Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-819/2020 ~ М-6666/2019 от 30.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 мая 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

    председательствующего               Соболевой Ж.В.

    при секретаре                                 Сапегиной Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Тольятти о признании решения незаконным,

    установил:

Истцы обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным постановление Администрации г.о. Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать устранить допущенные нарушения права путем повторного рассмотрения заявления ФИО1, ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 758 кв.м. с месторасположением: Российская Федерация, <адрес>, г.о. Тольятти, <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В обоснование административного иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 являются собственниками незавершенного строительством объекта – жилого дома (готовность 5%), с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером На основании п.21 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ между Администрацией г.о. Тольятти и ФИО1, ФИО2 был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером сроком на 3 года для завершения строительства индивидуального жилого дома. В связи с истечением срока действия, указанный договор между сторонами прекращен. Руководствуясь п.10 ч.2 ст.39.6, п.2 ч.5 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ, ФИО1 и ФИО2 совместно обратились в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении без проведения торгов на праве аренды на основании договора аренды сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером для завершения строительства индивидуального жилого дома. Постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 отказано в удовлетворении совместного заявления отказано. Считая отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права административных истцов на реализацию исключительного права, истцы обратились в суд.

В ходе судебного разбирательств исковые требования были уточнены, в результате чего административные истцы просили признать незаконным постановление Администрации г.о. Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административные истцы и их представитель ФИО4, действующий на основании доверенности не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивают.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, требования не признала, по основаниям изложенным в письменных возражениях, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку ранее ФИО8 уже обращались с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для завершения строительства незавершенного строительством объекта. Оснований для повторного предоставления не имеется и в данном случае нарушается принцип однократности предоставления земельного участка для завершения строительства. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с вместо испрашиваемого земельного участка с к.. В удовлетворении иска просила отказать.

Представитель заинтересованного лица - Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщили.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд считает заявленные требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане, являющиеся собственниками сооружений и зданий, расположенных на таких земельных участках.

Пункт 5 ст. 39.17 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 являются долевыми собственниками незавершенного строительством объекта – жилого дома (готовность 5%), с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления ФИО1 и ФИО2 о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, постановлением мэра г.о. Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 758 кв.м. с месторасположением: <адрес> южнее жилого дома, имеющего адрес: пр-<адрес>-ый Береговой, 18, формируемого в границах территориальной хоны Ж-1А – зона коттеджной застройки, земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Тольятти, <адрес>, предварительно согласовав ФИО1 и ФИО2 предоставление на праве аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. ФИО8 предложено произвести кадастровые работы, государственный кадастровый учет, срок действия постановления составляет два года.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в случае если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании указанной нормы права между Администрацией г.о. Тольятти и ФИО1, ФИО2 был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201063:1950 сроком на 3 года для завершения строительства индивидуального жилого дома. В связи с истечением срока действия, указанный договор между сторонами прекращен.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями части 2 статьи 39.6 названного Кодекса.

          В силу п.10 ч.2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства, в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 ЗК РФ.

При этом, в силу п.2 ч.5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Руководствуясь п.10 ч.2 ст.39.6, п.2 ч.5 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 совместно обратились в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении без проведения торгов на праве аренды на основании договора аренды сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201063:1950, для завершения строительства индивидуального жилого дома.

Постановлением Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 отказано в удовлетворении совместного заявления ФИО1 и ФИО2 о предоставлении без проведения торгов на праве аренды на основании договора аренды сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером для завершения строительства индивидуального жилого дома. Основаниями для отказа послужило обращение лиц, которые в соответствии с земельным законодательством не имеют права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1 ст.39.16 ЗК РФ), наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в предоставленных документах и сведениями об этом земельном участке, полученными в порядке межведомственного информационного взаимодействия (объект незавершенного строительства с к.н. расположен на земельном участке с к.н. (п.2 ст.10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле»).

Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Из материалов дела следует, что Администрация г.о.Тольятти не обращалась в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим требованием об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 63:09:0201063:1847, принадлежащего ФИО1, ФИО2 на праве собственности, путем продажи с публичных торгов. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Истребование Администрацией земельного участка без расположенного на нем объекта незавершенного строительства, находящегося в собственности истцов и зарегистрированного в установленном законом порядке, противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленному подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного ответчика о том, что объект незавершенный строительством с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером а не на земельном участке с кадастровым номером противоречит материалам дела.

В силу того, что ранее между Администрацией г.о. Тольятти и административными истцами, как собственниками объекта с был заключен договор аренды именно земельного участка с (п.1.2.6. Договора), Администрация г.о. Тольятти не могла не знать о том, на каком именно земельном участке расположен объект незавершённый строительством.

Кроме того, Управлением Росреестра по <адрес> в материалы дела представлены сведения о том, что объект незавершенного строительства с к.н. расположен именно на спорном земельном участке с кадастровым номером с месторасположением: <адрес>

В части довода Администрации г.о. Тольятти о том, что настоящие административное исковое заявление должно рассматриваться по правилам искового производства следует отметить следующее.

КонституцияКонституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право гражданина на обращение в суд в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3Абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.

В целях заключения договора аренды земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданин или юридическое обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, в уполномоченный орган.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2 ЗК РФ)

Таким образом, решение вопроса о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории городского округа Тольятти, отнесено законодательством к компетенции органа местного самоуправления.

Поскольку администрация, принимая обжалуемое решение, реализовала публично-властные полномочия в области земельных правоотношений по отношению к административным истцам, заявленные ФИО1, ФИО2 требования подлежат рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не могут быть предметом гражданского судопроизводства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого постановления администрации городского округа Тольятти -п/1 от 30.09.2019г. нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в частности п.5 ст.39.6 Земельного Кодекса РФ. Оспариваемым постановлением нарушено первоочередное право административных истцов арендовать спорный земельный участок на новый срок. Поэтому указанные обстоятельства в силу п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Исходя из положений п.1 ч.2 и п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения необходимо указать на устранение допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

           Руководствуясь, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

          Признать незаконным постановление Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -П/1 «Об отказе ФИО1, ФИО6 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером государственная собственность на который не разграничена, с адресом: <адрес>

Обязать Администрацию г.о.Тольятти повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 758 кв.м, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

О результатах рассмотрения заявления о предоставления земельного участка в аренду сообщить ФИО1, ФИО2 и в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:                                        Соболева Ж.В.

2а-819/2020 ~ М-6666/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пчельников А.А.
Пчельникова М.Б.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
23.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
30.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Подготовка дела (собеседование)
07.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
13.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.04.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее