Дело № 2-316/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усолье 18 января 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
при секретаре Шнейдер О.А.,
с участием прокурора Искендерова Э.Э.,
представителя ответчика ГБУЗ ПК «Усольская центральная районная больница» Герцберг С.С., действующей на основании распоряжения № от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по иску прокурора Усольского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о возложении обязанности обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Усольского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о возложении обязанности обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Усольского района <дата> проведена проверка исполнения ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» законодательства о здравоохранении и лицензировании. Проверкой установлено, что фельдшерско-акушерский пункт <адрес> ГБУЗ ПК «Усольская центральная районная больница», являющийся обособленным подразделением Усольской центральной районной больницы, осуществляет медицинскую деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи по адресу: <адрес>. Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности № от <дата> ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» имеет право осуществлять медицинскую деятельность, однако в перечне обособленных подразделений ФАП <адрес> не значится. Таким образом, проверкой установлено, что ФАП <адрес> ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность в отсутствие лицензии. Просит возложить на ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ», Министерство здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность в течение ..... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ФАП <адрес> по адресу: <адрес>
В судебном заседании прокурор Усольского района Искендеров Э.Э. на доводах искового заявления настаивал.
Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Усольская центральная районная больница» Герцберг С.С. в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, представила письменный отзыв. Пояснила, что действительно отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в <адрес>, но ответчиком предпринимаются все меры для получения лицензии. В настоящее время здание не соответствует санитарным нормам и требованиям, необходим ремонт, однако ввиду отсутствия финансирования больницы на эти цели, без проведения ремонта здания лицензию получить будет невозможно. Считает, что на Министерство здравоохранения необходимо возложить обязанность по финансированную данных мероприятий, после этого больница получить лицензию.
Представители ответчика Министерства здравоохранения Пермского края, представитель ответчика Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых просили о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2); каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены принципы соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, доступности и качества медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В развитие положений Конституции РФ статьями 18 и 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Судом установлено, что прокуратурой Усольского района проведена проверка исполнения ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» законодательства о здравоохранении и лицензировании. В ходе проведения данной проверки установлено, что фельдшерско-акушерский пункт <адрес>, являющийся обособленным подразделением Усольской центральной районной больницы, осуществляет медицинскую деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи по адресу: <адрес>
Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности № от <дата> ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» имеет право осуществлять медицинскую деятельность, однако в перечне обособленных подразделений ФАП <адрес> не значится.
Таким образом, проверкой установлено, что ФАП <адрес> ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.
В соответствии с Уставом предметом деятельности ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» является оказание медицинских и иных услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере здравоохранения.
В соответствии с Законом Пермского края от 14.12.2007г. № 150-ПК и Уставом функции и полномочия учредителя ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» осуществляют в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В соответствие с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствие со статьей 13 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, осуществляется в порядке, предусмотренным Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Суд считает, исковые требования, предъявленные к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница» подлежащими удовлетворению.
Таким образом, на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница» следует возложить обязанность в срок до <дата> обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ФАП <адрес> по адресу: <адрес>.
Исковые требования к Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям также не является ненадлежащим ответчиком. Данное Министерство осуществляет функции учредителя по управлению и распоряжению краевым имуществом, общее регулирование хозяйственной и иной деятельности подведомственного учреждения – ГБУЗ ПК «Усольская ЦРБ» осуществляет Министерство здравоохранения.
В соответствие с Положением о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 18 сентября 2012 г. № 880-п «О реорганизации Министерства здравоохранения Пермского края в форме присоединения к нему Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края и утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края» обязанность по обеспечению в получении медицинскими учреждениями лицензий на осуществление медицинской деятельности к полномочиям Министерства здравоохранения Пермского края не относится.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края осуществляющим лицензирование медицинской деятельности и осуществляет связанные с этим функции, в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница» является самостоятельным юридическим лицом, соответственно, самостоятельно должно нести свои права и обязанности при осуществлении совей деятельности, в частности, обеспечивать получение лицензии на те виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено законом.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика ГБУЗ ПК «Усольская центральная районная больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере ..... руб.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ФАП <адрес> по адресу: <адрес> в срок до <дата>
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Усольская центральная районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ..... рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (<дата>.)
Судья Н.А. Бабинова