прокурора обосновано тем, что в ходе проведенной в июле 2013 года проверки на территории с. Поротниково Бакчарского района Томской области выявлены места несанкционированного размещения отходов (свалки), а именно:

- в восточном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 90 м. х 60 м.;

- в северном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 8 м. х 6 м.

18 июля 2013 года прокурором Бакчарского района Томской области внесено представление на имя Главы Поротниковского сельского поселения об устранении нарушений природоохранного законодательства. В установленный месячный срок указанные нарушения не устранены, несанкционированные места размещения отходов не ликвидированы.

Прокурор Бакчарского района Томской области просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области по неприятию мер к обеспечению очистки территории поселения от отходов и мусора. Обязать администрацию муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области в срок до 01 ноября 2013 года очистить территорию поселения от бытовых отходов и мусора, а именно ликвидировать места несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенные в с. Поротниково Бакчарского района Томской области: в восточном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 90 м. х 60 м.; в северном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади
8 м. х 6 м.

В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Саенко А.Ю. заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в ходе проведенной июле 2013 года прокурорской проверки в с. Поротниково Бакчарского района Томской области выявлены три несанкционированные свалки, в связи с чем 18 июля 2013 года Главе Поротниковского сельского поселения внесено представление о ликвидации свалок в месячный срок. В установленный срок была ликвидирована лишь одна несанкционированная свалка из трех.

Глава администрации Поротниковского сельского поселения Ревера С.П. с требованиями прокурора о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и мусора согласился, однако возражал против установления предложенного прокурором срока исполнения указанных требований.

В направленных в суд отзывах и в судебном заседании Глава администрации Поротниковского сельского поселения Ревера С.П. ссылался на то, что в бюджете Поротниковского сельского поселения на 2013 год из-за низкого финансирования не были заложены средства на уборку несанкционированных мест размещения отходов. Все средства, оставшиеся в бюджете поселения на 2013 год, имеют целевое назначение, расходование которых на проведение работ по представлению прокурора невозможно. Администрация Поротниковского сельского поселения не бездействовала и частично исполнила требования, указанные в представлении прокурора, одна из выявленных несанкционированных свалок была ликвидирована. В настоящее время в бюджете сельского поселения нет средств для ликвидации оставшихся несанкционированных свалок. В Администрацию Бакчарского района и Думу Бакчарского района было направлено ходатайство о выделении дополнительных средств на исполнение представления прокурора, однако дополнительные средства выделены не были. В связи с установившейся осенней распутицей выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в настоящее время затруднительно, экономически нерационально, повлечет разрушение грунтовой дороги и водоотводных канав по периметру места санкционированного размещения отходов. В Бакчарском районе отсутствует техника, способная в период осенней распутицы выполнить комплекс необходимых работ для исполнения требований прокурора. Более целесообразным и экономичным будет выполнить данные виды работ в начале летнего сезона 2014 года, когда установится сухая погода и просохнет дорожный грунт для беспрепятственного прохождения тяжелой техники. Просит суд определить срок для исполнения требований прокурора не ранее начала лета 2014 года.

Рассмотрев дело, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами)

Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Указанное конституционное право нашло отражение и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в силу которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», часть 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами и устанавливают, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года
№ 27-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает принципы ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов. Часть 1 данной нормы предусматривает, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии с частью 6 данной статьи объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Устава муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» является Аадминистрация муниципального образования «Поротниковское сельское поселение».

Пункт 18 статьи 4 Устава муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» относит к вопросам местного значения Администрации Поротниковского сельского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пункт 3 статьи 1 Устава муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» определяет территорию муниципального образования, которая состоит из объединенных общей территорией сельских населенных пунктов: с. Поротниково, д. Чумакаевка, д. Полынянка, д. Кузнецовка.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно Примечанию к пункту 7.8. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 г. № 607-ст), если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Материалами дела установлено, что 11 июля 2013 года прокуратурой Бакчарского района Томской области совместно со старшим государственным инспектором Томской области по охране природы был проведен рейд по выявлению захламления отходами населенных пунктов, припоселковых лесов на территории Поротниковского сельского поселения. В результате рейда на территории с. Поротниково Бакчарского района Томской области выявлены места несанкционированного размещения бытовых отходов: в восточном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 90 м. х 60м.; в северном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 8 м. х 6 м. Заезд на санкционированный объект размещения отходов в дер. Чумакаевка захламлен бытовыми отходами.

Результаты проведенного рейда и выявленные места несанкционированного размещения бытовых отходов зафиксированы Актом № 12-34 от 11 июля 2013 года и приложенными к акту фотоснимками.

По результатам рейда прокурором Бакчарского района Томской области 18 июля 2013 года Главе Поротниковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованиями принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о принятых мерах сообщить прокурору в месячный срок.

Как следует из сообщения помощника прокурора Бакчарского района Томской области Саенко А.Ю. от 29 августа 2013 года, из трех выявленных на территории Поротниковского сельского поселения несанкционированных мест размещения отходов одно было убрано, два остались не ликвидированными.

В судебном заседании Глава Поротниковского сельского поселения не отрицал наличие выявленных мест несанкционированного размещения отходов, указанных в акте от 11 июля 2013 года и представлении прокурора от 18 июля 2013 года.

Поскольку собственник отходов, несанкционированно размещённых на территории муниципального образования «Поротниковское сельское поселение», установлен не был, исходя из вышеуказанного примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, собственником данных отходов признаётся муниципальное образование «Поротниковское сельское поселение», которое в силу приведенных выше норм закона обязано организовать очистку территории муниципального образования от отходов.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение», выразившегося в неприятии мер к обеспечению очитки территории сельского поселения от отходов и мусора, и об обязании Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» ликвидировать места несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенные на территории с. Поротниково Бакчарского района Томской области, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По смыслу данной нормы закона устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и обеспечивать соблюдение баланса прав и законных интересов сторон.

При установлении Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» срока исполнения обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов суд учитывает следующее.

Из представленной Главой Поротниковского сельского поселения выписки из бюджета Поротниковского сельского поселения на 2013 год видно, что денежные средства, за счёт которых было бы возможно провести работы по вывозу отходов с мест несанкционированного размещения, в бюджете поселения на 2013 год отсутствуют. 04 сентября 2013 года Глава Поротниковского сельского поселения Ревера С.П. направил ходатайство в Администрацию Бакчарского района Томской области и в Думу Бакчарского района Томской области с просьбой об оказании финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки для проведения работ по исполнению требований прокурора о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Однако дополнительных средств Поротниковскому сельскому поселению выделено не было. Согласно сообщению Председателя Думы Бакчарского района Томской области от 25 сентября 2013 года, вопрос об оказании финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки для проведения работ по буртовке накопившихся отходов и земляной обваловке объектов временного содержания твердых бытовых отходов в с. Поротниково будет учтен при разработке местного бюджета Бакчарского района на 2014 год.

Глава Поротниковского сельского поселения, возражая против установления срока исполнения требований прокурора до 01 ноября 2013 года, обосновал свои доводы также и тем, что в период установившейся осенней распутицы проведение работ по перемещению отходов с мест их несанкционированного размещения крайне затруднительно, экономически нецелесообразно, повлечет за собой разрушение грунтовых дорог тяжелой техникой, может привести к поломке техники и значительному увеличению стоимости работ. Наиболее эффективным будет проведение указанных работ в начале летнего периода при установлении сухой погоды.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств.

Суд соглашается с доводами Главы Поротниковского сельского поселения и находит, что разумным будет установление срока исполнения обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов до 01 июня 2014 года. При установлении данного срока суд также исходит из конкретных обстоятельств дела и необходимости соблюдения баланса публичных интересов и обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором предъявлены рассматриваемые требования.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение», выразившееся в неприятии мер к обеспечению очитки территории сельского поселения от отходов и мусора.

Обязать Администрацию муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» в срок до 01 июня 2014 года обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов и мусора, расположенных на территории с. Поротниково Бакчарского района Томской области, а именно:

в восточном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 90 м. х 60 м.

в северном направлении за санкционированным объектом размещения отходов, расположенным в 400 метрах в северо-западном направлении от здания по ул. Молодежная, дом 1а на площади 8 м. х 6 м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Председательствующий                     В.В. Шатохин

В окончательной форме решение принято 16 октября 2013 года.

Копия верна,

судья Бакчарского районного суда

Томской области                             Шатохин В.В.

2-207/2013 ~ М-212/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Бакчарского района
Другие
Администрация Поротниковского сельского поселения
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Шатохин В.В.
Дело на сайте суда
bakcharsky--tms.sudrf.ru
03.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2013Передача материалов судье
03.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2013Подготовка дела (собеседование)
09.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2013Судебное заседание
16.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2014Дело оформлено
15.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее